понедельник, 13 декабря 2021 г.

Беседа о лицемерии (архимандрит Савва Святогорец). Часть 1.


Часть 1. Письмо юноши ко Христу. Исцеление скорченной в субботу.

По милости Божией, по благословению Его Преосвященства и здесь присутствующих отцов, мы попытаемся рассмотреть хотя бы в некоторой степени эту обширную проблему, а точнее этот великий грех  грех лицемерия.

Чтобы наши утверждения не были голословными, я начну с письма, которое один 17-летний юноша написал ко Христу.

«Господи, хотя мне уже исполнилось семнадцать, но я ещё не чувствую себя взрослым. Конечно, во многом виноват подростковый возраст, но я не могу все списать на него. У меня проблемы и трудности. Напишу Тебе некоторые свои мысли. Мир о Тебе почти ничего не рассказывает. Он Тебя не знает и знать не хочет. Люди, окружающие меня, даже имени Твоего не произносят.

Многие из окружающих меня людей страдают от эгоизма, лицемерия,  ненависти. Они не хотят найти Тебя, Тебя ощутить, Тебя встретить. Когда я спрашиваю у них о Тебе, они в ответ иронически улыбаются и смотрят на меня с презрением. Для Тебя у них нет времени. Наверное, они в Тебя не верят. Они увлечены своими мелкими, однодневными и малозначимыми проблемами».

Думаю, что мы все согласимся с тем, что этот парень дает очень точное описание современного общества.

«И мне больно от того, что они всегда кажутся радостными и счастливыми. На их губах играет улыбка. Кажется, что они наслаждаются жизнью. Но я чувствую себя совсем по-другому. Ты, наверное, знаешь, как часто меня давят грусть, бессилие и одиночество. Возможно, мне и хотелось бы быть похожим на остальных… Но что-то в глубине сердца меня удерживает. Часто я ощущаю себя совершенно брошенным. Кажусь себе островом печали и боли в океане счастья».

Употребляя слово «кажутся», этот парень хочет сказать, что люди на самом деле не счастливы, но они притворяются счастливыми и делают вид, что купаются в счастье. Он недоумевает: «Почему они могут быть счастливы, а я нет? Кто ошибается, Господи? Они или я? Все желают, а некоторые даже обязывают меня, чтобы я стал таким же, как все».

Тот, кто выделяется из толпы, обычно становится козлом отпущения. Но мирская установка «будь как все» не подходит христианину. Человек, исполняющий волю Божию, — говорил один старец, — становится белой вороной. Этот парень, который пишет письмо, хочет познать Христа, но видит вокруг себя чудовищное лицемерие. Все делают вид, что счастливы. Они носят маску «успешного человека», но парень видит, что эта личина — фальшива.

«Слезы, и снова слёзы… Я не могу показать свои чувства перед друзьями. Ты прекрасно знаешь, Господи, что рядом с ними я пытаюсь улыбаться и казаться счастливым». Такую установку диктует нам общество. В противном случае тебя посчитают не таким как все, «асоциальным» и психологически неуравновешенным.

«Иногда у меня не получается лицемерить и грусть омрачает всё мое существо. В такие дни совершенно никто не интересуется, что со мной». По сути, мало кто любит своих ближних и интересуется жизнью других. На лицо проявление бесконечного одиночества.

«Мне легко писать Тебе, Господи, потому что я знаю, что Ты меня поймешь. Меня окружает эгоизм, ложь и извращения. Меня ранит безразличие окружающих. Меня ранит их злость и лицемерие. Для окружающих я стал объектом шуток. Если бы я матерился и жил развратно, уверен, никто бы не смеялся надо мной. Они бы считали меня за своего. Но мне противно представить, что я могу стать таким».

«Многие из моего окружения не верят в Тебя. Многие клянутся, что видели инопланетян, и желают, чтобы они существовали в реальности. Но Тебя они не принимают. Они верят в «затерянные цивилизации», а о Тебе и слышать не хотят. Я никому не могу довериться». Это самое трагичное. Лицемерие приводит к тому, что люди перестают доверять друг другу. Лицемерие становится образом жизни, чтобы не сказать больше — искусством. Так называемая политика — это искусство лицемерия.

«Я ненавижу грех, но мне кажется невозможным удержаться от ошибок. Я не знаю, кому доверять. Кто мне друг по-настоящему? Я живу семнадцать лет на этой земле, и не знаю, на кого можно положиться. Много раз меня предавали и ранили. Кто? Те, от кого я меньше всего ожидал предательства, а надеялся на истинную поддержку. Падая, я чувствую в себе уныние и понимаю, что такое ад. И даю обещание не повторять этого снова. Я ещё молод, Господи, и я очень слаб. Я одинок в этом мире грязи и лицемерия».

- Что же такое лицемерие?

Наш Господь Иисус Христос публично обличил фарисеев и лицемеров. Он не обличал перед толпой тех, кто согрешал против нравственности, мытарей, блудников и некоторых других грешников, но лицемеров Он обличал прежде всего.

Однажды Спаситель пошел в синагогу. Господь соблюдал ветхозаветный закон («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17)». Он ходил в синагогу по субботам точно так же, как в наше время верующие ходят по воскресеньям в храм. В синагоге Он сотворил чудо. Там была скорченная женщина, т. е. женщина с физическим недостатком — горбом, которая очень страдала от этого недуга целых восемнадцать лет. Несмотря на болезнь и боль, которую она испытывала все это время, она приходила послушать чтение и толкование Божественного Писания. Наш Господь Иисус Христос, увидев ее в таком состоянии и заметив в ней веру, исцелил её от недуга. Но в тот день была суббота.

Как мы знаем, евреи следовали закону Моисея, который гласил, что они не должны работать в субботу. Конечно, у них были разные «ухищрения», чтобы обойти закон и выполнять свою работу под разными благовидными предлогами. Но когда Господь исцелил эту женщину, начальник синагоги возмутился и сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13, 14). Как будто исцеление, чудо, которое совершил Христос, это была работа. Но каков на самом деле был мотив этого заявления? Ничто иное, как зависть и ревность. Лицемерно выставляя себя ревнителем закона, начальник синагоги, по сути, излил свою ненависть и попытался унизить Христа. Выставить Его перед людьми как беззаконника, согрешающего против закона Моисея.

- Как ему ответил Господь?

«Лицемер». Прямо в точку. И далее: «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лκ. 13, 15). Разве каждый из вас в субботу не занимается какой-то неотложной домашней работой, например, приводит животных к воде?

«Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 16). Дочь Авраама — это чадо Божие, а не животное; это человек, созданный по образу Божию. Неужели Я не должен был в этот субботний день освободить её от мучений, которые терзали её на протяжении целых восемнадцати лет? Ты проявляешь заботу по отношению к своему жаждущему животному и правильно делаешь. А как насчет человека? Вот оно страшное, ужасающее лицемерие!

Пользуясь случаем, позвольте сделать небольшое отступление. Обратите внимание на проявление лицемерия с нашей стороны:

- Сколько детей гибнет ежегодно в Греции по причине абортов?

Некоторые приводят цифры — 300 000 или даже 500 000. При этом если фиксируется случай утопления кого-то из деток, это вызывает огромный резонанс. Конечно, даже гибель одного ребёнка — это трагедия, об этом нужно говорить публично. Но почему о тех бедных малышах, погибающих от абортов, не говорит практически никто? За всеми этими смертями стоят огромные денежные средства. Существуют целые лаборатории, целая индустрия, которая использует убиенных младенцев в своих темных целях. В этом тоже наше великое лицемерие. Дуем на соринку и не замечаем бревна…

Когда Господь обличил начальника синагоги, этот лицемер и все его окружение были постыжены, а простой народ выражал свою радость.

Известный толкователь Евангелия, иеромонах Никифор Феотокис, писал:

«Слышали ли, каким именем назвал Богочеловек начальника синагоги? Лицемер. Он одно говорил, а цель его слов была иная. Внешне его речь представляла собой защиту закона, но его цель заключалась в том, чтобы оскорбить Господа — Того, Кто даровал этот закон, Самого Законодавца. Лицемером назвал его Богочеловек и обнаружил его лицемерие перед всеми. Грех лицемерия, который одни называют «естественным характером», выставляя его как некое дарование, а другие — «полезным искусством» или «нужной политикой», есть великий грех и причина многих, различных и великих беззаконий. Лицемерия корень есть злоба, плоды же его: ложь, обман, коварство, неправедное приобретение, бесчестие и вред ближнему. Некоторым из вас это покажется странным. Но давайте откроем Священное Писание и посмотрим, что написано там. Что повелевает нам Господь, Который по Своему великому человеколюбию хочет, чтобы человеческие нравы были честны, мысли праведны, а сердце свято?

«Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37).

«Человече, Он говорит: если разум твой помышляет «да», то «да» должны молвить и уста твои. Если разум твой помышляет «нет», то «нет» должны произносить и уста твои. А когда начинаются намеки и двусмысленности (то есть слова, имеющие двоякое значение и сбивающие с толку), непонятные изречения, нарочито неясные ответы, мутные и расплывчатые выражения — все это от лукавого. Если человек думает одно, а говорит другое, если на словах говорит «да», а на деле являет «нет», или на деле являет «да», а на словах «нет», все это порождение лукавства, изобретения диавола. Это и есть лицемерие, что подтверждает и святой апостол Иаков, брат Господень: «Да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5, 12). Св. апостол Иаков предостерегает нас от греха лицемерия. Когда об одном мыслишь, а другое говоришь; одно замышляешь, а другое обещаешь; одно говоришь, а другое делаешь, ты впадаешь в грех лицемерия, то есть становишься лжецом, обманщиком, подлецом и предателем».

Но сегодня лицемерие считается «добродетелью»! Важнейшим умением и навыком! Уметь извиваться, увиливать, проводить правильную политику...

«Если посмотришь на дела лицемера, увидишь его творящим милостыню, богомольцем, постником, обличающим и «сучки», то есть малейшие ошибки других, ревнителем закона, учителем добродетели и святости. Ты увидишь, что и речь, и внешний вид, и походка лицемера, и все его дела облачены в форму добродетели и святости. Полагая, что все это он делает во славу Божию и для спасения своей души, ты почитаешь его как добродетельного и святого человека». Именно так поступали фарисеи, и простой люд считал их святыми.

«Но если внимательно рассмотришь обстоятельства, сопутствующие делам его, то ясно увидишь, что, поступая таким образом, он не преследует иной цели, кроме как показаться святым перед людьми и быть прославленным ими». Вот почему и Господь наш Иисус Христос сказал: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф. 23, 5).

«И если бы только это, то есть тщеславие, было намерением лицемера, то он бы вредил только себе самому. Но у него есть и другая, главная цель». Какая? Любостяжание. Он стремится заработать деньги, приобрести материальные блага. Посредством таких коварных и обманчивых средств, к которым прибегает лицемер, обманывая народ, он получает от людей репутацию добродетельного и святого. И таким образом он становится обладателем сердца их. Слово его тогда крепко и сильно.

«И тогда люди бегают за ним. И тогда он приобретает не только честь, почтение и поклонение, но также и деньги, и имущество, и все, что только пожелает». Вспомните, что говорил нам Христос: «Горе вам, лицемеры, что поедаете домы вдов» (Мф. 23, 13). Они своей хитростью лишали крова вдовых женщин. Выставляли себя великими святыми, люди им доверялись и предлагали им деньги и имущество.

«Видим мы сие древле на учителях неправды, раздора и нечестия». Толкования Никифора Феотокиса написаны старинным, но прекрасным языком. Иеромонах Никифор хочет сказать, что и в прошлом подобное имело место от учителей беззакония и ереси. Они выставляли себя перед людьми святыми и, напустив туману при помощи слов, вводили их в заблуждение. Будьте осторожны, это происходит постоянно. Даже сегодня у еретиков, экуменистов, так называемых «метапатериков», которые поносят Святых Отцов, речь очень неясная, мутная, и в эти мутные воды они подбрасывают яд. Люди многого не понимают... А те нарочно показывают себя мудрыми, чтобы трудно было разобраться.

Таким образом и в прошлом, и сегодня так называемые «гуру» обманывают множество людей и зарабатывают на этом большие деньги. Рассказывали об одном гуру, у которого было несметное количество роллс-ройсов. Приобретены они были на деньги, которые он собирал с наивных, обожествляющих его людей.

«Лживо притворяясь ревнителями и показывая себя творящими истинные и святые дела, они называли самих себя пророками и посланниками Божиими, являлись беседующими с Ангелами, явления и чудеса вымышляли и составляли законы, якобы данные им Богом». Здесь он подразумевает мусульман и ислам, но не может сказать об этом открыто. Мухаммед представился пророком и сказал, что он получил Коран с небес, какая ложь... Все это лицемерие измышляет, чтобы завоевать сердца людей. Именно поэтому он говорит: «Разумейте, слушающие, чего именно касается это слово».

Никифор Феотокис жил с 1731 по 1800 год, то есть все это было сказано более двух столетий назад. Но при этом можно заметить, что слова, сказанные тогда, сегодня отличаются исключительной актуальностью, поскольку все повторяется снова и снова.

«И ныне мы видим то же, творимое некоторыми лицемерами, которые обманным путем завладевают домами бедного простого народа». Спаситель наш Иисус Христос, понося лицемеров, говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение» (Мф. 23, 13).

«Кроме сего, мы видим, что человеческое нечестие стало выдавать богоненавистное это дело за нечто важное и вместо «лицемерия» наименовало его иначе — политикой, наделив его положительным смыслом».

Сегодня политика несколько утратила свое значение, но, тем не менее, можно еще увидеть, как люди преклоняются перед политиками, следуют за ними. Политика стала своего рода искусством.

См. продолжение Часть 2 здесь.

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!