понедельник, 20 декабря 2021 г.

Митрополит Морфский Неофит: «Молитвами святых отец наших Николая и Спиридона».


 

Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ я́же веще́й и́стина; сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая. О́тче священнонача́льниче Нико́лае, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


 Проповедь митрополита Морфского Неофита на праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, в монастыре Святого Николая в селении Орунта. Морфская митрополия, о. Кипр. 06.12.2021.


Желаю вам всем многая лета: отцы, матери, братья и сестры. Желаю вам всем многая лета в вере.

В тропаре святителю Николаю Чудотворцу самая первая характеристика и первое качество святителя, на которое обращает внимание наша Церковь, — это его вера. Не его чудеса, которых он совершил превеликое множество. В нашей Церкви лишь немногие святые отцы удостоились называться «чудотворцами», например, святой Спиридон и святой Николай в древней Церкви, и святой Нектарий Пентапольский в 20-м веке, в новейшее время. В далекой древности «чудотворцем» называли и святого Григория, который был духовником св. Макрины, бабушки св. Василия Великого. В тропаре святителю Николаю прежде всего подчёркивается не его великий дар совершать чудеса, а его вера, потому что если бы у него не было этой горячей, ревностной веры, он, конечно, и не совершил бы столько чудес…

Какое чудо святителя Спиридона стало известно по всей Вселенной? Это чудо с черепицей. На Первом Вселенском Соборе присутствовал и св. Николай, и св. Константин Великий, и св. Афанасий — великие святые нашей Церкви. Здесь надо сказать, что еретик Арий обладал выдающимся красноречием и благообразной, внушающей доверие внешностью. Он сумел расположить к себе некоторых архиереев, поэтому существовала опасность, что Собор примет неправославные догматы. Бывает и так, что заблуждаются целые соборы. Некоторые говорят, что превыше всего собор. Но на самом деле превыше всего — богоносные Святые Отцы. Как звучит отпуст, который мы говорим в конце богослужения? «Молитвами святых соборов наших»? Нет. «Молитвами святых отец наших». Богослужение подтверждает догматы. И выражает явным образом сокровенную премудрость нашей веры. 

I Вселенский собор. Св. Спиридон Тримифунтский с черепицей (слева) и св. Николай, заносящий десницу, чтобы дать пощечину Арию (справа).

 

Чтобы посрамить дерзкого еретика Ария, святитель Спиридон, по особому Промыслу Божию, совершил чудо с черепицей. Когда он взял её в руку и помолился, то из черепицы вверх вырвалось пламя, вниз побежала вода, а в руках чудотворца осталась глина. И тогда святитель сказал: «Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Святитель Николай на Первом Вселенском Соборе тоже проявил себя как горячий защитник и поборник Православной веры. Что говорится о святом Николае в тропаре после «правило веры»? Он был «образом кротости». Святой Дух почивает на тех, кто кроток и смирен сердцем. Святой Николай был одним из самых кротких и смиренных людей. Но когда он услышал богохульные слова Ария, который проповедовал, что Христос не есть Бог, но является творением Божиим, как и мы, т. е. «тварью», он исполнился священного гнева. Если речь идет о защите веры, о защите Родины и, — как говорил преподобный Паисий Святогорец, — о непорочности нашего тела, в этом случае мы должны проявлять гнев. Если кто-то приближается к нам с намерением опорочить нашу веру или совершить растление тела, мы должны дать жесткий отпор. Как говорится в народе: «Каков привет, таков и ответ».

Иногда резкий ответ необходим для того, чтобы пришли к равновесию те, кто стремится перевернуть всё с ног на голову, насадить злославие, ересь, которая ведет к вечной погибели, если мы не покаемся. Прозревая беззаконие, сокрытое в сердце Ария, св. Николай преисполнился гнева и дал ему пощечину.

Император Константин Великий, по законам того времени, отдал распоряжение посадить святого в темницу. Но есть закон, который стоит выше законов государства, это закон веры. Государства приходят и уходят, а вера пребывает всегда. Наша вера ведет нас не во временное государство, где мы будем жить 50, 70 или пусть даже 100 лет. Неповрежденная Православная вера ведет нас к святости, как она привела к святости и пастуха Спиридона, и рожденного у престарелых родителей Николая. Их стойкость в Православии и исповедание веры сподобили их неувядаемой славы…

Святые безбоязненно ставили еретиков на место и сопротивлялись им. Если кто-то хулил Господа, они не были «вежливы» с таким человеком, как советует нам безбожная Европа. Вера требует мужества и исповедания, а не лицемерной светской вежливости.


О. Иоанн Диотис и афинские полицейские.

Несколько дней назад в Афины после визита на Кипр приехал папа Римский. Встречать его собралась целая толпа «вежливых» и любезных людей. Среди тех, кто ждал того момента, когда папа Римский пройдет в Архиепископию, был отец Иоанн Диотис, священник весьма преклонного возраста. Он имеет большие заслуги перед Церковью, поскольку его стараниями была издана вся Патрология Миня в 150 томах и святоотеческие творения распространились по всему миру. При виде папы Римского этот старец возвысил свой голос и закричал: «Папа, ты — еретик!». Его мгновенно схватила полиция и оттащила прочь. Полиция сделала свое дело. Но сделал свое дело и отец Иоанн. Думаю, что в тот самый момент за отважное исповедание веры Христос простил и изгладил из книги Жизни все совершенные им когда-то прегрешения. Отец Иоанн сказал чистую правду, это не было оскорбление. Мы не сослужим с папой Римским и с разными пасторами, потому что они имеют искажения в вере. И кто-то должен сказать им правду, когда все остальные молчат. К чему это молчание? Страха ради иудейска? Или из-за страха полиции? Где тот дух самопожертвования, которым обладали святые, например, святой Николай, который был посажен в темницу Константином Великим? А освободили его Сам Христос и Матерь Божия. Христос вручил ему Евангелие, а Богородица — омофор. Утром стража вошла в его камеру и увидела его облаченным в омофор и читающим Святое Евангелие. Они в изумлении спросили: «Откуда здесь взялось всё это?». «Меня посетил Господь и Пресвятая Владычица наша Богородица. Это принесли мне они». Стражники доложили обо всем Константину Великому, после чего император испросил прощения у святителя Николая, преклонив перед ним колена, и, в свою очередь, сподобился прославления в лике святых. Есть разные пути к обретению святости: либо великие подвиги, либо исповедание веры, либо мученичество за Христа. Но как бы там ни было, непременным условием является чистота Православной веры. Только тогда мы становимся причастны святости Божией: Отца и Сына и Святаго Духа.

Обратите внимание: на каждой литургии обязательно звучит Символ веры. Его поет народ в храме, а епископ или священник произносит его в алтаре. Если он не прочитает его по-православному, правильно, то причащаться у него нельзя. Мы не получим прощения и оставления грехов, и не наследуем жизни вечныя. Потому что у тех, кто не исповедует веру по-православному, — другой «господин», не Владыка Христос. Нам известно, Чей корабль может благополучно совершить плавание по морю мира сего и достичь вечной жизни в Земле живых. Этим кораблем, этим Ковчегом спасения является только Православная Церковь — Единая, Святая, Соборная и Апостольская.

И дело здесь не в том, у кого больше всего верующих, как говорят паписты, а в том, чтобы Церковь сохраняла православную веру святых. И второе, о чем мы порой забываем: только в нашей Церкви возможно исцеление сердца от страстей и грехов, наследственных и приобретенных, посредством православной аскетики. Она единственная знакома с этим великим искусством. Наши святые отцы и святые матери записали, как происходит очищение ума и сердца, в своих творениях. Все это выражается одним словом: покаяние. Один католик[1] считает, что достаточно попросить прощения на словах, и это можно назвать «покаянием». Но он путает покаяние и раскаяние. Иуда тоже раскаялся в содеянном, но, в конечном итоге, покончил жизнь самоубийством. Покаяние — это нечто иное. Это изменение ориентации ума. Ум видит не то, что говорят другие, и не страсти и немощи других, а свои собственные. Как прекрасно узреть свои недостатки, свои заблуждения!

На днях мне звонила одна знакомая из города Пафос:

- Что делать, Владыка? Я боюсь. Как будут дети учиться в школе, что будет с этими прививками, с войнами, с пророчествами святых?.. Я спросила свою бабушку, а она говорит: «Девочка моя, поменьше думай об этом. Чем больше думаешь, тем сильнее тебя охватывает страх».

Тогда я ответил:

- Твоя бабушка, конечно, права. Самый верный способ исцелиться от страха — это меньше давать простор своему воображению, но больше молиться. «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18). А совершенная любовь проявляется тогда, когда ты молишься Возлюбленному Господу нашему Иисусу Христу.

Сегодня на службе очень хорошо пели. И в какой-то момент на литургии мне пришел помысел гордости: «Какой хороший монастырь мы построили! Как мы прекрасно поем, какое у нас везде благолепие!». Началось превозношение… Слава Богу, я сразу спохватился: «Неофит, что ты делаешь? Превозносишься? Приписываешь дела Божии себе?». И тогда, обратившись к Святому Престолу, где стояли Святые Дары, я сказал: «Господи Иисусе Христе, прошу Тебя: научи меня желать только Твоей славы. Ты еси моя слава, я же — ничто. Без Тебя мне ничто не под силу». Только такой образ мышления является православным. А как только мы перестаем молиться, сразу начинаются помыслы «слева». Едва лишь поняв это и осознав свою неправоту, я снова начал молиться ко Господу нашему Иисусу Христу, Который, по Своей великой любви, простил меня, грешного…

Поколения сменяются одно за другим. Не будем стремиться к славе человеческой, которая преходяща и временна. Будем желать славы Христовой, пребывающей в вечности.

Еще раз повторим важнейшие условия для духовной жизни: неповрежденная Православная вера и покаяние, исцеление ума и сердца. К чему заботы житейские, тревоги и страхи? «Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам» (Мф. 6, 33). Перечитывайте Евангелие, читайте жития святых. Читайте Псалтирь. И возлюбите Возлюбившего нас Господа Иисуса Христа. И тогда Он наведет порядок и в ваших мыслях, и в вашем сердце.

Знаете, о чем я размышлял после того телефонного звонка?

Когда мы изучали философию в университете, то проходили философию Канта и бездумно впитали ее в себя. Cogito ergo sum. «Я мыслю, следовательно, я существую»[2]. Когда я рассказал об этом преподобному Порфирию Кавсокаливиту, он сказал: «Это ошибочное высказывание, чадо, в духе папизма. Еретическая вера порождает еретическую философию. Мы, православные, рассуждаем не так. «Я молюсь, следовательно, я существую».

Прп. Порфирий Кавсокаливит.

Некоторые перефразируют это утверждение иначе: «Я люблю, следовательно, я существую». Но если ты не молишься, не постишься, не подвизаешься в добродетелях, не причащаешься Святых Таин, не приносишь покаяние в своих грехах, ты не сможешь достичь настоящей любви. Давайте не будем обманывать ни себя, ни других. Любовь — это вершина всех добродетелей. А начинается всё с молитвы и поста.

«Сей род, т. е. демоны, изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 19–21). Не случайно в тропаре святителю Николаю после того, как он именуется «правилом веры» и «образом кротости», говорится, что он учил свою паству воздержанию на своем собственном примере («воздержания учителя яви тя стаду твоему»). Воздержание касается не только поста и не только пищи. Под этим следует понимать и удерживание себя от скверных помыслов и греховных желаний.

Не надо углубляться во множество помыслов, которые могут потопить нас в пучине страстей. Больше читайте Псалтирь, больше молитесь. Обращайтесь ко Господу с такими словами: «Господи Иисусе Христе, даруй мне кротость, смирение и простоту». Это то, о чем молил Бога преподобный Евмений (Саридакис), и сподобился святости. А преподобный Паисий Святогорец молился такими словами: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас», вознося молитву не только о самом себе, но и о спасении всего мира.

Отверзите двери Богу, откройте свое сердце Христу. Молитесь, поститесь, просите у Него кротости, смирения, простоты, и Господь ниспослет вам Свою благодать. Под словом «благодать» следует понимать силу Божию. А затем, если сподобит Господь, вслед за ней придет и слава Божия, т. е. нетварный свет Бога-Троицы. Этот свет, — как говорила приснопамятная старица Галактия, — исполнен Божественного ведения. Те из вас, кто помоложе, получает много информации при помощи своих компьютеров, но это знания о вещественном и земном. Если же вы желаете познавать Божественные истины, вам потребуется много молитвы. И тогда вам явится слава Христова.

Но это случится не тогда, когда мы захотим, а когда будет угодно Богу. Мы же будем просить у Него только кротости, смирения и простоты. Когда человек обрящет эти добродетели, за ними последует и слава Божия, если будет на то воля Господня.

Не берите пример с вашего убогого Владыки, который отвлекся от молитвы в алтаре. Берите пример со святителя Николая. Для нас образцом подражания являются богоносные святые. Давайте будем их слушать и следовать за ними во всем.

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже нас, помилуй и спаси нас! Аминь».



[1] Папа Римский, прим. переводчика.

[2] Первоначальное высказывание принадлежит Рене Декарту, но Кант тоже рассматривал его, — прим. переводчика.


Источник: https://immorfou.org.cy/μόρφου-νεόφυτος-δι᾿-εχν-τν-γίω/


@Расшифровка и перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

1 комментарий:

  1. Спаси Господи Владыку Неофита и раба Божия, потрудившегося над переводом его проповеди!

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!