воскресенье, 13 февраля 2022 г.

Фарисейство… мытаря (архимандрит Феодосий).


«Боже, прости нас, грешных: мы не имеем ни праведности фарисея, ни покаяния мытаря, но являемся смесью всего наихудшего, что есть в них обоих» (К. Хиотели «Восточные дороги»).

Эти строки из произведения Кэти Хиотели очень точно описывают нас, сегодняшних людей. Не христиане и не язычники. Не праведники и не грешники. «Не имеем ни праведности фарисея, ни покаяния мытаря». Мы — дети нашего времени: готовы пуститься во все тяжкие и не желаем работать над собой. Мы хотим не отвечать ни за что, но иметь право на все. Получать только удовольствие и не прилагать никакого труда.

Христос рассказал притчу о мытаре и фарисее, обращаясь к «некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк. 18, 9), объясняет во вступительном слове евангелист Лука. Ныне дела обстоят еще хуже: благочестие не только не является поводом для похвальбы и разграничения людей, но большинству людей будет даже обидно, если их «обвинят» в том, что они связаны с Церковью, а значит являются… «набожными» (последнее звучит почти как ругательство).

Идеалом общества того времени был фарисей. Сегодня — это мытарь. Тогда человек хвастался тем, что соблюдает заповеди Божии. Сегодня человек хвалится тем, что их нарушает. В ту пору жизнь людей была подчинена установлениям Божиим. Сегодня каждый становится «божком» своей жизни и кричит, что ему не нужен Бог.

Сознательно это происходит или нет, но людям сегодня угрожает не эгоизм фарисея, а… фарисейство мытаря! Сегодня человек хвалится своим грехом. Грех стал мерилом свободы человека, и, вступая в мысленное соперничество с Богом, он воображает, несчастный, что обрящет счастье на этом пути!

Каждое человеческое сердце ищет счастья. Некоторые ищут его с Богом. Другие — без Него и вдалеке от Него. Христос в этой притче (Лк. 8, 9–15) описывает те опасности, которые встречаются и на пути к Богу, и вдали от Него:

1. Тот, кто близок к Богу, часто неправильно воспринимает добродетель и делает ее самоцелью, а не средством. То есть он «теряет из виду» Бога и смотрит только на путь, по которому он должен прийти к Нему, переставая двигаться вперед и оставаясь на месте. Вместо того, чтобы смотреть на порт, в который он направляется, он бродит по кораблю и хвалится этим! Он забывает мудрую пословицу, которая гласит: «Если ты забудешь название порта, в который направляешься, никакой ветер не поможет тебе»!!!

Христос есть Истина. Соблюдение Его воли — это то, что наделяет нашу жизнь истинным смыслом. Это лекарство для исцеления души. Это наш свет для встречи с Ним.

Не быть хищником. Не быть прелюбодеем. Не быть несправедливым и завистливым. Поститься и молиться — это пути к исправлению жизни и к уподоблению Христу. Это не оценка нашего «качества» ни для нас самих, ни для окружающих. Все эти действия не покрывают глянцевым лаком бронзового идола нашего эгоизма, чтобы он блистал в глазах других. Настоящий христианин ниспровергает любого идола и не поклоняется никому, кроме Христа. И, конечно, не поставляет на пьедестал свое «я»!

2. Тот, кто далек от Бога, назовем его «современный мытарь», не имеет ничего общего с мытарем того времени. Нынешний мытарь хвалится своей несправедливостью и прелюбодеянием. Второе он считает «удобством» и проявлением ума. Он берет от жизни все и не желает отказывать себе ни в чем. «Лови момент!» — это его девиз, и он занят его воплощением в жизнь с постоянством и методичностью. Его нисколько не трогают такие категории как «законное» и «нравственное». Лишь бы была практическая польза. Он не приемлет несение креста, потому что это «не выгодно» и «не полезно».

«Видали мы этих лицемерных христиан, — говорит он. — Пусть я веду греховную жизнь, но зато я — искренний».

Современный человек должен найти для себя «золотую середину» между этими двумя болезненными состояниями (с одной стороны, искаженной религиозностью, а с другой — циничным безбожием). Иногда за болезненной религиозностью трудно увидеть то качество жизни, которое существует в здоровой и правильной версии. И весьма трудно отвергнуть лёгкий путь циничного эгоизма, провозглашающего себя богом и вершителем своей судьбы. Раньше об этом гениально писали выдающиеся литераторы и авторы, а сегодня все зашло так далеко, что подобные высказывания не воспринимают всерьёз.

3. И вот приходит Спаситель Христос, Который — как хороший врач, заботящийся об исцелении своих больных — хочет научить нас такому образу жизни, который является здоровым и правильным... Он хочет от нас дел фарисея и образа мыслей мытаря. Он хочет, чтобы мы не превозносились, если сделаем что-то хорошее. А если мы согрешаем, Он хочет, чтобы мы не кривили душой и не отстаивали свою неправоту, но честно признали свою ошибку. Как говорил приснопамятный отец Мелетий, «христиане должны сравнивать себя не с другими, а с Небом».

Смирение не является принятием на себя «убогого вида» и поношением себя плохими словами! Смирение — это добродетель души, на которой выстаивается воедино весь душевный мир человека. Смирение — это сила, позволяющая взять на себя ответственность за тех, за кого вы не несете ответственности. Смирение есть истинное самопознание и осознание ограниченности своих сил. Смирение — это единственный путь и способ к обретению Бога, но прежде мы должны отказаться от своего эгоизма и высокого мнения о себе и низвергнуть созданных нами идолов, чтобы они не заслоняли нам Бога.

И тогда Он «возвысит» нас к Себе, но не для того, чтобы мы были выше своих братьев, а для того, чтобы, когда мы вырастем, мы могли взять себе на спину своих братьев и сестер, а не отвергать их, пренебрежительно произнося: «Я не такой, как вот этот человек» (Лк. 18, 11).

Архимандрит Феодосий (Мардзухос),

настоятель храма Св. Иоанна Златоуста в Превезе

17.02.2019.

Источник:

https://www.vimaorthodoxias.gr/theologikos-logos-diafora/o-farisaismos-tou-teloni-3/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!