Вернуться на главную

вторник, 1 декабря 2020 г.

Архимандрит Савва Святогорец: «О различии между осуждением согрешающих и обличением зла и… о сатанизме в Салониках».

 


(Расшифровка аудио-записи).

«…Мы должны быть такими же упорными, как и они, но проявлять своё упорство и настойчивость в совершении добрых дел. Нужно иметь такой образ мыслей: сегодня пал он, а завтра, возможно, паду я. Есть такой духовный закон: если мы осуждаем кого-то в грехе, то потом впадаем в такой же грех сами. Святые Отцы заповедовали нам рассуждать таким образом. Бывает, что мы видим кого-то согрешающим, и человек действительно совершает грех. Но, может быть, потом он покается перед Богом, исповедуется и получит прощение. А мы останемся со своим осуждением, с этим грехом. Он будет чист перед Богом и оправдан, а мы нет.

Мы видим такой пример в случае с мытарем и фарисеем. Евангельский фарисей был человеком добродетельным, но гордым. Он осуждал всех людей и того мытаря, который был рядом с ним, поэтому его молитва была отвергнута Богом. Он только осквернил душу свою, и молитва не принесла ему никакой пользы, потому что он молился с осуждением и превозношением. У мытаря же не было ни одного доброго дела. Но зато он не осуждал никого другого, кроме самого себя, говоря «Боже, милостив буди мне, грешному». И он не осуждал фарисея, который смотрел на него с презрением. Ведь он мог бы возмутиться и сказать: «Почему ты так со мной говоришь? Почему меня осуждаешь?». Мытарь не сказал ему ничего. Да он и не следил за тем, что делает фарисей в храме. И не произнес ни одного слова жалобы или ропота. Все это очень важно помнить и нам. Мы не должны осуждать или гневаться против тех, кто нас осуждает, чтобы получить прощение наших грехов.

Почему же мы снова и снова совершаем эту ошибку, впадаем в этот грех? Потому что мы обращены вовне (греч. εξωστρεφείς), мы экстраверты, в плохом смысле этого слова. Мы все время смотрим на других, на их ошибки и грехи, чтобы питать своё высокое мнение о себе, что мы лучше других или даже лучше всех, т. е. нашу гордыню. Из-за осуждения других мы ещё больше утверждаемся в своей гордости. «Посмотри, какой он… посмотри, какая она. Я так не делаю». Эта страсть побуждает нас осуждать снова и снова, буквально каждую минуту.

Мы очень часто впадаем в осуждение. А, между тем, мы не должны недооценивать других людей, но нам следует надеяться на их покаяние и следить, чтобы мы тоже не впали в такие грехи. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10, 12).

Конечно, когда мы становимся свидетелями какого-то зла в обществе, когда претерпевают вред многие люди, мы должны обличать это зло. Но при этом мы не должны отвергать тех людей, которые это зло делают. Мы не должны «посылать их в ад». Прежде всего потому, что это не в нашей власти… Власть определять, кто пойдёт в ад, а кто спасётся, принадлежит Одному лишь Богу.

Осуждение ближнего и обличение зла — это разные вещи. Если зло происходит публично, то нам следует обличить, заклеймить его позором чтобы остановить его и чтобы исцелились люди, которым это зло причиняет вред. Когда людей по всему миру обманывают, как это происходит сейчас, то такую ложь необходимо разоблачать.

Или возьмем другой пример. Несколько дней назад в Салониках (это передавали по национальному греческому телевидению) кто-то нарисовал трёх гигантских демонов на зданиях, так называемое «граффити», причём в очень важных местах города. Их изобразили в трёх ключевых точках, и это далеко не случайно. Все эти фигуры являются порождением сатанизма. Одна из них — это Лилит, мифическое существо из каббалы. Другое граффити — это Всевидящее око. А третье — это демон всерелигии: человек с головой в форме глобуса, вокруг которой изображены символы всех религий.

Случай в электричке

 

В вагоне пригородной электрички ехал старичок. Неожиданно он вскочил со своего места и закричал во весь голос:

- ИИСУС ХРИСТОС ЖИВ!

Он собирался сказать что-то еще, но его грубо одернула соседка по вагону:

- Что ты орешь на весь вагон?!! Закрой свой рот! Не надо нам проповедовать! Твоего Иисуса не существует.

Дедушка покраснел от стыда и сел на свое место.

Но его сердце продолжало гореть от любви к Богу, и он слышал неизреченный призыв снова встать и говорить о пришествии Христа.

Он подчинился гласу Божию и продолжил снова:

- Иисус возвращается, близится, близится Второе Пришествие Христово! Мы должны покаяться во грехах и принять Его прямо сейчас!

Женщина, которая велела ему замолчать, сидела на боковом сиденье со своим маленьким сыном. Она резко вскочила со своего места и набросилась на незадачливого проповедника с кулаками.

Бедный старик, который уже успел присесть, беспомощно прикрывал от неё лицо и голову.

И вдруг в вагоне раздался пронзительный детский голос:

- Мамочка, пожалуйста, не бей! Его послал Бог!

Женщина остановилась и в растерянности посмотрела на сына. А он своими ручонками тянул ее за рукав и лепетал, и просил пожалеть и не трогать старика. Слезы хлынули у нее из глаз, она беспомощно опустилась на колени и расплакалась!

Старец удивленно спросил:

- Почему ты плачешь?

Женщина в ответ прошептала:

- Мой сын был немой, а теперь он говорит!


Источник: страница женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Прусиотисса», селение Арефуса (80 км от Салоник)

https://www.facebook.com/Ιερό-Γυναικείο-Ησυχαστήριο-Παναγίας-Προυσιωτίσσης-Αρέθουσα-Θεσσαλονίκης-1654744401410601

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.