(Расшифровка аудио-записи).
«…Мы должны быть такими же
упорными, как и они, но проявлять своё упорство и настойчивость в совершении
добрых дел. Нужно иметь такой образ мыслей: сегодня пал он, а завтра, возможно,
паду я. Есть такой духовный закон: если мы осуждаем кого-то в грехе, то потом
впадаем в такой же грех сами. Святые Отцы заповедовали нам рассуждать таким
образом. Бывает, что мы видим кого-то согрешающим, и человек действительно совершает
грех. Но, может быть, потом он покается перед Богом, исповедуется и получит
прощение. А мы останемся со своим осуждением, с этим грехом. Он будет чист
перед Богом и оправдан, а мы нет.
Мы видим такой пример в случае
с мытарем и фарисеем. Евангельский фарисей был человеком добродетельным, но
гордым. Он осуждал всех людей и того мытаря, который был рядом с ним, поэтому его
молитва была отвергнута Богом. Он только осквернил душу свою, и молитва не
принесла ему никакой пользы, потому что он молился с осуждением и превозношением.
У мытаря же не было ни одного доброго дела. Но зато он не осуждал никого другого,
кроме самого себя, говоря «Боже, милостив буди мне, грешному». И он не осуждал фарисея,
который смотрел на него с презрением. Ведь он мог бы возмутиться и сказать: «Почему
ты так со мной говоришь? Почему меня осуждаешь?». Мытарь не сказал ему ничего.
Да он и не следил за тем, что делает фарисей в храме. И не произнес ни
одного слова жалобы или ропота. Все это очень важно помнить и нам. Мы не должны
осуждать или гневаться против тех, кто нас осуждает, чтобы получить прощение
наших грехов.
Почему же мы снова и снова
совершаем эту ошибку, впадаем в этот грех? Потому что мы обращены вовне (греч.
εξωστρεφείς),
мы
экстраверты, в плохом смысле этого слова. Мы все время смотрим на других, на их
ошибки и грехи, чтобы питать своё высокое мнение о себе, что мы лучше других
или даже лучше всех, т. е. нашу гордыню. Из-за осуждения других мы ещё
больше утверждаемся в своей гордости. «Посмотри, какой он… посмотри, какая она.
Я так не делаю». Эта страсть побуждает нас осуждать снова и снова, буквально каждую минуту.
Мы очень часто впадаем в осуждение.
А, между тем, мы не должны недооценивать других людей, но нам следует надеяться
на их покаяние и следить, чтобы мы тоже не впали в такие грехи. «Посему, кто
думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10, 12).
Конечно, когда мы становимся
свидетелями какого-то зла в обществе, когда претерпевают вред многие люди, мы
должны обличать это зло. Но при этом мы не должны отвергать тех людей, которые
это зло делают. Мы не должны «посылать их в ад». Прежде всего потому, что это не в нашей
власти… Власть определять, кто пойдёт в ад, а кто спасётся, принадлежит Одному
лишь Богу.
Осуждение ближнего и обличение
зла — это разные вещи. Если зло происходит публично, то нам следует обличить, заклеймить
его позором — чтобы остановить его и чтобы
исцелились люди, которым это зло причиняет вред. Когда людей по всему миру
обманывают, как это происходит сейчас, то такую ложь необходимо разоблачать.
Или возьмем другой пример. Несколько дней назад в Салониках (это передавали по национальному греческому телевидению) кто-то нарисовал трёх гигантских демонов на зданиях, так называемое «граффити», причём в очень важных местах города. Их изобразили в трёх ключевых точках, и это далеко не случайно. Все эти фигуры являются порождением сатанизма. Одна из них — это Лилит, мифическое существо из каббалы. Другое граффити — это Всевидящее око. А третье — это демон всерелигии: человек с головой в форме глобуса, вокруг которой изображены символы всех религий.