Автор: Протопресвитер Феодор Зисис
Почетный профессор богословского факультета
Фессалоникийского университета им. Аристотеля
1. Новая Вавилонская башня: глобализация и
экуменизм
К написанию этой статьи нас побудил великий праздник
Пятидесятницы, в дивных песнопениях которого богодвижимые гимнографы являют нам
величественное и спасительное сошествие Святаго Духа «в виде огненных языков
на святых учеников и апостолов» и дальнейшее непрестанное Его присутствие и
действие в жизни Церкви.
Важнейшим измерением действия (греч. ἐνέργεια) и деятельности Святаго Духа является единство всех людей,
делающихся членами Церкви через Святое Крещение и присоединяющихся к одному и
единственному Телу Церкви, которая имеет своей главой Христа. Если Христос есть
Глава Церкви, то Святой Дух — это её душа, которая оживотворяет всё тело и
связывает, соединяет его члены вместе с Главой и друг с другом [1].
Церковь и Святой Дух связаны онтологически: нет Церкви там, где не действует
Дух Святой. Как подчеркивает свт. Иоанн Златоуст, «если бы не присутствовал
Дух, то не существовала бы и Церковь; если же Церковь существует, то очевидно,
что Дух присутствует» [2]. Тот же богоносный Отец учит, что в жизни
Церкви все, касающееся нашего спасения, исходит от Святого Духа: «И что,
скажи мне, из относящегося к нашему спасению не Духом устроено для нас? Чрез
Него мы освобождаемся от рабства, призываемся в свободу, вводимся в
усыновление, вновь, так сказать, созидаемся, слагаем с себя тяжкое и смрадное
бремя грехов; чрез Духа Cвятого мы видим лики священников, имеем полки
учителей; от этого источника и дары откровений, и дарования исцелений; и всем
прочим, что обыкновенно украшает ее, Церковь снабдевается отсюда» [3].
Представление Златоуста о том, что всё в Церкви подаётся Духом Святым, является
общим местом всего православного учения. Например, свт. Василий Великий часто
перечисляет дары и действия Святого Духа, особенно в своей работе «О Святом
Духе», где он говорит, что «вообще нет дара, который бы без Святого Духа
нисходил к твари» [4]. Это же повторяет и весьма любимая
православными верующими стихира из службы Пятидесятницы: «Вся подает Дух
Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи,
рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный. Единосущне и
сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе».
С распространением Церкви по всей Вселенной
разделенный и расколотый идолопоклоннический мир очень
быстро нашел в спасительной проповеди Христовой ту величайшую объединяющую
силу, которая уникальным и неповторимым в истории образом объединила всех людей
в новую христианскую ойкумену, особенно с тех пор, как Константин Великий, по
Божественному внушению, увидел в христианстве единственную духовную силу,
которая могла бы обеспечить единство многокультурной, многоконфессиональной и
многорелигиозной Римской империи. Римский Мир (Pax Romana), насаждаемый и
поддерживаемый при помощи политических, военных и экономических мер, не смог
дать людям такое единство, которого удалось в дальнейшем достичь Христианскому
Миру (Pax Christiana) и которое непоколебимо сохранялось в течение первого
тысячелетия после Рождества Христова, продолжая существовать и во втором
тысячелетии, несмотря на разделения. Это единство было установлено без войн и
насилия, но посредством проповедания мира, единомыслия, любви, смирения и
примирения.
Раздробленность и мультикультурализм древнего мира, которые вели к соперничеству, войнам и насилию, сегодня (действуя тираническим и тайным способом) пытаются вернуть обратно те, кто проповедует так называемую «Новую Эру» и «Новый мировой порядок». Они хвалятся своими достижениями в области электроники и новых технологий, но при этом, как стало ясно во время коронавирусного кризиса, пытаются манипулировать миром, направляя его против Христа, против Церкви, чтобы лишить его покоя, спокойствия и защиты от зла и греха; внушить ему страх перед лицом возможной смерти; превратить людей в трусливых и запуганных существ, подчиняющихся их разрушительным командам и указаниям. Идёт речь о новой хуле против Всемогущего Бога, которая, к сожалению, не только не была отвергнута недостойным, раболепным и продажным церковным руководством, но оно тоже соучаствовало в ней, соглашаясь и сотрудничая с её вдохновителями.