Вернуться на главную

пятница, 3 мая 2024 г.

Святитель Епифаний Кипрский. О погребении Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа


Слово иже во святых отца нашего Епифания, епископа Кипрского, о погребении Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа

 

“Что сие днесь безмолвие многое на земли”?

 

Что это? От чего ныне такое глубокое молчание на земли, и такая тишина? — От того глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию, и воскресил усопших от века. Господь умер плотию, и ад вострепетал; уснул Господь на краткое время, и возбудил от века спавших во аде. Где же теперь, о нечестивые, те шумные и неистовые гласы против Христа, кои пред сим были слышны? Куда девался народ, заговоры, полк солдат и палки и колья? Где цари, священники и судьи достойные осуждения? Где светильники, мечи и вопли безпорядочные? Куда скрылся неистовствовавший народ и безчестная стража? Поистине, людие поучишася тщетным и суетным! Они преткнулись о краеугольный камень — Христа, но они же и сокрушились; ударились о твердый камень и сами разбились; волны их обратились в пену; связали великого Сампсона, но Он, расторгнув вечные узы, погубил иноплеменных и беззаконных. Бог, солнце, Христос зашел под землю, и оставил иудеев во всегдашнем мраке. Ныне возсияло спасение живущим на земли и находившимся от века в преисподней; ныне возсияло спасение миру видимому и невидимому; сугубое днесь пришествие Христово, сугубое строительство, сугубое человеколюбие, сугубое нисхождение, а вместе и снисхождение, сугубое посещение человеков: Бог приходит с неба на землю, а с земли в преисподнюю; врата адовы отверзаются: усопшие от века, радуйтесь, и сидящие во тьме и сени смертной, приимите свет велий! Владыка среди рабов, Бог среди мертвых, жизнь среди смертных; невинный с повинными, невечерний свет — с сидящими во тьме и сени смертной! Среди пленных — освободитель; сущий превыше небес — среди населяющих преисподнюю. Христос на земли — и мы уверовали; Христос в числе мертвых, — снидем и мы с Ним в преисподнюю и посмотрим на совершающиеся там тайны; уразумеем чудеса сокровенные под землею, производимые сокровенным (Христом).

Узнаем, как и находящимся в аде явилось благовестие. Что же? Ужели Бог, сошедши во ад, спасает всех без разбора? Нет, Он и там спасает одних уверовавших. Вчера являл Он дела строительства, а ныне — дела владычества; вчера дела немощи, а ныне — всемогущества; вчера дела человечества, а ныне — дела Божества; вчера Он был заушаем по ланитам, а ныне сиянием Божества потрясает жилище адское; вчера был связуем, а ныне Сам связует тирана неразрешимыми узами; вчера был осуждаем, а ныне дарует свободу осужденным; вчера над Ним насмехались слуги Пилатовы, а ныне, увидев Его привратники адовы, задрожали от страха.

Убийцы Христа

УБИЙЦЫ ХРИСТА 

Автор: Фотий Кондоглу

 

«Уже омакается трость изречения от судей неправедных, Иисус судимь бывает, и осуждается на крест, и страждет тварь, на Кресте видящи Господа. Но естеством телесе, мене ради страждай, Благий Господи, слава Тебе!»[1]

Мало того, что люди погубили столько человеческих жизней; они дошли до того, что убили Христа.

И убил Его не какой-то дикий зверь и даже не какой-то преступник… это сделали люди, соблюдавшие закон Моисея, книжники и фарисеи, от которых народ ждал, что они укажут ему путь ко спасению. Это были подлые и коварные псы, которые облеклись в овечью шкуру, чтобы обмануть народ. Лукавые и лицемерные ученики сатаны, который, чтобы поглотить Адама, обманул его, ведя с ним сладкие речи и говоря, что он станет Богом, если будет направлять свой жизненный путь по его словам.

Лицемер — это чудовище отвратительнее любого другого, которое сидит в мрачных глубинах лжи и расставляет ловушки вовне, чтобы обмануть какого-то невинного человека. Он эгоистичен, жесток, безжалостен, скуп, боязлив, но прикрывает все это ложным смирением, сочувственными словами, сладкими речами. У лицемера нет ни Бога, ни закона в душе, но он ловко притворяется, что испытывает благоговейный страх к Богу и к закону Его. Душа его гнилая и грязная, она чужда покаяния. Каждый грешник может покаяться, но лицемер остается нераскаянным, как если бы продал душу свою сатане. Все грешники могут достичь спасения и даже святости, но лицемер не имеет спасения, ибо он носит личину до самой смерти.

Христос никого не отверг, Он звал к Себе всех и давал надежду всякому человеку, кроме лишь одного — лицемера. Он не сказал «увы!» или «горе вам!» ни мытарю, ни блуднице, ни даже убийце. Он прямо сказал, что они указывают фарисеям путь к Богу. Он возглашал «увы» только о лицемере — о том, кто не поддается исцелению.

Поскольку Христос, пришедший исцелить все болезни наших душ, отверг лицемера, кто сможет его спасти? Так происходит потому, что страдающий этой болезнью не считает себя больным, но ровно напротив — он думает, что у него все прекрасно, и тайно обманывает других; он полагает, что его нечестие есть величайшее знание и мудрость, и покаяться для него все равно, что из умного сделаться глупым, из лукавого — бесхитростным простаком, из скрытного — открытым для всех, одним словом, из «здорового» превратиться в больного.

Всякий, кто слышит слова, сказанные Христом о фарисеях, содрогается:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Мф. 23, 13-25).

И как будто всех этих «горе вам» недостаточно, Он продолжает:

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф. 23, 33-35).

И вот эти люди, выглядящие благочестивыми и богобоязненными — те, кто казались тихими, сведущими в Писаниях и достойными уважения, — взяли и убили Христа, а не Варавву или другого разбойника, или римского солдата, у которого руки были по локоть в крови. Пилат, правитель Иудеи, попытался избавить Его от расправы. Впрочем, тщетно. Они побудили простой народ, который не осознавал, что творит — о, несчастный! — кричать: «Распни Его, распни!». Но фарисеи (то есть те самые лицемеры, о которых мы ведем речь) знали, что делали, ибо лицемер всегда прекрасно отдает себе отчет в своих поступках. О простых же, об обманутых людях Христос сказал так: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».

Обратите внимание на дивное снисхождение Бога, когда, вися на кресте, Он простер Свою милость на распятого рядом с Ним разбойника, то есть на одного простого человека, впадшего в тяжкие грехи, который даже убивал, впрочем, не ведая, что творит, то есть он не был изощренным лицемером.

Поэтому за одно исповедание веры он сподобился прощения и освящения, и первым, кто вошел в рай, был бывший убийца. Дивитесь, христиане, этой великой милости! Разбойник отверз рай, чтобы вслед за ним туда могли войти пророки, апостолы, иерархи, преподобные, мученики.

Какие тайны открыл нашим глазам человеколюбивый и сладчайший Христос, наш Господь! То, что человек раньше считал невозможным, непоправимым, неизгладимым и неизменным, Христос напрочь убрал, сделав так, будто этого не было никогда. Он простил покаявшегося разбойника, и все, что он совершил, было изглажено, словно этого не бывало.

Где же это древнее изречение: «Сделанного не воротишь»? Это осуждение, эту непрерывную цепь, душившую человека, разрушил Христос. Он упразднил жестокий закон. Не метанием громов и молний, как языческий Зевс, но прощением. Такова свобода чад Божиих, которую Он нам даровал. Разбойник возрождается духом и становится святым; а ученик Христа, который ел с Ним за одним столом и которого Он называл другом, лицемер Иуда, превращается из чада Божия в «сына погибели».

Землетрясение, произошедшее в день распятия Господа, перевернуло вселенную, разрушило старый мір, его законы, его обычаи, по словам апостола Павла: «Древнее прошло, и вот, все новое» (2 Кор. 5, 17). Такое же землетрясение и нравственный переворот произошли в человеке. Триблаженны те, кто был выхвачен и выброшен вон из своей темной могилы, подобно мертвецам, вышедшим из гробов в день распятия Христа.

Ибо те, кого я называю блаженными, прежде стояли на голове и ногами вверх, думая, что у них все в порядке, а землетрясение Христа перевернуло их вверх головой и поставило на ноги. И тогда они смогли осмотреться кругом и ощутить истинный облик міра, каким его создал Бог.

Благодаря ниспровержению, полному перевороту міра лжи, человек обрел свободу; он возродился в міре истины, в міре Христа, Который сказал: «Я свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). А еще Он сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32), то есть «вы узнаете истину, Меня, а не истины философов и моралистов, которые ложны, а потому не могут освободить вас». Святой Григорий Синаит говорит: «Знай, что познанию истины свойственно ощущение благодати в душе. Остальные же виды познания не являются познанием истины; их следует называть выявлением смыслов и доказательством тех или иных вещей». Святой Марк Аскет говорит то же самое, но другими словами: «Одно делознание [мірских] вещей, а другое познание истины».

Эту одну и единственную истину чувствуют те, кто приближается ко Христу с простотой, смирением и любовью. Чтобы донести до нас эту истину, Он был распят сегодня. Кто верит и любит Его, тот верит и любит истину. Посему не будем спрашивать Христа словно философа: «Что есть истина?», как это сделал Пилат, когда он, несчастный, видя перед собой воплощенную Истину, вопрошал: «Что есть истина?», ожидая услышать в ответ пустые слова, подобные тем, что обычно произносят люди о своих ложных истинах, не способных спасти человека. 


Источник: «ΚΙΒΩΤΟΣ» ΕΠΙΣΤΑΣΙΑ Φ.ΚΟΝΤΟΓΛΟΥ, Β.ΜΟΥΣΤΑΚΗ ΕΚΔΟΤΙΚΟΣ ΟΙΚΟΣ ΑΛ. & Ε. ΠΑΠΑΔΗΜΗΤΡΙΟΥ, ΤΕΥΧΗ Β-Γ’.

 



[1] Великий Пяток, утреня стихира на «…и ныне». Перевод: Уже обмакивается тростниковое перо для подписания приговора судьями неправедными, и Иисуса судят и осуждают на Крест. И страдает все творение, видя на Кресте Господа. Но ради меня телесною природой страждущий, благой Господи, слава Тебе!

 

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.