вторник, 14 декабря 2021 г.

Беседа о лицемерии (архимандрит Савва Святогорец). Часть 2.

 

Часть 2. Политика как искусство лицемерия. Достичь настоящего успеха могут только те, кто имеет благословение Божие.

Предыдущую часть 1 см. здесь.

- Чем же в сущности является политика?

Это лицемерие.

«Кто ныне не желает и не старается быть политиком? Почти никто. Все почти политику почитают за вещь нужную и знание полезнейшее».

Например, о турках говорят, что у них очень хорошие политики. Знаете ли вы каким образом они действуют?! Раздают бриллианты и золото направо и налево. Для того, чтобы воплотить свои планы в жизнь, они подкупают сильных мира сего.

«Политика восседает в царских дворцах, правит на судах, ходит по торгам, вкрадывается, о несчастие! и в самую Церковь». Именно это должно беспокоить нас в первую очередь. «Политика похваляется и превозносится, и почитается за великое совершенство, и за средство к исполнению великих дел. Однако нынешняя политика — это не что иное, как лицемерие, а политик не другое иное, как лицемер. Они имеют одну и ту же сущность, но только разные названия. Ибо кто такой политик, как не тот, у которого одно на языке, и совсем другое в сердце? Приходишь во время нужды к политику, прося его и говоря: «Почтеннейший господине! Помоги мне ради Бога в моей нужде; защити меня, прошу, в моем опасном положении!». — «Да, — откликается он на просьбу, — с радостью». Говорит приятные слова и дает обещания. Ты уходишь от него успокоенным и остаешься беспечным, ожидая, что он, по словам своим и обещаниям, позаботится о твоем деле и нужде. Но он ни малейшего о том не прилагает старания: дело твое в худшее приходит состояние и ты пожинаешь плоды несчастия. Если бы он, когда ты приходил его просить, сказал тебе истину, то есть: «Не хочу» или «Не могу исполнить твое прошение», ты бы тогда не полагался на него, но успел бы обратиться в другое место и, возможно, смог бы предотвратить если не весь ущерб, то хотя бы его часть. Но поскольку тот своими речами обнадежил тебя, и, так сказать, связал твои руки, — тебе пришлось понести столь огромный ущерб. Именно этому учит искусство политики: говорить «да» на словах, и «нет» в сердце, и наоборот. Именно так поступает политик — «да» произносит устами, а «нет» скрывает на сердце и напротив. Что же это иное, если не чистейшее лицемерие, ложь, обман и вред для ближнего?».

Это относится не только к политикам, которых мы знаем или наблюдаем по телевизору, ситуацию следует рассматривать намного шире. Производственная компания говорит: «У нас своя политика». Муж говорит жене или жена говорит мужу: «Такова моя политика». Политика — это великое лицемерие. Это есть грех: думать одно, а совершать иное.

«Встречаешь политика, который является твоим тайным врагом. Он в устах являет мед, а в сердце скрывает яд; приветствует тебя как любимый друг, будто видит перед собой наилучшего друга. Осыпает тебя словами приятными и мягкими паче елея. Как говорится в Псалтири: «Умякнуша словеса их паче елеа» (Пс. 54, 22). Но самые эти слова больно, словно острое оружие, ранят тебя: «И та суть стрелы». Ибо если ты впадешь в заблуждение и, признав его за друга, откроешь ему тайну свою и дело свое, он тебя уничтожит. Именно в этом и состоит то, что сегодня мы называем «политикой», но по сути это искусство диавола. Это коварство и лицемерие, посредством которого, всячески притворяясь, обманывают ближнего».

«Это дьявольское искусство, потому что первым его учителем и изобретателем был не человек, а диавол, облачившийся в образ змея». Точно так же поступают и политики сегодня, которые «облекаются в образ защитников и друзей». В университете мы называли их «дедами», потому что они только выдают себя за «старших и родных», но таковыми не являются. Диавол первый поставил под сомнение заповедь Божию: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17) и начал извращать слова Господни. На то, что Господь сказал «да», враг рода человеческого сказал «нет»: «Вы не умрете, нет. Не слушайте, что говорит вам Господь». Он первый солгал, и обольстил, и повредил человеческому роду. Его последователями и учениками являются нынешние политики, говорящие вместо «да» — нет, а вместо «нет» — да. Они лгут, вводят в заблуждение и причиняют вред всем селениям, городам, странам и народам».

Повторяю, давайте не будем рассматривать этот грех отвлеченно, со стороны, но рассмотрим его применительно к себе. К сожалению, каждый из нас подвергался пагубному влиянию царящего в мире лицемерия, поэтому и тот бедный юноша, письмо которого мы зачитали ранее, говорил, что живет в таком мире, где внутреннее содержание его души отличается от его внешнего поведения. Он носит некую маску счастья, а внутри него — бесконечная пустота, что признает и он сам в своем письме. К сожалению, многие другие люди не имеют такой искренности, чтобы признаться в этой душевной пустоте. В результате, они погибают сами и губят всех тех, кто находится вокруг них.

Данная модель поведения («вести себя подобающим образом», комильфо) передается от них к другим почти насильственным путем. Тот, кто не принимает эту модель, считается социально неадаптированным, не пригодным для жизни в обществе. Таких людей посылают к психиатру.

Если вы начнете ходить в церковь и со временем будете находить в этом утешение, вам скажут, что у вас не в порядке с головой. Возможно, вы сошли с ума?

«Сему искусству первым научил человека всезлобный человеческого рода враг. Диавольское лицемерие погасило добродетель, столь необходимую не только для спасения души, но и для функционирования мирского государства. Она погасила любовь и породила подозрения и сомнения, из чего и произросло все зло в этом мире».

Знаете, что сказал один человек? Я даже жене своей не доверяю. Вы слышали такое признание? И как с этим дальше жить? Если ты не доверяешь и сомневаешься даже в своей жене, или в своем муже, кому после этого можно тогда доверять? Вот к чему привело лицемерие, вот какое зло оно породило. Никто никому не доверяет. Все друг друга в чем-то подозревают. Вдруг за улыбкой и пожеланием доброго дня на самом деле скрывается что-то недоброе?

«Господин сомневается в верности своего раба. Раб сомневается в защите, которую обещал ему хозяин. Друзья сомневаются в искренности близких друзей. Брат не доверяет своему брату. Отец не во всем полагается на сына, а сын также на отца. Муж остерегается вероломства жены своей, а жена сомневается о непорочности своего мужа. Но где подозрение, недоверчивость и страх, там не имеет места любовь».

О какой любви может потом идти речь: в семье, в коллективе, на приходе, в обществе? Любовь исчезает и пропадает, поскольку есть место сомнению и подозрению, а все это потому, что есть лицемерие. Простите меня за то, что я сейчас вам скажу, я услышал это от одного Владыки: «Я в ужасе от лицемерия наших священников». Что уж тут говорит об обычных мирских людях. Давайте называть вещи своими именами. Простите меня еще раз. В данном вопросе требуется много внимания, ведь лицемерие очень опасно. Оно проникает в наш разум и разъедает нас как ржавчина. Мы показываем себя совершенно другими, чем мы есть на самом деле.

«Слово «да» — это уже не «да», а «нет» совсем не означает «нет», но имеет противоположный смысл, утвердительный. И устное признание и письменное, и обещание под присягой тоже ничего не значат, а представляют собой махинации и обманы. Человеку не верят на слово и просят поклясться. Он клянется, но клятва его лжива. «Требуется спор и рассмотрение дела, и доказательства для убеждения в том, что «да» — это действительно «да», а «нет» — это действительно «нет». Должно произойти много чего, целая история, чтобы человек смог понять (если ему это удастся), что слова собеседника соответствуют истине.

«Если же мы друг друга подозреваем во лжи, какая может быть взаимная любовь между нами? Какое согласие в супружестве? Какой может быть мир среди родных? Как можно говорить о правде в судах?».

Совсем недавно я узнал, что перед судами, у входа, стоят специальные люди, которые ждут, чтобы им заплатили, и готовы после этого заходить в зал суда и давать лживые показания. Знаете ли вы об этом? Да, есть и такие! Профессиональные лжесвидетели! Кто пожелает, может нанять лжесвидетеля за деньги. Это трагично. И это показывает, насколько господствует лицемерие в нашем обществе. Человеку сегодня ничего не стоит положить руку на Евангелие и солгать.

«О каком единении между людьми может идти речь? Где единое сердце? Где единство души и разума? Где спасение души и мира? Один другого подозревает, другой другого обманывает. И каждый старается наилучшим способом обольстить других. Наиболее лицемерный из всех пытается занять ведущие позиции и стать лидером.

Но как жить, скажете, в этом мире, не используя политику? Мы не сможем успешно ни подчиненными управлять, ни торговать, ни навести порядок в своем собственном доме, ни исполнить другие дела без этого лицемерия. «Те, кто так говорит, неужели вы полагаете, что человеколюбивейший Бог дал эту заповедь: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф. 5, 37), для того, чтобы нам повредить и соделать нас несчастливыми и злополучными?».

Разве таков наш Господь? Ведь если ты говоришь, что невозможно прожить без притворства и лицемерия, что это значит? Ты говоришь, что Бог есть зло. Ведь, судя по твоим убеждениям, он дал нам неверную заповедь — говорить то, что на сердце. Таким образом, мы хулим Бога, когда говорим, что если мы будем соблюдать слово Божие, то проиграем, потеряем. Разве не так? Ты ведь тем самым говоришь, что Господь нас не любит.

«Какая глупость, какая хула! Великое поистине человека помрачение». Назвать заповеди Живодавца неверными и разрушительными! Сегодня сплошь и рядом можно увидеть и услышать людей, которые говорят, что сегодня Евангелие не применимо, что нельзя жить по Евангелию, что с Евангелием нельзя двигаться вперед и развиваться. Действительно, с Евангелием ты двигаешься не вперед, а ввысь! С Евангелием и с Крестом ты идешь напрямую к Богу. Вот к чему надо стремиться. Потому что жизнь наша, братья, имеет свойство однажды подходить к концу. Очень скоро все мы уйдем и предстанем пред Судом Божиим. И Суд этот будет проходить по законам Господа.

«Все те, кто говорит и настаивает на этом, не веруют в Бога и не доверяют своим собственным чувствам. Отверзи очи и виждь, услышь, осяжи своими руками: тот человек, чье «да» — это да, а «нет» — это нет, кто никогда не лжет, не обманывает, не поступает двулично, не обижает ближнего, но говорит всегда истину, гнушается лжи, бегает коварства, приносит пользу не только каждому из нас, но и в целом всему сообществу. Это человек, которого все уважают и хвалят, к которому относятся с почтением и доверием; человек уважаемый и честный, всем приятный и любимый всеми, который и подчиненными хорошо управляет, и в торговле успевает и во всех делах своих довольные показывает успехи».

Этого человека, вы не цените. Но на самом деле происходит вот что: достичь настоящего успеха могут только те, кто имеет благословение Божие. Лицемеры же и лжецы хоть и будут, по попущению Божию, благоденствовать некоторое время, но потом все потеряют и от них не останется даже следа. «Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские» (Пс. 36, 35), но потом он падает, пропадает. Человек же смиренный, имеющий страх Божий и соблюдающий заповеди Его, пожинает добрые плоды.

См. продолжение Часть 3 здесь.

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!