Вернуться на главную

пятница, 2 августа 2024 г.

Ревнитель (проповедь митрополита Флоринского Августина Кантиотиса)

«Ревнуя поревновах по Господе Вседержители» (3 Цар. 19, 10).


Сегодня, дорогие мои, совершается память героя веры и добродетели, одного из величайших людей древнего мира, ветхозаветной эпохи, святого пророка Илии Фесвитянина.

Как звезда от звезды отличается силой сияния, а цветок от цветка — ароматом и красотой, так и у каждого святого есть что-то особенное, что отличает его от всех остальных. Именно поэтому Церковь ставит рядом с именем каждого святого некий эпитет: святой Пантелеимон Целитель, святой Димитрий Мироточивый, святой Спиридон Чудотворец, святые Бессребреники Косма и Дамиан. А пророка, чья память празднуется сегодня, называют ревнителем: пророк Илия Ревнитель. Святой пророк Илия имел ревность о Господе.

Что означает такая ревность? Чтобы сердце не было холодным, но чтобы в нем был огонь, сильное желание. А какое желание было у Илии? Он хотел, чтобы все познали истинного Бога, чтобы все поклонялись святому Богу повсюду. И он не позволил этому желанию остаться сокрытым, не позволил ему остаться бесплодной теорией, но воплотил его в жизнь.

* * *

«Ревнуя поревновах по Господе Вседержители» (3 Цар. 19, 10). Пророк Илия являл свою любовь и ревность по истинному Богу во всех случаях, на всех фронтах. 

o   Первое. В то время еврейский народ, избранный народ Божий, сбился с пути Господня. Они дошли до того, что сделали статую-идола, бога Ваала, и приносили ему человеческие жертвы, своих младенцев! Как они дошли до такого падения? Пословица гласит: «Рыба гниет с головы». Идолопоклонство принесли в народ Божий цари Ахав и Иезавель. Кто осмелится обличить самого царя в нечестии? Все молчали. И осмелился только один. Кто? Тот, у кого не было ничего, кроме одной милоти, накидки, но эта убогая накидка была дороже богатства всех остальных. Этот неимущий человек пришел во дворец и стал обличать Ахава. «Ты, — сказал он, — развращаешь народ!» (ср. 3 Цар. 18, 17).

o    «Ревнуя поревновах по Господе Вседержители». Пророк Илия был неравнодушен к угнетению слабых. Он защищал вдов, сирот, бедных и немощных. У одного бедняка, Навуфея, был виноградник. Но этот виноградник находился рядом с царским поместьем. Желая еще больше увеличить свои угодья, Ахав захотел присоединить к ним и виноградник Навуфея. «Я не отдам его, — сказал Навуфей, — это наследство моего отца». Тогда Иезавель устроила суд и сделала так, чтобы Навуфей оказался на скамье подсудимых. На суд пригласили двух лжесвидетелей которые оклеветали Навуфея и обвинили его в оскорблении Бога и царя. После этого Навуфей был осужден и казнен через побиение камнями. Согласно закону, имущество осужденного на смерть переходило к царю. Все видели совершённую несправедливость, но в душах людей царил ужас и страх. Кто способен обличить несправедливость и преступления? Никто иной, как пророк Илия! По повелению Божию он идет и находит Ахава и говорит ему: «Сотворил ты между прочими злодеяниями и это, ты заклал Навуфея; но вот что говорит Господь: поскольку ты убил Навуфея и принял в наследие его виноградник, там где капала кровь Навуфея, там псы будут лизать кровь твою» (ср. 3 Цар. 21, 19) После этого Иезавель страшно разгневалась, а пророк Илия убежал и скрылся.

o    «Ревнуя поревновах по Господе Вседержители». Этот святой пророк даже выступил против священства своего времени. Что сделали эти священники? Вместо того чтобы привести народ к истинной вере, они оставили истинного Бога и поклонялись идолу Ваала, поставленному царями. Их было 450 священников, они пользовались благосклонностью во дворце и ели за столом Иезавели. На них Илия обрушил свой праведный гнев. «Почему, — говорит он, — вы оставили истинного Бога?». Он созвал весь народ на гору Кармил и сказал жрецам Ваала: «Пойдемте, испытаем, у кого истинный Бог. Возьмите камни, устройте жертвенник, заколите тельца и молите своего бога, чтобы он произвел огонь и сжег эту жертву». Они так и сделали, но напрасно они взывали к ложному богу. Илия насмехался над ними: «Кричите громче: может быть, ваш бог заснул и не слышит!». Когда стало темнеть, он сказал: «Теперь отойдите в сторону». Он призывает народ подойти. Восстанавливает разрушенный жертвенник Господень, раскладывает дрова, закалает животное, кладет его на камни и велит трижды окропить его и все вокруг большим количеством воды, чтобы не было подозрений, что где-то спрятан огонь. Затем он поднимает глаза к небу и молится. И — что за силу имеет молитва! — через секунду разверзлись небеса, и сошел огонь, и попалил жертву. Тогда все уверовали, пали ниц и поклонились истинному Богу. И тут же он приказал: «Схватите всех жрецов Ваала, чтобы ни один из них не укрылся». И привел их к реке, к потоку Киссону, и заколол их там всех в числе 450 человек (ср. 3 Цар. 18, 17-40). Он сделал это не со зла; он исполнял заповедь Божию.

o    «Ревнуя поревновах по Господе Вседержители». Наконец, он обратился с обличением и к народу. Ведь и народ был виноват, поскольку он тоже следовал не истине, а лжи. «Доколе, — говорит он, — вы будете хромать на оба колена?» (ср. 3 Цар. 18, 21).

Пророк Илия не льстил никому; он был ревнителем Господним.

* * *

Сегодня, дорогие мои, был его праздник. Почему мы его отмечаем? Чтобы развеять скуку? Чтобы повеселиться? Праздник — это, в первую очередь, подражание святому. Как мы можем подражать святому пророку Илии? Можем ли мы сделать то, что делал и он? Кто, например, может перейти Иордан, ударив по воде своей верхней одеждой, милотью? Это было великое чудо. Мы не можем повторить чудеса, которые он совершил, но мы можем подражать его добродетелям, мы можем подражать его ревности.

Сегодня мы в опасности обмірщения. Я боюсь равнодушия. А мы нерадим о своей душе. Нас интересуют только материальные вещи, мы заботимся только о том, чтобы покормить и одеть наших детей. Но ребенку нужна не просто еда, ему нужно учение, вразумление и воспитание. А к этому мы, к сожалению, равнодушны. Пока чада диавола работают не покладая рук, другие, так называемые консерваторы, говорят следующее: «Мне ли исправить народные нравы?». И так продолжается разложение. «Свидетелей Иеговы» 40 лет назад было три тысячи, а теперь их более пятидесяти тысяч. Точно так же обстоит дело и с атеистами: до 1917 года их было совсем немного, а сейчас их многие тысячи. Их количество бы не умножалось, если бы в нас было хоть немного огня Илии. Ты отец или мать, ты учитель, ты полицейский, ты священник? Не будь нерадив, не будь равнодушен; проявляй усердие, выполняй свою работу с любовью, старанием.

Греция — православная страна? Сомневаюсь. Мы дошли до того, что стали нечестивыми. Раньше в этой стране никто не говорил богохульства, а теперь не проходит и секунды, чтобы не прозвучала хула. Илия придет снова, это точно. Представьте себе, что произойдет, когда он придет и услышит оскорбление Бога… Тот, кто взял 450 посрамленных жрецов и умертвил их, возьмет каждого богохульника и накажет его. Если бы этот «второй Предтеча» (тропарь святого) пришел к нам сегодня, то он низверг бы их в море и умертвил, так что воды стали бы красными.

Я, конечно, не хочу сказать, что так должны поступать и мы с вами: Илия обладал исключительной властью от Бога. Но я воздыхаю и плачу, потому что ты равнодушен к вере, друг мой. Ты скажешь: «Что я могу?». Если ты женщина, а твой муж хулит Бога, скажи ему: «Ужинай сам, я с тобой есть не буду». Я знал одну женщину в Мессолонгах, которая вынудила своего мужа прекратить ругаться подобным образом. Не позволяй другим богохульствовать у тебя на глазах. Если тебе разбивают окно, ты бежишь в полицейский участок, а если при тебе хулят Бога, почему ты остаешься бездейственным? Не хочешь слушать меня, послушай святого Иоанна Златоуста. Слышишь, как кто-то хулит Бога? Поговори с ним, сделай ему внушение до трех раз. Если он не слушает? У тебя есть рука, можешь ударить. У того, кто ударит хулящего Бога, рука освятится[1].

Просвещайте других. Я клянусь вам сегодня во имя пророка: лучший праздник и честь для святого — чтобы мы с корнем вырвали терние, разросшееся в нашем саду, заградили уста сквернословов. Позаботьтесь о том, чтобы все богохульства утихли и все уста стали кифарой Святого Духа, и воспели священную песнь: «Хвалите и превозносите Его вовеки».

† Митрополит Августин Кантиотис

Проповедь в храме св. пророка Илии в селении Дзидзифа (Афины), 1960 год.


[1] Слово св. Иоанна Златоуста о том, «как надлежит поступать с кощунниками»: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом».


Источник:

https://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=60474#more-60474


@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Выражение свободы или сатанинский бал?

 

Митрополит Австралийский и Новозеландский Силуан:

«Церемония открытия Олимпийских игр 2024 года в Париже стала ярким и самым выразительным проявлением того духа, который царит сегодня в міре. Многие люди были шокированы, потрясены и не верили своим глазам, наблюдая за происходящим. Открытие Олимпиады, этого глобального мероприятия, которое объединяет народы всего міра, однозначно выразило инаугурацию или утверждение «нового мирового порядка», который противоположен порядку Божественному, и стало открытым заявлением того, кому оно служит, то есть кто его «хозяин» и против Кого он борется.

Эта «церемония» была ничем иным, как сатанинским собранием, очень темным и очень наглядно показывающим то духовное состояние, в которое катастрофически погружается мір.

Это мірское «положение дел» не в новинку для православных христиан. Единственное отличие — уровень дерзости, с которым был организован этот сатанинский бал, что указывает на стремительное ускорение событий апокалиптического масштаба. Давайте вспомним, что преподобный Нил Мироточивый, великий аскет и подвижник, живший много веков назад, сказал о днях, предшествующих приходу антихриста. «Когда время будет приближаться к пришествию Антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и всё более усилится нечестие и беззаконие. Мир станет неузнаваемым, изменится облик людей и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря бесстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазнов антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы и священники, станут мужами тщеславными, совершенно не различающими правого пути от левого. Тогда нравы и предания христиан и Церкви изменятся». Эти слова преподобного Нила указывают на наши времена? Я считаю, что да.

Евровидение, которое было ничем иным, как оккультным и сатанинским, только что получило свое продолжение — церемонию открытия Олимпийских игр в Париже. Просто совпадение? Ни в коем случае нет.

Мои дорогие верующие, то, что мы наблюдаем, — это плоды отступничества некогда христианской Европы (и Запада), которая постепенно отвергла Христа, отвергла Его Евангелие и предпочла вернуться в «Египет», обратно в плен «духовного фараона», чтобы поклоняться «золотому тельцу» (который также присутствовал на церемонии открытия Олимпийских игр в Париже). Конечный результат этого отступничества — тьма, злоба, сатанизм и деградация человечества, что находит свое отражение в сегодняшнем анархическом обществе, в духовной деградации многих институтов, не исключая — увы! — и тех, кто провозглашает себя последователями Христа, но в то же самое время сообразуется с обычаями міра. Тех, кто превратил Дом Божий в мерзость «проснувшегося» безумия и духовного вырождения.

Это конечный результат первоначального или первого «гуманизма», установленного Адамом, и всех последующих «гуманизмов», которые желали занять место Бога. Это то же самое отступничество, которое проявляется во всех формах гуманизма, включая его более тонкие формы, такие как папизм, в котором смертный человек претендует на место или наместничество Христа на земле; в экуменизме, который желает добиться единства среди христиан посредством церковной «высокой дипломатии» или, лучше сказать, демагогии и лицемерия, обходя стороной присутствие и «Источник единства», которым является Сам Христос как Путь, Истина и Жизнь! Это тот же самый релятивистский гуманистический дух, который медленно проявлялся среди некоторых иерархов и «богословов» Святой Православной Церкви. Примером этого является недавнее рукоположение первой «женщины-диакона» в Александрийском Патриархате, условно обозначенное как рукоположение «диакониссы».

Другие примеры этой же ошибочной духовности, желающей отодвинуть или устранить границы, установленные Святыми Отцами, лишенной образа мыслей Отцов Церкви и Священного Предания, проявляются в следовании устремлениям падшего міра. Гладят по шерстке своих приверженцев, вместо того чтобы напоминать верующим об Истине Святого Евангелия. Превращают священное пространство церковного храма в театры с музыкой, трубами, оперными певцами и т. д.; крестят детей однополых пар; проводят совместные молитвы с инославными и внедряют многие другие нововведения, возмущающие православных верующих. Это не путь Святых Отцов. Это отступничество, апостасия, и этому духу мы говорим: анафема! Дух гуманизма во всех его версиях — это дух, который желает достичь целей (сознательно или несознательно) только человеческими средствами. Это дух, оторванный от нетварных энергий Бога, от благодати Божией и источника мудрости и истины — Самого Господа. Вот почему святой Иустин Попович, великий сербский православный богослов XX века, пророчески напомнил Европе, что не может быть настоящего человека и настоящего человечества без Богочеловека Христа. Он провозглашал, что те, кто желает поддержать человека, прежде всего должны неразлучно пребывать с Богочеловеком Христом! Святой Иустин Попович указывал, что единственный истинный гуманизм — это, по сути, теогуманизм. Это когда человек в синергии, в общении с Богом, начинает воспринимать своих ближних и творение через благодатную и преображенную Богочеловеческую линзу (Мф. 22, 39). Видеть ближнего как созданного по образу и подобию Божию.

Дух, стоящий за презрением ко Христу на «церемонии открытия» и попыткой насмеяться над Ним, — это тот же дух, который возглавил первое восстание против Божественного порядка и был низвержен с Небес.

Библия открыто утверждает, что Христос станет знамением, которое многими будет отвергаемо (Лк. 2, 34). Так было с самого начала. Человек не может укрыться от Христа, Он находится в центре всего, встреча с Ним — неизбежна, потому что Он есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Он есть Свет, который ярко сияет во тьме (Ин. 1, 5); Он есть Хлеб, который сходит к нам с Небес и без которого нет жизни (Ин. 6, 51-59).

Тем, кто насмехался над Христом, заявляя о «выражении свободы», знайте, что вы не свободны. Эта церемония открытия — все, что угодно, но не выражение вашей свободы. Это проявление вашего духовного пленения! Вы одержимы духом, который ведет войну против Бога, Его естественного порядка в творении, и особенно против венца творения — человека. Следующие слова из Священного Писания действительно подходят этому поколению, его «церемониям открытия» и «видениям» (с приставкой Евро- или другой): «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1, 22)».

+ Митрополит Силуан Австралийский и Новозеландский,

 Сербская Православная Церковь 

Источник

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.