Вернуться на главную

суббота, 6 декабря 2025 г.

«Православная экклесиология и украинский раскол»

Автор: Василий И. Тулумцис, кандидат догматического богословия, Афинский университет им. Каподистрии

***

Прежде всего, я хотел бы выразить глубокую благодарность господину Георгию Каралису и издательскому дому (в лице Олимпии) за их неоценимую поддержку. Они первыми предложили издать этот том и взяли на себя всю организационную работу, что позволило воплотить в жизнь нашу первоначальную концепцию и идею. Издание настоящего сборника имеет особую богословскую ценность. Ввиду деликатного характера украинского вопроса, было бы значительно проще распространять тексты, поддерживающие господствующую официальную версию об «уврачевании раскола», которое якобы совершилось при помощи автокефалии. Напротив, оказалось весьма затруднительным издавать статьи, описывающие многосложный характер нынешней ситуации, где имеет место сознательное и умышленное искажение соборного и канонического предания Церкви.

Кроме того, довольно многие представители академических и церковных кругов, каждый по своим причинам, не пожелали выступить в публичном диалоге и защитить принципы православной экклезиологии, предпочитая хранить безопасное молчание. Тем самым они дали зеленый свет ложным и сфабрикованным аргументам тех, кто решил поддержать проект по безоговорочному признанию всех украинских раскольников. Следовательно, ценность данного издательского проекта заключается в том, что он поддерживает и распространяет концепцию о принципах и границах православной экклезиологии, которые как раз и были нарушены при создании ПЦУ.

четверг, 4 декабря 2025 г.

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


В стихире на литии Введения во храм Пресвятой Богородицы говорится: «Днесь Боговместимый Храм — Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет».

Возникает вопрос: как маленькой Мариам позволили войти во Святая Святых, куда не дозволялось входить никому, кроме первосвященника, и то лишь раз в год после принесения Богу искупительной жертвы? Для обычных людей вход во Святая Святых был закрыт. Но Мариам еще прежде веков была предназначена стать Матерью Воплотившегося Сына Божия; Ее рождение предвозвещали пророки. Именно поэтому Бог удивительным образом позволил Ей войти во Святая Святых.

Это служило прообразом и предвозвещением того, что Она чудесным и прежде невиданным образом станет Матерью Сына Божия, второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Из всего сонма святых только Она станет единственной и благоговейно почитаемой обителью Пресвятой Троицы, как отмечает архиепископ Исидор Фессалоникийский. Самое прекрасное и чистое из всего, что когда-либо появлялось в человеческом роде, становится земным чертогом Всецаря Бога (греч. τοῦ Παντάνακτος Θεοῦ).

Пресвятая Богородица входит в Храм не только для того, чтобы принести дар и вознести благодарственную молитву вместе с родителями. Она входит, чтобы и Самой стать «приношением и благовонным фимиамом»[1]. Она живет в недоступном для других святилище Храма и уготована стать «Иисусовым вместилищем, радостным и прекрасным». Образ Богородицы в Храме символизирует вход людей в новую жизнь и Царство Небесное.

Если маленькая Мария в возрасте трех лет удостоилась войти во Святая Святых земного храма, то, несомненно, Ей было уготовано достичь и небесного Святого Святых, то есть до самого престола Трисиянного Божества, что впоследствии и свершилось. Это пророчески описал в 44-м псалме пророк Давид: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» («Стала Царица по правую руку от Тебя, в золотом одеянии, украшенном драгоценными камнями») (Пс.44:10).

Каким хлебом питалась Богородица в Храме?

Рассказывая о благословенном хлебе, которым питалась Богородица, святитель Григорий Палама пишет, что Бог «посылал Деве через Ангела таинственную пищу свыше». Это не был обычный хлеб, который Ангел брал из какого-то дома и приносил Богородице, но хлеб Небесный, насыщающий Ее Божественной благодатью, которая укрепляла Ее для молитвы и созерцания. Двенадцать лет, проведенные в таком общении с Богом, соделали ее Храмом Божиим и вместилищем благодати. Именно поэтому Архангел Гавриил, явившись с Благой Вестью о том, что Она родит Мессию-Христа, назвал ее «Благодатная».

Наша Благодатная Матерь, Пресвятая Богородица, всегда готова выслушать нас, как в трудные времена, так и в моменты радости.

Однажды святому Паисию Святогорцу задали вопрос:

- Геронда, в обществе, в котором мы живем, зло, как громадный пожар, надвигается на нас и угрожает нам и нашим детям. Что мы должны делать, чтобы спастись?

Тогда Старец рассказал следующий случай:

- Послушайте, чада мои, в начале нашего века, на Святой Горе разгорелся громадный пожар и угрожал Русскому Монастырю. Тогда 2000 монахов и 3000 рабочих, которые там трудились, взяли все то, что перед собой нашли, и вышли, чтобы справиться с огнем. Однако не смогли ничего сделать. Потом пожар перебросился в Ватопед. Сотни монахов и рабочие, которые там оказались, тоже не смогли его остановить. Пожар все уничтожил. В продолжение пожар продвинулся и подступил к Филофею. Там тогда жили всего 15 монахов и столько же рабочих. В ужасе они схватили лопаты побежали наружу, чтобы справиться с огненной бурей, которая все пожирала. Однако один почтенный старчик их остановил и сказал:

- Куда идете, братия? Тысячи людей в Ватопеде и в Русском не смогли ничего сделать, а мы, тридцать человек, спасем монастырь?

- И что мы будем делать, старче? Как спасемся?

- Мы ничего не можем сделать сами! Обнимите икону Божией Матери Гликофилусу (Сладкое Лобзание)! Она — впереди, а мы — позади!

Так и сделали. Вскоре огненные языки оказались недалеко от Монастыря, однако ни на миллиметр не переступили через границу его территории!

- Я знаю, сказал отец Паисий, что зло, как неуправляемый пожар угрожает вам и вашим детям.

Однако обнимите Гликофилусу и не бойтесь!

У Нее есть сила потушить пожар, который угрожает нашему дому!

У Нее есть сила потушить пожар, который угрожает нашим детям!

У Нее есть сила потушить пожар, который угрожает нашей душе!

Потому что Пресвятая Богородица — Матерь Бога и Мама всего мира, и никакой пожар не больше Ее любви! Ее руки — крылья и никакая беда не крепче Ее Защиты!»

Икона Пресвятой Богородицы «Гликофилуса» («Сладкое Лобзание»)

Митрополит Лимассольский Афанасий рассказывает:

«Однажды я с другими монахами был в Новом Скиту, где мы рубили ветки, чтобы топить печь. Один молодой монах, немного невнимательный, пошел рубить маленькие кусты, которые росли вокруг скита, но не заметил, что там был крутой обрыв, практически вертикальный, около 50 метров глубиной. И вот он срубил куст, поскользнулся и упал с этого обрыва!

Я был уверен, что он разобьется — там земли совсем не было, скалистая гора. Падая, монах закричал: «Богородица моя!». Он упал, и мы подумали, что он погиб. Огромный обрыв! Мы кричим:

– Отче, отче!

– Я здесь, — отвечает он.

– Ты в порядке?

– Да, все хорошо!

Как это — «все хорошо»? Как же так вышло? Чтобы спуститься к нему, нам пришлось, фактически, стать командой горных спасателей. Нам понадобилось 3-4 часа, чтобы добраться до этого брата.

И вот что он рассказал: «Только я позвал Богородицу, как почувствовал словно меня держит парашют, и стал очень медленно приземляться. Ничего не повредил, только пара царапин».

Источник: https://orthodoxostypos.gr/πατερικαι-διδαχαι-317/



[1] Стихира на стиховне, вечерня на Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

@Перевод «Трость Скорописца», 2025.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

вторник, 2 декабря 2025 г.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит, случаи прозорливости

Преподобный Порфирий Кавсокаливит, день памяти: 2 декабря

 ***

Преподобный Порфирий получил от Господа дар прозорливости еще в юные годы, когда он подвизался на Святой Горе Афон, за его полное и искреннее послушание старцам. С того времени и до конца жизни он использовал этот дар для духовного назидания людей и во славу Божию.

Этот дар был поистине удивительным. Он мог обнаружить скрытый диктофон, который пришедшая к нему дама намеревалась использовать для записи, а также определить наличие воды на значительной глубине под землей, оценить ее качество и точно указать место для бурения скважины![1] Он мог назвать конкретную страницу в книге, где содержалось нужное ему высказывание, даже не прикасаясь к ней. С такой же легкостью он выявлял злокачественные опухоли и ставил точный диагноз, не прибегая к каким-либо медицинским приборам.

Однажды его духовный сын пожаловался на плохое самочувствие.

– Отче, у меня болит живот.

понедельник, 1 декабря 2025 г.

«Если бы они оба имели хоть немного страха Божия и немного смирения, то они должны были бы надеть власяницы и заплакать о своих грехах»

 

От ред.: Более семидесяти лет прошло с тех пор, как были сказаны эти слова, но они так же актуальны и сегодня!

«Размышляя о состоявшейся встрече Вселенского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI в Иерусалиме в январе 1964 года, преподобный Филофей Зервакос пишет, что если бы они оба имели хоть немного страха Божия и немного смирения, то они должны были бы надеть власяницы и заплакать о своих грехах, принести покаяние и просить, да помилует их Господь, а никак не искать праздников и торжеств, похвал и хвалебных речей за то великое презрение, которое они оказывают Богу, апостольскому преданию и священным канонам!».

Из книги протопресвитера Феодора Зисиса «Старец Филофей Зервакос как борец и исповедник Православия», раздел 4 «Объединение еретиков (папистов, протестантов) с Церковью. Богословские диалоги».


@«Трость Скорописца», 2025.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Без этих двух предварительных условий никакие переговоры с Папой Римским невозможны

 

Протопресвитер Феодор Зисис:

«Хорошо, если произойдет объединение, но произойдет так, как этого хочет Христос, по Христову, без какого бы то ни было влияния светского рационализма и без компромисса.

Недостаточно просто внешнего объединения, которое уже много раз пытались установить и всякий раз безуспешно. Все исторические попытки достичь объединения, начиная с 1054 года и по сей день, показывают, что истинной его целью является подчинение православных Папе.

Многочисленные ереси папизма (протопресвитер Феодор Зисис)


Если кто-либо спросит сегодня клириков и богословов или даже простых верующих о том, является ли папизм еретическим сообществом или Церковью, то получит противоположные и противоречивые ответы из-за путаницы, вызванной экуменическим синкретизмом.

Существует последовательный и непрерывный ряд соборных решений, единогласное мнение и согласие Святых отцов и учителей Церкви по поводу того, что папизм содержит не одну ересь, а десятки ересей и заблуждений, таких как:

Пророчество старца Василия Кавсокаливита (+2015) о ересиархе Папе: «Ворон, выдающий себя за ручного голубя!»

«Не забывайте, что Папа — предтеча антихриста. Вы увидите, что он придет как белый невинный голубь и притворством завоюет доверие многих.

Он придет не один, а вместе с другими воронами. Они войдут в наши дома. Мы будем доверять им, и после того, как они победят нас, они покажут свою истинную воронью личину и будут рвать нас на части, чтобы пожрать нашу плоть. Не нужно им верить. Сегодня большинство наших иерархов предпочитают преходящее, тленное. А нетленное и полезное для души они считают бесполезным как мусор, который выбрасывают вон. Было бы хорошо, чтобы мы были восприимчивы к истине и не проявляли сочувствия ко злу».

Обращение старца Гавриила Святогорца к Патриарху Варфоломею в связи с его экуменической деятельностью

Ваше Всесвятейшество!

Все эти празднества и неприемлемые документы, которые подписываются в качестве соглашений и якобы богословских текстов, напоминают иудейский синедрион при Каиафе. Тот совет беззаконных, который приговорил к распятию Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, видя и изучая все вышеописанное, каждому приходят на ум слова из Послания к Евреям: «Они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:6). Иными словами, новое Распятие Христа происходит потому, что, с одной стороны, существует вера в Божественность Христа, а, с другой стороны, когда искажается богословское учение, которое со всей точностью хранит наша Православная Церковь, в этом случае одной только веры недостаточно, и она не в состоянии привести человека ко спасению.

«Из-за театральных, манерных лобзаний с Папой Римским, мерзких объятий и противоречащего священным канонам обмена подарками опасность новых расколов стала еще больше» (преподобный Филофей Зервакос)


«Из-за театральных, манерных лобзаний с Папой Римским, мерзких объятий и противоречащего священным канонам обмена подарками опасность новых расколов стала еще больше, поскольку в душах верующих ослабевает сознание, что паписты — это еретики.

Диалог, совместные молитвы, обмен подарками и другие бесстыдные нововведения совершенно непростительны, поскольку они искажают и извращают то, что передали Святые Апостолы и Святые Отцы, Вселенские и Поместные Соборы….