Вернуться на главную

среда, 9 июня 2021 г.

То, что забыли сказать о праздновании Пасхи в Великую Субботу! Протопресвитер Анастасий Гоцопулос.


Пасха 2021 года в Греции, несомненно, войдет в историю Церкви как «новая веха» нашей церковной жизни. В будущем на эту Пасху будут ссылаться те, кто как истинные чада и члены Тела Христова глубоко переживает о возникшем отклонении от церковного литургического чина, канонического предания и православной нравственности.

Об этой Пасхе будут очень часто говорить и те, кто пытается сделать Православную Церковь Христа папо-протестантским сборищем, которое будет сохранять внешние элементы богослужения в качестве «фольклора», но при этом будет полностью лишено сущности Православного богословия и образа жизни, чтобы удобнее служить интересам других.

Это звучит как нечто невероятное, но разве это уже не произошло на самом деле? Постоянный Священный Синод, не получив соответствующие полномочия от Архиерейского Собора, выполнил кощунственные правительственные указания, главной целью которых было унижение Церкви Христовой (причём эта цель была ими достигнута). После этого некоторые злорадствуют и ликуют, что священники подчинились приказаниям свыше, а народ смирился с их решением и собрался в храмах в Великую Субботу во главе с «благочестивейшим» премьер-министром, который пришёл на праздник, радуясь своему «подвигу», прежде небывалому в истории, и стоял в храме в маске (точнее, в наморднике или нарыльнике) [1] — чтобы отпраздновать не трехдневное, а двухдневное Воскресение Христово!

А наш многострадальный народ, не обладающий элементарными богословскими знаниями, подчинился и смирился с «непонятными и в высшей степени нечестивыми решениями, касающимися Воскресения нашего Господа», как очень точно отметил митрополит Иерисосский Феоклит. И теперь вместо того, чтобы оплакать свои грехи и признать свою вину, потому что народ послушно участвовал в попрании предания Церкви, мы ликуем и радуемся!

Ничего, что Пасху отпраздновали в Великую Субботу, а не в воскресенье?

Ничего, что почти все, кто подходил к Чаше в Великую Субботу, причащались не натощак?

Ничего, что некоторые причастились в Великую Субботу вечером во второй раз, потому что утром они тоже приступали к Причастию?

Ничего, что архиереи и священники литургисали в Великую Субботу вечером без соблюдения евхаристического поста?

Ничего, что архиереи и священники отслужили литургию и причащали людей еще и утром Великой Субботы?

Ничего, что праздник Пасхи совпадал с каноническим празднованием законной фаски иудеев?

Ничего, что был нарушен и раньше времени прекращен строжайший пост Великой Субботы?

Ничего, что синодальным окружным посланием была извращена пасхальная служба и отменена Пасхальная заутреня?

Честно говоря, мне интересно, как архиепископы и священники, которые, безусловно, осознают и почитают свое (арх-)иерейское достоинство, примирились со своей совестью при таком грубейшем нарушении церковного предания?

Серьезность духовного кризиса, который переживает наша поместная Элладская Церковь, проявляется не только в синодальном решении от 20.04.2021 и в соответствующем синодальном окружном послании № 3041 от 21.04.2021, но также и в том, что, хотя почти ни в одной митрополии предписания Священного Синода по переносу Пасхи не были выполнены на деле, немногие митрополии осмелились публично заявить, насколько «непонятными и в высшей степени нечестивыми были решения, касающиеся Воскресения нашего Господа». Еще печальнее то, что некоторые из очень уважаемых всеми епископов попытались богословски аргументировать правильность этих решений (правда безуспешно).

Были и другие, которые привыкли подходить к серьезным вопросам духовной и церковной жизни в рамках своего собственного понимания и служения, и они заявили: «Те, кто противится синодальному решению, — раскольники и заблудшие» [2]! Ну что ж, теперь они могут быть довольны…

Конечно, самый серьезный урон из-за «непонятных и в высшей степени нечестивых решений» был нанесён синодальному институту нашей Церкви. Уважение народа Божия к синодальным решениям пошатнулось ещё больше, чем прежде! Я думаю, что нет другого такого решения Священного Синода Элладской Церкви по церковным и богослужебным вопросам, которое бы так же сильно осуждали и не выполняли на практике почти все епископы, причем даже согласившиеся с ним иерархи, поскольку они исполняли его не в полном объеме… Но нет худа без добра: теперь всем стало ясно, что синодальный институт, как и всё остальное в Церкви, функционирует должным образом и заслуживает нашего величайшего уважения только при определенных условиях. Священный Синод и его решения не являются богодухновенными и непогрешимыми ex sesse (сами по себе), как это происходит у папистов, но только при условии, что они выражают церковное сознание и предание. В противном случае, когда синодальные органы не выражают церковное сознание, не может применяться на практике даже единогласное решение Синода. Этому учит наше церковное предание. Только институт папства требует абсолютного подчинения всем своим решениям ex cathedra (с кафедры), потому что считает себя непогрешимым ex sese non ex consensu ecclesiae (сам по себе, а не в силу согласия Церкви).

Однако, крайне трагично и вместе с тем смешно, что некоторые (к счастью, немногие) митрополиты и епископы, которые сами не выполняли синодальное решение и предписания синодального окружного послания, теперь обвиняют и наказывают не применявших их священников... Это совершенно абсурдно… Если бы они захотели вести себя последовательно, то могли бы подать жалобы в Священный Синод и против всех собратьев-епископов, которые не выполнили синодальное решение. Совершится ли нечто подобное? Очень сомнительно…

Дай нам Бог покаяния, потому что, похоже, нас может ожидать ещё худшее развитие событий, судя по тому, как легко, буквально одним решением низвергается двухтысячелетнее церковное предание, основополагающие решения и правила Вселенских соборов. Ещё вчера было невозможно представить, что ими можно пренебречь с такой лёгкостью.

Некоторые говорили, что произошла ошибка и она больше не повторится — давайте больше не будем заниматься этим вопросом. К сожалению, я не разделяю такой подход, потому что с той же легкостью, с какой было перенесено празднование Пасхи с воскресенья на субботу, в будущем могут быть ниспровергнуты и другие основополагающие принципы и установления Церкви. Разве мы не пережили такое же «уважение» к Апостольскому преемству архиереев, признав каноническими и законными «рукоположения», которые совершил один аферист и шарлатан в Украине?!

Более того, попытка оправдать «непонятные и в высшей степени нечестивые решения, касающиеся Воскресения нашего Господа» станет прецедентом для тех, кто в течение многих лет пытается приравнять нашу церковную жизнь и предание к любым, даже самым нелепым порождениям своего богословского разума.

В своей статье под названием «И воскресшего во второй день по правительственным указаниям» (27.04.2021) [3] я попытался аргументировано показать, насколько неприемлемым с канонической точки зрения является решение о переносе празднования Воскресения Господня на Великую Субботу. Позвольте заметить, что приведенные в этой статье данные (святоотеческие и исторические свидетельства, канонические решения Вселенских и Поместных соборов, комментарии выдающихся канонистов) никем не оспаривались. В продолжение вышеупомянутой статьи я добавлю дополнительные аргументы.

Некоторые утверждают, что нет никакой проблемы в служении двух Божественных литургий в Великую Субботу, поскольку а) новые богослужебные сутки начинаются вечером во время вечерни, и б) на основании Типикона из правила о запрете служения двух Божественных литургий в один и тот же день исключаются три Господских праздника: навечерие Рождества и Богоявления и Великая Суббота, по причине особой значимости этих праздников [4].

Однако, внимательное чтение положений Типикона ведет к абсолютно противоположным выводам и подтверждает, что категорически запрещено совершение двух Божественных литургий даже в эти дни (с утра до вечера).

Давайте рассмотрим, что предусматривает Типикон:

1. Когда праздник Рождества и Богоявления припадает на день со вторника по субботу, в навечерие праздников (с понедельника по пятницу) служится только торжественная вечерня праздника с Божественной литургией свт. Василия Великого, а в день праздника служится Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста.

2. Однако когда праздник Рождества и Богоявления припадает на воскресенье или понедельник, в навечерие праздников (в субботу или воскресенье) служится только торжественная вечерня праздника без Божественной литургии, а в день праздника служится Божественная литургия свт. Василия Великого.

Почему устав прямо запрещает служить во второй половине дня вечерню с Божественной литургией и предписывает только торжественную вечерню, когда навечерие Рождества и Богоявления приходится на субботу или воскресенье?

Просто потому, что для церковного предания и порядка:

1. Немыслимо совершать две Божественные литургии в один и тот же день (с утра до ночи) и

2. Запрещается совершать Божественную литургию, если священнослужитель не соблюдал полное воздержание от пищи в течение всего дня до самой литургии. Также не могут причащаться и верующие, если они не соблюдали евхаристический пост и уже принимали пищу в течение дня (правила 29-е VI Всел. Собора, 41-е (48) Карфагенского, 47-е (50) 41-е (48) Карфагенского, 9-е Никифора Исповедника)!

Чтобы лучше понять литургическую практику, нужно помнить, что:

1.  В древней Церкви в основном совершали крещение оглашенных на Пасху и на Богоявление, 6 января (когда-то Рождество и Крещение отмечали вместе, в один день. Отдельная дата для празднования Рождества — 25 декабря — была установлена в более позднее время).

Праздники Пасхи и Богоявления были наиболее подходящими для приема новых членов Церкви через Таинство Крещения. Вечером, накануне этих великих праздников во время вечерни, когда идет подготовка-начало праздничного торжества, совершали групповые крещения оглашенных [5], а после крещения, конечно, служили праздничную Божественную литургию. Затем верующие и новопросвещенные приходили на всенощное бдение, длившееся до рассвета господоименитого дня, когда совершалась Божественная литургия, а потом разговлялись (правила 89-е VI Всел. Собора, 1-е Дионисия). Следовательно, Божественная литургия свт. Василия Великого, совершаемая накануне вместе с вечерней праздника, была связана главным образом с крещением оглашенных, а не с событием праздника. Если бы не было групповых крещений, то накануне и не служилась бы Божественная литургия с вечерней (как не служится она в великий праздник Пятидесятницы и в Понедельник Святого Духа)

2. Безусловно, Крещение и Божественная литургия со Святым Причащением предполагали строгий пост [«пусть постятся крещающий и крещаемый» [6] правила 29-е VI Всел. Собора, 41-е (48) Карфагенского, 47-е (50) Карфагенского, 9-е Никифора Исповедника]. Навечерие Богоявления (5 января) и канун Воскресения Христова (Великая Суббота) были днями строжайшего поста по причине Крещения [7] и, соответственно, служения Божественной литургии вечером — с вечерней.

Кроме того, в Великую Субботу соблюдался строжайший пост на основании слов Самого Спасителя, в связи с трехдневным Его погребением («Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься», Мф. 9, 14–15). Этот пост продолжался и после вечерни с Божественной литургией и распространялся на всю Великую Субботу до завершения пасхальной Божественной литургии на рассвете в пасхальное воскресенье, когда мы и разговляемся (правила 89-е VI Всел. Собора, 1-е Дионисия).

3. Однако, когда Рождество-Богоявление припадает на воскресенье или понедельник, накануне этих праздников, то есть в субботу или воскресенье, не может совершаться вечерня вместе с Божественной литургией и служится только вечерня, так как:

а. Строго запрещается пост в субботу и воскресенье (правила 64-е Св. Апостолов, 55-е VI Всел. Собора), а поскольку священники после вкушения пищи не могут совершать богослужение и причащать, а верующие — причащаться, то не разрешалось и служение Божественной литургии, и

б. Поскольку каждую субботу и воскресенье утром в течение всего года предусмотрено служение полной Божественной литургии (правила: 52-е VI Всел. Собора [8], 49-е Лаодикийского [9], 51-е Лаодикийского собора [10]), невозможно, чтобы вместе с вечерней или после нее Божественная литургия совершалась бы снова во второй раз в течение одного и того же дня, и верующие причащались бы дважды в одни и те же сутки! Подобное строго запрещено во всем нашем церковном предании!

Однако раньше в Великую Субботу такой проблемы не существовало, поскольку в Великую Субботу утром служилась только утреня Великой Субботы (т. е. чин погребения Плащаницы на приходах он служится в Великую Пятницу вечером), и никогда Божественная литургия. Божественная литургия (Василия Великого) обычно совершалась во второй половине дня, после вечерни Великой Субботы (Первое Воскресение), так что верующие, не евшие весь день, причащались Святых Христовых Тайн. А позже, вечером Великой Субботы начиналось Всенощное бдение, после полуночи пелось «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!», и за сим следовала Божественная литургия на рассвете пасхального воскресенья (при пении петухов, согласно 1-му правилу св. Дионисия)!

Более подробную информацию см. в статье «И воскресшего во второй день по правительственным указаниям» (27.04.2021) [11]. Я ссылаюсь только на мнение великого канониста вселенского Православия прп. Никодима Святогорца, который знал очень хорошо — намного лучше всех нас — и литургический порядок, и жизнь, и гражданский и византийский способ исчисления суток, и который обобщил церковную традицию по такому важному вопросу, как определение начала дня. Он очень метко отметил, что «день начинается… с седьмого часа ночи (1:00) и заканчивается к шести часам следующей ночи, и то дело, которое совершено за двадцать четыре часа этих дня и ночи, является и признается совершенным за один день» [12]. Все остальные рассудочные измышления чужды церковному преданию  и опыту…

 

Выводы:

1. Многовековое предание Церкви никоим образом не может смириться с совершением двух Божественных литургий в один и тот же день (с утра до вечера). Святые никогда не подразумевали, что во время вечерни сменяется день, и таким образом разрешается служение одной Божественной литургии — утром, а другой — вечером, после вечерни!

2. Никоим образом не разрешается совершение Божественной литургии священниками, которые приняли пищу, как и не разрешается причащаться верующим, которые поели и не соблюдали евхаристический пост, т. е. полное воздержание от пищи после полуночи. Единственной возможностью для применения икономии является ситуация, когда человек находится на смертном одре — тогда его можно причащать не натощак (9-е прав. св. Никифора [13]).

Предание нашей Церкви настолько строго относится к этому вопросу, что не делалось никакого исключения по икономии даже на великие праздники Богоявления (Рождество и Крещение). Отцы, составлявшие Типикон, предпочли изменить устав совершения праздничной вечерни и Божественной литургии в навечерие праздника и служить не Божественную литургию, а только вечерню, чтобы не нарушать эти основополагающие литургические и канонические принципы, на которых зиждется все предание нашей Церкви.

Протопресвитер Анастасий Κ. Гоцопулос

Клирик храма Святого Николая, г. Патры

12.05.2021

 

Источник: Παραλειπόμενα Μεγαλοσαββατιάτικου ἑορτασμοῦ τῆς Ἀνάστασης τοῦ Κυρίου! http://aktines.blogspot.com/2021/05/blog-post_62.html

 

[1] По меткому замечанию Γ. Τζανάκη, «Ἐν κημῷ καὶ χαλινῷ. Σὰν τὰ ζῶα στὴ σειρὰ» (1.4.21), в Ἐν κημῷ καὶ χαλινῷ. Σὰν τὰ ζῶα στὴ σειρά. | ΤΑΣ ΘΥΡΑΣ ΤΑΣ ΘΥΡΑΣ (wordpress.com)

[2] См. Провозгласившего себя «старцем» архимандрита Нектария (Мулациотиса), в https://www.youtube.com/watch?v=EQo CT2742-w&t=111s

[3]  https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/43268-peri-tis-synodikis-egkykliou-gia-tin-metathesi-tis-anastasis, «Καὶ ἀναστάντα τῇ δευτέρα ἡμέρα κατὰ τὰς κυβερνητικὰς ἐντολάς»! | ΤΑΣ ΘΥΡΑΣ ΤΑΣ ΘΥΡΑΣ (wordpress.com), http://anastasiosk.blogspot.com/2021/04/blog-post_734.html,

[4] Ἱ. Μ. Ἐδέσσης, «Γιὰ τὸν χρόνο ἑορτασμοῦ τῆς Ἀναστάσεως» (26.4.21), см. http://istographos.blogspot.com/2021/04 /blog-post_26.html.

[5] Остатки литургической практики древней Церкви сохраняются до наших дней в нашей литургической практике (многие ветхозаветные чтения, апостольские и евангельские чтения).

[6] Διδαχὴ Ἁγ. Ἀποστόλων 7, 4, ΒΕΠΕΣ 2, 217: «А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня», см. Π. Σκαλτσῆ, «Ἡ προβαπτισματική νηστεία» в сборнике Λειτουργικὲς Μελέτες Ι, ἐκδ. Πουρναρᾶ, Θεσσαλονίκη 2010, сс. 87-88.

[7] См. Νικόδημος (Βαλληνδρᾶς), Μητροπολίτης Πατρῶν, «Περὶ τοῦ Μεγάλου Ἁγιασμοῦ καὶ τῆς χρήσεως αὐτοῦ», в https://www.pentapostagma.gr/arheio/19066_peri-toy-megaloy-agiasmoy-kai-tis-hriseos-aytoy.

[8] «Во все дни поста святыя Четыредесятницы, кроме субботы и недели и святаго дня Благовещения, святая литургия да бывает не иная, как преждеосвященных даров». Согласно св. Симеону Солунскому: «Так как литургия есть служба необходимейшая и страшнейшая из всех, и спасение для всего мира: то и не признано справедливым совершенно оставлять ее когда-либо, даже во время самой, великой по названию и на самом деле, Четыредесятницы. Поэтому и на ней в субботу и воскресенье Отцы постановили нам совершать священную жертву, исполняя волю Господа… В течение пяти дней — приносить преждеосвященные дары; совершать же безкровную и животворящую Жертву в какой-либо другой день Отцы не законоположили» (PG 155, 904B).

[9] 49-е правило Лаодикийского собора: «Не подобает в Четыредесятницу приносити святый хлеб, разве токмо в субботу, и в день воскресный», см. комментарии Зонары и Вальсамона на 52-е правило VI Всел.собора, в Γ. Ράλλη-Μ.Ποτλή, Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων, ἐκδ. Β. Ρηγόπουλου, Θεσσαλονίκη 2002, τ. Β΄, с. 427-428.

[10] 51-е правило Лаодикийского собора: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные».

[11] http://anastasios.blogspot.com/2021/04/blog-post_734.html, «Καὶ ἀναστάντα τῇ δευτέρα ἡμέρα κατὰ τὰς κυβερνητικὰς ἐντολάς»! | ΤΑΣ ΘΥΡΑΣ ΤΑΣ ΘΥΡΑΣ (wordpress.com)

[12] Комментарий на 89-е правило VI Вс. Собора, Πηδάλιον, изд. Ρηγόπουλου, Θεσσαλονίκη 1991, с. 297-298.

[13] 9-е прав. св. Никифора Исповедника: «Больному, которому угрожает смерть, надлежит давать св. Причастие и после вкушения им пищи».


@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!