Вернуться на главную

суббота, 19 июня 2021 г.

Святой Дух объединяет, а не разделяет.



Автор: Протопресвитер Феодор Зисис

Почетный профессор богословского факультета

Фессалоникийского университета им. Аристотеля

 

1. Новая Вавилонская башня: глобализация и экуменизм

К написанию этой статьи нас побудил великий праздник Пятидесятницы, в дивных песнопениях которого богодвижимые гимнографы являют нам величественное и спасительное сошествие Святаго Духа «в виде огненных языков на святых учеников и апостолов» и дальнейшее непрестанное Его присутствие и действие в жизни Церкви.

Важнейшим измерением действия (греч. ἐνέργεια) и деятельности Святаго Духа является единство всех людей, делающихся членами Церкви через Святое Крещение и присоединяющихся к одному и единственному Телу Церкви, которая имеет своей главой Христа. Если Христос есть Глава Церкви, то Святой Дух — это её душа, которая оживотворяет всё тело и связывает, соединяет его члены вместе с Главой и друг с другом [1]. Церковь и Святой Дух связаны онтологически: нет Церкви там, где не действует Дух Святой. Как подчеркивает свт. Иоанн Златоуст, «если бы не присутствовал Дух, то не существовала бы и Церковь; если же Церковь существует, то очевидно, что Дух присутствует» [2]. Тот же богоносный Отец учит, что в жизни Церкви все, касающееся нашего спасения, исходит от Святого Духа: «И что, скажи мне, из относящегося к нашему спасению не Духом устроено для нас? Чрез Него мы освобождаемся от рабства, призываемся в свободу, вводимся в усыновление, вновь, так сказать, созидаемся, слагаем с себя тяжкое и смрадное бремя грехов; чрез Духа Cвятого мы видим лики священников, имеем полки учителей; от этого источника и дары откровений, и дарования исцелений; и всем прочим, что обыкновенно украшает ее, Церковь снабдевается отсюда» [3]. Представление Златоуста о том, что всё в Церкви подаётся Духом Святым, является общим местом всего православного учения. Например, свт. Василий Великий часто перечисляет дары и действия Святого Духа, особенно в своей работе «О Святом Духе», где он говорит, что «вообще нет дара, который бы без Святого Духа нисходил к твари» [4]. Это же повторяет и весьма любимая православными верующими стихира из службы Пятидесятницы: «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный. Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе».

С распространением Церкви по всей Вселенной разделенный и расколотый идолопоклоннический мир очень быстро нашел в спасительной проповеди Христовой ту величайшую объединяющую силу, которая уникальным и неповторимым в истории образом объединила всех людей в новую христианскую ойкумену, особенно с тех пор, как Константин Великий, по Божественному внушению, увидел в христианстве единственную духовную силу, которая могла бы обеспечить единство многокультурной, многоконфессиональной и многорелигиозной Римской империи. Римский Мир (Pax Romana), насаждаемый и поддерживаемый при помощи политических, военных и экономических мер, не смог дать людям такое единство, которого удалось в дальнейшем достичь Христианскому Миру (Pax Christiana) и которое непоколебимо сохранялось в течение первого тысячелетия после Рождества Христова, продолжая существовать и во втором тысячелетии, несмотря на разделения. Это единство было установлено без войн и насилия, но посредством проповедания мира, единомыслия, любви, смирения и примирения.

Раздробленность и мультикультурализм древнего мира, которые вели к соперничеству, войнам и насилию, сегодня (действуя тираническим и тайным способом) пытаются вернуть обратно те, кто проповедует так называемую «Новую Эру» и «Новый мировой порядок». Они хвалятся своими достижениями в области электроники и новых технологий, но при этом, как стало ясно во время коронавирусного кризиса, пытаются манипулировать миром, направляя его против Христа, против Церкви, чтобы лишить его покоя, спокойствия и защиты от зла и греха; внушить ему страх перед лицом возможной смерти; превратить людей в трусливых и запуганных существ, подчиняющихся их разрушительным командам и указаниям. Идёт речь о новой хуле против Всемогущего Бога, которая, к сожалению, не только не была отвергнута недостойным, раболепным и продажным церковным руководством, но оно тоже соучаствовало в ней, соглашаясь и сотрудничая с её вдохновителями.