Мытарь из той евангельской
притчи, которая читалась в прошлое воскресенье, много грешил, но и много каялся.
Он каялся с сокрушением и смирением, потому он и был оправдан. Фарисей не
совершал таких грехов, как мытарь, но его великими грехами были гордыня, жестокосердие,
самооправдание, и мы не знаем, покаялся ли он в них. Из Святого Евангелия не видно,
принес ли он покаяние и был ли спасен.
Блудный сын из сегодняшнего евангельского отрывка, который святитель Григорий Палама называет «притчей о спасенном блудном сыне», тоже много согрешил. Он отправился в «страну далече», жители которой были злы: это были демоны и люди, творящие дела демонов. Нам известно, какую жизнь он проводил в той стране. Он расточал свое имущество, «живя распутно». Он много грешил, но много и каялся. Он много плакал, сильно смирился, пришел в великое сокрушение и потому сказал знаменитые слова: «Встану, пойду к Отцу моему» (Лк. 15, 18). Он не забыл, что у него есть Отец, потому что даже после падения он продолжал оставаться сыном и в нем действовал дар сыновства, память об Отце. Вот почему он смог вернуться к своему Отцу и таким образом спастись.