«Христос
удалился из Европы, как некогда из страны Гадаринской — по требованию её
жителей. Но стоило Ему покинуть этот континент, как нагрянула война, пришла
беда: ужас, разрушение, уничтожение» (св. Николай Сербский)
***
Какое современное
название можно было бы дать Ветхому Завету? Это судебный протокол процесса
между Богом и народом — народом, в ту пору избранным. Пророки ясно говорили,
как Господь судится с израильским народом (Ис. 3:13-14; Мих. 6:2; Мал. 3:5). В
наше время опубликованы тайные протоколы так называемых Сионских мудрецов; это
еврейская программа, направленная на покорение всего мира. В этих протоколах
нет ни Бога, ни пророческого слова, ни завета, ни небесной святости; словом —
нет небесной печати. И потому выходит, что это пустой журналистский документ.
Эти современные иудейские протоколы насчитывают около сотни страниц. А
протоколы суда между Богом и еврейским народом составляют порядка тысячи
страниц. Эти древние протоколы — Ветхий Завет — каждый
из нас читает с глубоким сугубым чувством. Первое ощущение таково: изумляемся
мы Божией верности и долготерпению; а второе — охватывает нас чувство стыда за
неверие избранного народа Господу, своему Благодетелю, — за такое неверие,
которое можно приравнять лишь к прелюбодейству; а также за богопротивление,
объясняемое одной сатанинской злобой; и ещё за непослушание Богу, которое
никогда не могло проявиться даже у мулов и ослов, и у прочего тяглового скота
в отношении своего хозяина и кормильца.
Впрочем, живём мы в XX
веке, то есть в эпоху Нового, а не Ветхого Завета. Какая разница? Огромная. В Ветхом Завете Бог беседовал с людьми через посредство пророков и Ангелов, а в
Новом Завете Он, явившись во плоти как человек, говорит с нами лично и непосредственно.
Что же скажем мы о тех, кто в свете Нового Завета убегает в египетский мрак и —
с тем же самым еврейским упорством, что и во времена Ветхого Завета пытается судиться с Богом? Можем сказать лишь
то, что христиане, ведущие тяжбу с Богом, отрекающиеся от Христа, проявляющие
злобу и непослушание к Богу явленному, — гораздо более тяжкие безумцы и
грешники, нежели иудеи ветхозаветные, не желавшие слушать Божиих Ангелов, и
пророков, и праведников. Ведь те выказывали дерзость рабам Домовладыки, а сии оказались
таковыми пред Самим Домовладыкой.
Если бы захотели мы дать
общее название периоду в три столетия, с XVIII по XX век, то самым подходящим
было бы: протокол суда между Европой и Христом. Ведь за последние триста лет в
Европе не произошло ничего такого, что не имело бы существенной связи с Христом
Богом.
На суде Христа и Европы
и в самом деле имеет место следующее.
Христос напоминает
Европе, что она крещена в Его имя и должна остаться верной Ему и Его Евангелию.
На это обвиняемая Европа
отвечает:
– Все веры одинаковы. Об
этом нам поведали французские энциклопедисты. И никого нельзя заставлять верить
так или иначе. Европа — исходя из своих империалистических интересов —
проявляет терпимость (толерантность) ко всем вероисповеданиям как народным предрассудкам,
но сама не относит себя ни к одной конфессии. Достигнув своих политических
целей, она быстро расправится с этими народными суевериями.
Услышав это, Христос,
печально спрашивает:
– Как можете вы, люди,
жить лишь имперскими, то есть материальными, интересами? В частности — лишь
животными инстинктами, понукающими к насыщению плоти? Я хотел соделать вас
богами и Божиими сынами, однако вы противоборствуете сему и жадно стремитесь
уравняться с упряжными животными.
На это Европа возражает:
– Ты устарел. Вместо
Твоего Евангелия мы изобрели зоологию и биологию. И теперь знаем, что потомки
мы не Твои и не Твоего Небесного Отца, а орангутангов и горилл, то есть обезьян. Сейчас мы совершенствуемся, чтобы стать богами. Ибо не признаём других
богов, кроме нас самих.
На это Христос говорит:
– Вы упрямее древних
иудеев. Я поднял вас из варварского мрака в небесный свет, а вы хотите опять
сойти во тьму, как буйвол в грязь. Я дал за вас Свою кровь. Свою любовь явил Я
вам тогда, когда все Ангелы воротили от вас голову в сторону, будучи не в
состоянии выносить вашего адского смрада. Итак, когда вы были мраком и смрадом,
Я единственный встал за вас, чтобы осветить вас и очистить. А посему не будьте
теперь неверными Мне, чтобы снова не возвратиться в ту невыносимую тьму и
зловоние.
На это Европа с усмешкой
восклицает:
– Уходи от нас. Мы Тебя
не знаем. Мы приверженцы эллинской философии и римской культуры. Мы хотим
свободы. У них есть университеты. Наша путеводная звезда — наука. Наш лозунг —
«Свобода, равенство, братство». Наш разум — бог богов. Ты азиат. Мы от тебя
отрекаемся. Ты лишь старинная легенда наших бабушек и дедушек.
На это Христос со
слезами в глазах отвечает:
– Вот, Я уйду — и вы это
увидите. Свернули вы с Божией дороги и отправились по пути сатанинскому.
Благословение и счастье взяты от вас. В Моей руке ваша жизнь и ваша смерть, ибо
ради вас отдал Я Себя на распятие. И всё-таки бить и карать буду вас не Я, а сами грехи ваши и ваше отпадение от Меня, вашего Спасителя. Проявил Я отеческую
любовь ко всем людям и любовью хотел всех вас спасти.
Европа удивлённо молвит:
– Какая любовь? Здоровая
и мужественная ненависть ко всем, кто с нами не согласен, — вот наша программа.
Твоя любовь — не более чем басня. Вместо неё мы выдвинули национализм,
интернационализм, этатизм, веру в прогресс, в эволюцию, в науку и культуру. В
этом наше спасение, а Ты — прочь от нас!
Братья мои, это судебное
разбирательство в наше время окончилось. Христос удалился из Европы, как
некогда из страны Гадаринской — по требованию её жителей. Но стоило Ему
покинуть этот континент, как нагрянула война, пришла беда: ужас, разрушение,
уничтожение. Сторицей вернулось в Европу дохристианское варварство: аварское,
гуннское, лангобардское, африканское — только стократ более зверское. Христос
же, взяв Свой Крест и забрав благословение, удалился. Остался мрак и смрад. А
вы теперь решайте, с кем пойдёте далее: с омрачённой и смердящей Европой или со
Христом. Аминь.
***
Источник: Святитель Николай Сербский (Велимирович), «Сквозь тюремное окно». Эту книгу владыка Николай написал в фашистском концлагере Дахау с 15 сентября 1944 по 8 мая 1945 гг.