Вернуться на главную

воскресенье, 14 июня 2020 г.

Интервью с митрополитом Морфским Неофитом о Новой Эре и Новом мировом порядке


- Церковь и государство во время эпидемии коронавируса;
- Новый мировой порядок;
- что такое гомосексуализм;
- духовная брань против страстей;
- отношение к абортам;
- о необходимости молитвы за весь мир.


Ведущая: Рады приветствовать Вас в нашей студии, Ваше Преосвященство. У нас к Вам очень много вопросов. Давайте начнём с коронавируса. Как Вы пережили этот период, когда все мы были в изоляции?
Митрополит Неофит: Прежде всего следует упомянуть о нескольких месяцах перед этим периодом, начиная с прошлого лета — это было благословенное время. Недалеко от Орунтского женского монастыря Св. Николая мне построили небольшую келию, где я мог находиться в тишине и спокойствии. Я пребывал на территории, принадлежащей монастырю, и одновременно в стороне от других. Монастырь Св. Николая находится на территории моей митрополии, и я являюсь его духовником.
Когда было объявлено об угрозе и о надвигающейся всемирной эпидемии, и были введены первые карантинные меры (помнится, что это было около 25 марта), я как раз находился там, поскольку приехал принимать исповедь у монашествующих. Там я и остался. Я сразу вспомнил о том, что такое уже бывало на Кипре в 1955-59 гг., и старые киприоты называли запрет на выход из дома словом «керфью».
Передо мной возник вопрос: как мы, епископы, иереи, монахи и монахини, поможем миру? Я сразу же подумал о том, что мы ни в коем случае не должны прекратить служить Божественную Литургию. У человека есть не только тело, которое подвергается опасности во время эпидемии, но есть и душа, которая требует заботы. Ей нужен свет и нужна своя пища. А пища для души — это Тело и Кровь Христовы («Примите, ядите…»).
Я не ожидал, что закроют церкви, это застало меня врасплох, потому что это противоречит моим понятиям, о которых я только что сказал. На людей в минуты эпидемии и пандемии не следует смотреть только как на тело, которое подвергается опасности от болезни. Важно понимать, что человеку нужна и психологическая, и духовная поддержка.
Ведущая: И тогда Вы призвали людей к непослушанию законам и распоряжениям государства?
Митрополит Неофит: Нет, это некоторые журналисты, Ваши коллеги, представили происходящее в ложном свете, мы не призывали к «непослушанию». Мы сказали, что мы будем соблюдать дистанцию между молящимися, как этого требует правительство, министерство здравоохранения и закон о соблюдении санитарных мер, однако в то же самое время мы будем соблюдать и Евангельские заповеди. И в тех случаях, когда будет происходить «столкновение» и законы государства будут противоречить заповедям Христовым, Святому Евангелию, мы будем подчиняться нашему Владыке — Христу. Будем причащать людей, как всегда и причащали, раздавать верующим антидор, прикладываться к святым иконам и к деснице священника.
Ведущая: Ваше Преосвященство, говорят, что на Святой Горе Афон, где соблюдают все меры, очень много зараженных.
Митрополит Неофит: Нет, это ложные сведения. На Святой Горе Афон такого нет. Есть много заболевших в больших монастырях, например, в России. Не в Болгарии и не в Румынии.
Ведущая: Можно ли заразиться при причащении?
Митрополит Неофит: Конечно же, нет. Причастие — это Тело Христа, нашего Создателя. Разве может Тот, кто создал жизнь, передавать смерть и заражать болезнью? Конечно же и митрополит, и священник, и монах, и простой верующий может заразиться, но только не во время принятия Св. Таин и не внутри храма.
Ведущая: Вы знаете, что есть много людей, жаждущих Вас услышать и увидеть на экране, но есть и другие, у которых Ваши слова вызвали целую бурю протестов и негодования. По случаю нашей сегодняшней встречи, могли бы Вы уточнить, как сексуальная ориентация родителей влияет на детей?
Митрополит Неофит: Это очень обширный вопрос, который заслуживает выпуска отдельной передачи. Люди продолжают заниматься различными противоестественными практиками, как в браке, так и вне брака, которые отягощают наследственность их детей. Известно, что по наследству передаются как наши положительные, так и отрицательные черты от родителей к детям через кровь, с вероятностью примерно 30%.
Ведущая: То, что Вы говорите, это немного другое, это наследственность. Если в семье есть гомосексуалисты, это передается по наследству?
Митрополит Неофит: Гомосексуализм — это не наследственность, это страсть. Если подобной страстью страдает кто-то в семье из ближайших родственников ребёнка: мать или отец, есть вероятность до 30%, что склонность к подобному будет иметься и у ребенка. Об этом говорили и Святые отцы: святой Порфирий (Кавсокаливит), святой Иаков (Цаликис). Большую часть того, что я говорю, нам рассказывал святой Порфирий. Да и святой Паисий Святогорец тоже. Если вы прочитаете его книги, то найдете там об этом.
Ведущая: Каково Ваше личное отношение к гомосексуальности?
Митрополит Неофит: Я разделяю точку зрения Святых отцов и Святых матерей, что это грех. Но, как и все другие грехи и страсти, эту страсть сначала можно ограничить и сдержать через покаяние, и, если будет угодно Богу, при сильном покаянии Он может избавить человека от этой страсти, «отозвать» её — здесь мы скажем такое слово, которое употребляется на Кипре в этом случае. То же самое происходит и с другими страстями.
Почему столь сильна страсть гомосексуализма? Почему Церковь так строга к ней? Потому что она противоестественна и извращает саму природу, естество человека.
Мы читаем в Ветхом Завете, что Бог создал мужчину и женщину, мужской и женский пол. А когда говорят, что существует некий «третий пол», тогда Церковь должна сказать свое веское слово.
Ведущая: Наука говорит, что гомосексуальность — это не страсть, это наследственность.
Митрополит Неофит: Какая наука это говорит?
Ведущая: Психиатрия.
Митрополит Неофит: Патология так не считает. И до 1990-91 года Американская психиатрическая ассоциация говорила, что это «отклонение от человеческой природы». То же самое говорил и Фрейд.
Ведущая: Если бы я была представителем ЛГБТ и пришла к Вам, что бы Вы мне посоветовали?
Митрополит Неофит: Духовное руководство требует духовного просвещения. И необходимо рассматривать каждый случай в отдельности, индивидуально. Один из способов — это изучить отношения такого человека, гомосексуалиста, с теми, кто вовлек его в грех, а также с его родителями: отцом и матерью. А потом привести его к нашему великому Отцу, Богу в Троице, и, конечно же, к Богородице, Которая является Матерью для нас всех. Пресвятая Богородица исцеляет любые телесные страсти. Почему? Потому что Она — Единственная Пречистая и Пренепорочная Дева. […]
То, что мы говорим о гомосексуалистах — это не учение какого-то старца, это основано на Святом Евангелии (святой апостол Павел упоминает об этом). Все Священное Писание — богодухновенно, открыто Духом Святым. Святое Евангелие рассматривает этот порок не как плохую наследственность, а как страсть и как грех. А во-вторых, о греховной природе этой страсти говорит опыт тех, которые страждут ею и обращаются в Православие — на протяжении вот уже многих веков. Это понимают и об этом нам говорят сами гомосексуалисты, которые приходят к нам на исповедь. Мы их не выгоняем из Церкви, но просто говорим им: «Точно так же, как приходят завистливые и ревнивые, сребролюбивые и гневливые, приходите и вы». Покайтесь и подвизайтесь, боритесь над тем, чтобы окончательно избавиться от этой страсти. Христос воплотился и воспринял природу человека, чтобы помочь нам и освятить нас.
Ведущая: Говоря об эпидемии коронавируса, Вы сказали, что надо молиться, чтобы не было пожаров, землетрясений на Кипре. И, среди прочего, Вы недавно сказали, что нас ожидает нечто худшее. Что нас ожидает?
Митрополит Неофит: После прекращения эпидемии коронавируса (она начала ослабевать после Пасхи по всему миру, не только на Кипре) наблюдаются события, которые коренным образом изменяют историю мировой сверхдержавы под названием Америка. Сейчас за пределами Белого дома идет настоящая гражданская война. […] США — это сейчас сильнейшая сверхдержава в мире, которая превосходит другие сильные державы, включая Россию и Китай. Знаете, что произойдет, если США потеряют свой статус? Я никогда не был сторонником США и Запада, но я этому не радуюсь, потому что прежде, чем все наладится, большие потрясения ожидают весь мир.
Ведущая: Вы говорите это на основании откровений святых?
Митрополит Неофит: Об этом говорили святые. Один из них — это отец Иоанн Калаидис, наш святой современник, который почил в ХХI веке. Он говорил, что в Америке и по всему миру будет биологическая война (а то, что мы пережили, это и была биологическая война, я уже говорил об этом). Потом Америка переживет геологическую, геофизическую войну (он не уточнил, что имел в виду), а затем и «горячие» военные действия. Многие святые говорили об этом. Например, преподобный Аристоклий, который почил в 1918 году в России и был канонизирован в лике святых, предрекал грядущий упадок США: «Ах, Америка! Ты будешь кормить весь мир, а в конце и сама будешь голодна». Такова история… Она не стоит на месте…
Ведущая: «Новый мировой порядок», о котором Вы тоже говорили, могли бы Вы обрисовать его в нескольких чертах? А затем перейдем к остальным вопросам.
Митрополит Неофит: Попытки установить «Новый мировой порядок» происходят уже давно, в течение многих десятилетий, и многие наши политики уже говорят о «Новой Эре». Они называют её «Эрой Водолея» и говорят, что мы выходим из «Эры Рыб» (рыба — это символ Христа) и вступаем в новую эру, которая характеризуется большой подвижностью, текучестью, изменчивостью, почему её и символизирует знак Зодиака «Водолей». Эти эпохи они определяют не на основании астрономии (астрономия — это наука), а на основании астрологии, которая представляет собой магию. Это древняя магия, которую в наше время выдают за науку и зарабатывают на ней большие деньги.
Ведущая: Магия считается грехом?
Митрополит Неофит: Магия — это большой грех, еще больший, чем гомосексуализм. Есть прекрасное определение, что такое магия в греческой энциклопедии «Илиос». Там говорится, что это паранаука. Наука имеет свои принципы, свои законы. Каковы законы магии? Там действуют не законы, а магические ритуалы, через которые ты якобы можешь получить парафизические, метафизические, сверхприродные силы, чтобы исполнить свое желание. Новая Эра использует это в очень большой степени.
Ведущая: Но меня расстраивает то, что Вы сказали про гомосексуалистов.
Митрополит Неофит: Гомосексуалисты совершают отречение от Христа. Устроение человека — это великая тайна… но всякая страсть врачуется покаянием.
Вот я, например, с юных лет страдаю гневливостью. Вспыльчивость досталась мне в наследство от матери. Так что же мне теперь делать? Всю жизнь роптать на мою покойную мать или на мою наследственность? Когда мне исполнилось 19 лет и я осознал это, то первым делом я исповедовался в этом грехе святым духовникам, таким как св. Порфирий, св. Иаков, св. Евмений. И эти люди Божии мне сказали, что гнев это естественная сила души, которую нужно направить правильным образом: против несправедливости, которая столь распространена в нашем обществе, и против искушения — когда ты чувствуешь, что оно приходит. Поэтому, когда я чувствую, что во мне начинает воспламеняться гнев, то я сразу молюсь: «Господи, Иисусе Христе, даруй мне кротость». А если я не сдержусь и все же разгневаюсь, то тоже молюсь. Например, вчера я рассердился на одно мое духовное чадо, его зовут Яннис. Я его выругал для его же блага, но я мог бы высказаться и более мягким образом, не так резко. Так вот, как только я понял, что его обидел, то сразу помолился: «Господи Иисусе Христе, просвети Янниса и просвети меня. Прости Янниса и прости меня». То есть сначала ты должен понять, какая действует страсть и осознать содеянное. Для этого нужен бодрствующий ум, т. е. повышенное внимание ума к тому, что происходит в твоем сердце, к страстям, действующим в твоей душе (у меня это гнев, у ревнивца это ревность, у плотского человека — плотские страсти). И нужно скорое покаяние! И тогда твоя страсть сначала будет ослабевать, уменьшаться, а потом, когда будет угодно Богу, она преобразится.
Ведущая: А у Вас уже преобразилась?
Митрополит Неофит: У меня еще нет — говорю это для утешения многим. Здесь может помочь только Христос.
Ведущая: Что такое искушение в Вашем понимании?
Митрополит Неофит: Искушение — это сатана, который использует все слабые места, или доставшиеся нам по наследству, или приобретенные. Также он может использовать и наше окружение. Например, я и так недостаточно спокоен, а он подсылает ко мне какого-то человека, например, телеведущую, которая меня нервирует. А поскольку я вспыльчив, то во мне сразу вскипает гнев!
Ведущая: Вы сказали: у нас столько происходит абортов, а мы не можем успокоиться из-за двух погибших детишек, которых убил Метаксас, я никак не могла это понять и очень долго над этим думала. Наконец, я поняла, что Вы хотели заклеймить аборты и сказать людям: «Ты, которая сделала столько абортов и убила тем самым столько детей, прекрати осуждать другого».
Митрополит Неофит: Да, именно это я и хотел сказать.
Ведущая: Но люди это неправильно поняли, они подумали, что Вам безразлична гибель этих детей.
Митрополит Неофит: Конечно же нет! Да помилует нас Бог! […] Прежде всего, я должен сказать, что никакое убийство не оправдано. И не оправдан никакой аборт. Говорю это, во-первых, как епископ и как христианин. А во-вторых — потому что я и сам был «кандидатурой» для аборта. Моя мать была беременна мною в 40 лет, и все ей говорили — и некоторые родственники, и врачи, — что она должна сделать аборт. Моя мама в то время даже не знала, что означает это слово, «аборт» (это было в 1962 году). А когда ей объяснили, то она сказала: «Нет, я таких вещей не делаю. Я сохраню ребенка». Как вы думаете, что ей сказали, чтобы переубедить её? «Если ты оставишь ребенка, то тебя ждут опасные роды. Может погибнуть и ребенок, и ты. А остальные дети останутся сиротами. И кто же выйдет замуж за твоего мужа, отца четверых детей?». Эти слова потрясли мою мать. Тогда другой врач решил еще больше надавить на нее, теперь уже с помощью науки. И он говорит ей: «Ты знаешь, какой у тебя может родиться ребенок? У него может быть синдром Дауна. Так часто бывает при поздних родах. Или он может родиться карликом». Те, кто видят меня в жизни, не сейчас, когда я сижу в студии, а когда я иду, знают, какой карлик родился в итоге… Мой рост — метр девяносто.
Я всегда говорил и продолжаю говорить и церковным, и нецерковным людям, что они не имеют права ни на один аборт, потому что это убийство человека.
Ведущая: Вы никогда не испытывали угрызений совести в сказанном Вами?
Митрополит Неофит: Благодарю за хороший вопрос. Уже только ради одного этого вопроса стоило прийти в эту студию. Мы, конечно же, не является непогрешимыми или папистами и нуждаемся в исправлении. Один мой близкий друг говорит: «Какую невыразимую сладость имеет горькая правда, когда она освобождает человека». Христос сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Да, вы видите, что иногда митрополит Морфский становится «резким», но при этом он говорит не злые, а правдивые вещи. Разве аборт — это не грех? Или гомосексуализм — это не грех? Об этом говорится в Евангелии, мы не только сейчас «открыли» для себя эту новость.
Ведущая: Наука не говорит нам, что аборт — это грех…
Митрополит Неофит: Я разговариваю с Вами как представитель Церкви, муж церковный. Мы не собираемся сейчас обсуждать науку. Знаете, сколько известно науке об устроении Вселенной? Процента четыре, не больше.
Ведущая: Есть иереи и лица в священном сане, известные и не очень, которые манипулируют людьми, вводят людей в заблуждение, в Церкви имеет место коррупция. Христиане идут в храм помолиться и ждут часами, чтобы приложиться к иконе. Происходит торговля прямо у святыни… А есть такие иереи, которые диктуют людям, как им следует жить, и лишают нас величайшего дара, полученного от Христа — нашей свободы.
Митрополит Неофит: Я рад и этому вопросу тоже и свяжу его с предыдущим. Те, кто поступает таким образом, священники любых степеней, по сути, не являются верующими, они просто «религиозные» люди. Как говорил замечательный богослов, отец Иоанн Романидис, лучший богослов ΧΧ века в грекоязычном мире: «Богочеловек Иисус Христос пришел не для того, чтобы создать новую религию (религий во время земной жизни Христа было много: буддизм, двенадцатибожие и др.). Христос пришел, чтобы дать нам свободу». Это то же самое, что и вы сказали. Но речь идет не о свободе на земле, а о свободе в вечности, такой, которая сохранится и после смерти и перейдет в жизнь вечную.
Сейчас я дополню и ответ на прошлый вопрос о некоторых резких высказываниях митрополита Морфского. Знаете ли Вы, сколько раз я сам на себя накладывал епитимью за некоторые высказывания? Каждую ночь я проходил три круга по четкам за всех гомосексуалистов, чтобы они избавились от своей страсти. И знаете, какой был результат? К нам пришло множество писем со всех концов света, от Австралии до Америки, от гомосексуалистов, которые просили наших молитв. Они нам писали: «Мы не разделяем взгляды тех, кто организовывает гей-парады. Мы признаем, что это патология, что это наш грех, и мы нуждаемся в помощи».
Ведущая: Что такое «Новая Эра», и что хотят установить её сторонники в мире?
Митрополит Неофит: Это эпоха без Христа.
Ведущая: Когда было иначе, был расцвет христианства?
Митрополит Неофит: Согласно историческим данным, до первой Французской революции люди на Западе считали посредником между собой и Богом папу Римского, а на Востоке православные знали, что такое покаяние и считали врачом и целителем душ человеческих только Христа. В Восточной империи никогда не было феодального строя и императором мог стать даже простой конюх. Но ни один политический строй не является совершенным в любом случае.
Новая Эра начинается с Французской революции, с эпохи Просвещения. Знаете, что сказал Киссинджер, этот «динозавр» западной дипломатии, в связи с коронавирусом? Обратите на это внимание. «Давайте не будем разрушать то, чего нам удалось достичь в области прав во время Просвещения». Это «просвещение» было просвещением без света Христова. Это была эксплуатация народов, которая привела к колонизации по всей территории Земли, которая привела к разрушению окружающей среды, к плутократии, к объединению Европы, которое не принесла нам ожидаемых плодов; к так называемой «эмансипации», которая привела к множеству разводов. Женщины начали вести профессиональную жизнь и не смогли заботиться о детях, как прежде. Материнство, величайшее дело женщины на земле, осталось в стороне. Возникли детские сады, которые стали давать детям другое воспитание. Не такое, которое они получали в семье от отца и матери, от дедушек и бабушек. Воспитание Новой Эры. Отличительной чертой Новой Эры является продвижение идеи, что человеку нет нужды в покаянии, в изменении себя.
Во второй половине ХХ-го века происходит полный переворот нашей нравственности и всех устоев: роли женщины в обществе, брака… работа превращается в рабство, с помощью технологий устанавливается электронная диктатура. Многочисленная информация, которую распространяют журналисты, становится дезинформацией. Почему мы всего этого не видим?
Именно в этом контексте я рассматриваю и эксплуатацию коронавируса Новой Эрой. Я вижу, что поскольку мы не пришли в осознание своей греховности, все это попускает нам Господь. Чтобы посредством многих злоключений, не только в области здравоохранения, люди с добрыми намерениями — которые на самом деле есть во всех уголках земли и во всех религиях — пришли к покаянию. Я еще раз подчеркиваю, что всем нам необходимо покаяние. Должно измениться наше мышление, наш разум. Сейчас было испытание для нашей веры и нашего разума.
Ведущая: Может ли выйти что-то доброе из всего плохого, что Вы упомянули? Может ли кто-то использовать СМИ для положительных целей?
Митрополит Неофит: Правда состоит в том, что очень часто мы, клирики, «демонизировали» происходящее. Сведения, получаемые из СМИ мы использовали во многих проповедях, на службах, на уроках в воскресной школе, для информирования людей (и верующих, и неверующих). Думаю, что сегодня это один из немногих инструментов, которые остались во вселенной для уведомления людей (пусть даже относительного). Для относительного информирования добронамеренных людей.
И все же, я скажу Вам сейчас нечто, что не понравится радио- и особенно телевизионным станциям. Когда меня просят дать какие-то практические советы, то я говорю следующее: «Выключите телевизор и зайдите в интернет. Посмотрите, какие сайты могли бы быть для вас полезными. И там работайте. В интернете больше свободы выбора».
Ведущая: Нужно знать меру и уметь находить равновесие во всем.
Митрополит Неофит: Быть воздержным и знать свою меру — это не так-то просто.
На эту тему многие говорили со святым Порфирием. Знаете, филологи умеют говорить красивые слова, используют старинные обороты. А все святые — не теоретики, а практики. Они опираются на Евангелие, а не на красивые слова, которые некоторые выдают за богословие.
Святого Порфирия однажды спросили:
- Геронда, как нам приобрести воздержание?
Он отвечал:
- Как ты приобретешь его сам? […] Чувство меры похоже на расческу. Ищешь её, когда нужно причесать волосы, и не находишь. Ты найдешь её тогда, когда потеряешь волосы… Чувство меры не купишь, оно приходит со временем. Ты молодой, у тебя шапка волос, но ты не можешь их причесать. Ты поймешь, как надо было делать прическу, когда станешь лысым.
Это просто образ, описание в юмористической форме. […]
Я часто слушал, что он говорил разным людям, и мне нравилось приходить к нему побеседовать. И однажды я сказал ему:
- Геронда, эта расческа, которая называется «мера», почему Господь попускает, что мы находим её только тогда, когда теряем волосы? Когда же нам ею пользоваться? И почему Господь только тогда открывает нам воздержание и чувство меры, когда мы облысеем?
Старец Порфирий ответил:
- Неужели ты не понимаешь? Она нужна, чтобы один расчесывал другого. Лысый не может расчесывать свои волосы, которых у него уже нет. Но расческа ему пригодится для молодого, который рядом.
Все это говорит о том, что должна существовать связь и преемственность поколений. В Православной Церкви недаром существует старчество, это очень мудро.
Ведущая: У меня к Вам такой вопрос: разрешит ли Господь проблему с переселенцами, незаконными мигрантами? Но перед тем, как отвечать о мигрантах, расскажите мне немного о Боге, каким Вы Его видите?
Митрополит Неофит: Рассказать о Христе? Наш Бог — это Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Благодаря Христу мы знаем и Бога Отца, и Святого Духа.
Ведущая: Что Вы думаете о расизме?
Митрополит Неофит: Расизм — это большой грех, потому что расист не принимает чужестранца. Отношение к чужестранцу в Евангелии — это критерий милости. Вспомните притчу о добром самарянине. Христос постоянно, многими способами, с помощью притч, с помощью историй объясняет нам это. Вспомните, Он говорит: «Был странником, и вы приняли Меня». Но это относится к настоящим чужестранцам, а не к агрессивным переселенцам, которые хотят нам навязать свою культуру (это совсем другое). То, что происходит сейчас с мигрантами — это организованное нашествие, спланированное адептами Новой Эры: Соросом, Рокфеллером, Ротшильдом и другими, я не стану называть сейчас имена. Я — против глобализации. Точно так же против глобализации и Путин, и Трамп. И в каждой стране: на Кипре, и в Греции, и в Америке, и в России, и в Китае, и в Арабских Эмиратах, и везде есть глобалисты и есть те, кто понимает, что прежде всего нужно поддерживать свою родину.
Ведущая: Давайте поговорим о турко-киприотах.
Митрополит Неофит: Турко-киприоты — это те, кто заплатил за свое отступление от Православной веры очень дорого. У большинства из них предки были православными. В скором времени они могут оказаться в очень трудном положении, потому что от них откажется Турция. Ни Турция, ни турецкая армия не смогут их опекать и защищать, и что с ними станет тогда? И тогда придется нам им помочь: чтобы они не голодали, были спокойны и так далее…
Что произошло сейчас? Все было два месяца закрыто, и внезапно начали раздаваться голоса… Турция им сказала: «Мы ничего вам не пришлем, потому что вы не верны исламу».
Ведущая: Об этом говорил святой Паисий Святогорец?
Митрополит Неофит: Дочь моя, сейчас не об этом речь… Мы говорим о людях, которые не верят ни святому Паисию, ни святому Иакову… Это геостратегические вопросы.
Об этом говорили и святые, и святой Паисий тоже… А теперь послушайте что-то важное, что я хотел бы донести и до телезрителей: святой Паисий был далеко не последним святым. И сегодня есть святые, с которыми и священники, и епископы (особенно епископы, потому что мы несем большую ответственность за народ) могут посоветоваться. Есть современные подвижники благочестия, святые: и клирики, и миряне. Святые есть всегда, и будут всегда, до самой эпохи пришествия антихриста.
Ведущая: Что означает «святой»?
Митрополит Неофит: Это тот, кто живет по Евангелию. Знаете, кто мне это сказал? Один турко-киприот. Я ему подарил икону Богородицы. Он учился за рубежом и очень хорошо знает новогреческий язык, он филолог. Он просил у меня икону Мариам (так он называет Матерь Божию), и я купил ему. Принимая икону, он сказал:
- Владыка Неофит, подарите мне не только икону, но и прикладное Евангелие.
Тогда я очень удивился и говорю ему:
- Что значит «прикладное» Евангелие? Так говорят только о науках: прикладная математика, прикладная физика, но прикладное Евангелие? Так не говорят по-гречески.
Он попробовал объяснить мне свою мысль:
- Когда какой-то христианин серьёзно относится к Евангелию и начинает прикладывать его к себе, применять его в своей жизни, что с ним происходит? Он становится святым. Так вот, я хочу книгу о таком святом.
Оказывается, он хотел прочитать житие какого-то святого, но не знал по-гречески слово «житие» и назвал его «прикладное Евангелие», на свой лад. И тогда я подарил ему житие святого Арсения Каппадокийского, который жил в Турции.
Ведущая: Вы знаете, Ваши слова о «едином Кипре» вошли в историю. Мы все теперь их говорим. Вы будете продолжать выступать за объединение?
Митрополит Неофит: Да, конечно, я об этом уже говорил. Для турко-киприотов Кипр — это родина.
Ведущая: Вы хотели бы, чтобы они стали христианами?
Митрополит Неофит: Конечно, это угодно Богу. Но никто не будет им навязывать такие условия: «Станьте христианами. Станьте греками». Это их выбор.
Ведущая: Значит Вы против прозелитизма?
Митрополит Неофит: Конечно, потому что это против Церкви. Почему мы считаем святого Константина Великим? Потому что он покаялся в своих великих грехах, которые совершил прежде, потому что он был за независимость в вопросе вероисповедания и потому, что он поддержал Церковь, а именно святость — не иерархию, власть и деньги.
Ведущая: Преосвященнейший, наше время подходит к концу. Вы родились в селении Като-Зодья?
Митрополит Неофит: Пано-Зодья. Моя мать родом из Като-Зодья, а отец из Пано-Зодья, поэтому можно сказать, что оба эти селения являются моей родиной, чтобы они не ссорились.
Ведущая: Когда Вам было 8 лет, Вы пережили смерть своего отца, и это не могло не оказать на Вас определенного влияния…
Митрополит Неофит: Да, конечно. Я остался сиротой, потерял отца в 8 лет, но моя мать жила еще очень долго, пока мне не исполнилось 50 лет, когда я стал епископом. И она все время говорила: «Какой замечательный у вас был отец, какой прекрасный человек!». Благодаря восхищению моей матери отцом и благодаря тому, что она с любовью передавала нам воспоминания о нем как о человеке, о христианине, о муже, о патриоте Греции, мы, дети, чувствовали, что этот замечательный человек, наш отец Николай Мансурас, присутствует рядом с нами.
А теперь подумайте о женщине, которая не восхищается своим мужем: сколько вреда она принесет своим детям? Плохое отношение к мужу — это попрание Таинства брака.
Ведущая: Владыка, Вы не боитесь смерти?
Митрополит Неофит: Мне стыдно ответить на этот вопрос (улыбается). Расскажу вам о моей матери, об отце я уже рассказал. Когда моей матери было около 90 лет, незадолго до того, как она впала в старческое слабоумие, я спросил её: «Мама, ты боишься смерти?». Послушайте ответ женщины-киприотки старшего поколения, которая прожила большую часть своей жизни не в Европе и не в ЕС, которая не имела высшего образования и не была знакома с работами богословов: «Господи помилуй! Но я же люблю Архангела, сынок!». Она не сказала мне, что она не боится смерти, нет. Но что она уповает на помощь Архангела Михаила. И я теперь прилагаю все усилия, чтобы как можно больше полюбить Архангела Михаила — так же сильно, как и он меня любит — чтобы при наступлении священного мгновения моей смерти Он был рядом и принял душу мою.
Ведущая: Боитесь ли Вы чего-то?
Митрополит Неофит: Я боюсь неисповеданного греха. Несмотря на то, что я регулярно исповедуюсь и у меня очень хороший духовный отец.
Ведущая: Кто это? Можете нам сказать?
Митрополит Неофит: Имя его известно. Это отец Симеон, игумен монастыря святого Георгия у Чёрной горы (Мавровуни). Мне послал его Сам Дух Святой, после многих молитв, со слезами и земными поклонами. Я спрашивал Господа в молитве: «Куда мне поехать, чтобы принять монашество? На Святую Гору Афон или в Грецию?». Я не подумал тогда о Кипре, что и в этом месте жили многие старцы. И внезапно я услышал в моем сердце голос: «Езжай в Ларнаку. К отцу Симеону». И так я к нему приехал.
Несмотря на то, что я регулярно исповедуюсь, не исключено, что у меня есть неисповеданные грехи и какие-то забытые искушения. Я был резок со многими людьми, как я говорил уже раньше, а для меня самый большой грех — это когда я делаю человеку больно, наношу ему вред. Причем вред может быть нанесен и хорошими словами, когда говоришь похвалу.
Мой духовник отец Симеон недавно сказал мне: «Раз в неделю проходи большой круг по четкам (я не скажу, сколько молитв) и говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй всех, кого я огорчил».
Я хотел бы сказать кое-что ещё о будущем нашего греческого народа и о нашей ответственности за него. А также обо всем мире, потому что мы любим весь мир и не ограничиваемся одним только своим народом и Кипром.
То, что нам нужно срочно, начиная с завтрашнего дня, а не через месяц и не через год — это молитва, чтобы люди молились. Я прошу киприотов и греков, и всех, кто нас слушает, молиться по чёткам.
Ведущая: Это называется «умной молитвой»?
Митрополит Неофит: Всему свое время, и для умной молитвы — тоже. Я предпочитаю называть её «сердечной молитвой».
Смотрите, вот это чётки из 100 узелков.
На каждом узелке говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И так сделай круг, 100 молитв.
Потом еще один круг: «Господи Иисусе Христе, помилуй мою семью», 100 молитв.
Потом: «Господи Иисусе Христе, помилуй мою родину», 100 молитв.
Дальше: «Господи Иисусе Христе, помилуй народ наш», 100 молитв.
И, наконец: «Господи Иисусе Христе, помилуй всех православных христиан», 100 молитв.
Ведущая: Если бы Вы сейчас уходили из жизни, какую память о себе Вы хотели бы оставить в сердцах людей?
Митрополит Неофит: Владыка, который «не владычествовал» над другими и говорил истину Христову, действовавшую на сердца людей подобно хирургическому скальпелю, потому что правда бывает болезненной. Часто прибегал к самокритике и очень любил покаяние.
Ведущая: Благодарим Вас и всех, кто смотрел нашу программу. Всего Вам хорошего!

Источник:

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.


1 комментарий:

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!