
Исцеление слуги сотника (Мф. 8, 5-13)
Если человек не исполнится глубокого
смирения, кротости, самоумаления и послушания Богу, как ему спастись? Как
спастись безбожнику и грешнику, если и праведник едва спасается? Не собирается
вода на высоких отвесных скалах, но собирается в местах низких, ровных и
углубленных. И благодать Божия не почиет на людях гордых, которые возвышают
себя и противятся Богу, но на смиренных и кротких, углубивших душу свою
смирением и кротостью, самоумалением пред величием Божиим и покорностью воле
Божией.
Когда болезнь иссушит привитую лозу,
которую заботливо и долго взращивал виноградарь, то он отсекает ее и бросает в
огонь, а на место ее пересаживает и прививает дикую.
Когда сыновья, позабыв всю отцовскую
любовь, восстанут против отца, что сделает тогда отец? Изгонит сыновей из дома
и вместо них усыновит наемников своих.
Так происходит в природе, так происходит и у людей. Неверующие говорят, что это происходит согласно законам природы и человеческим законам. Но не так говорят верные. Раздвинувшие завесы природных и человеческих законов и заглянувшие тайне вечной свободы в пламенные очи говорят иначе. Они говорят: «Сие происходит по воле Божией для нашего вразумления». Да, сие пишет Бог перстом Своим, и только умеющие читать рукопись Божию, записанную огнем и Духом в предметах и событиях природы и в предметах и событиях человеческой жизни, — только они понимают смысл всего.
Те же, пред очами которых природа и
жизнь человеческая мерцают как огромная куча типографского шрифта, букв без
духа и смысла, говорят о случайности и утверждают: «Все, что происходит с нами
и вокруг нас, происходит случайно». Этим они хотят сказать, что вся сия
гигантская куча букв сама собою движется и перемешивается и из подобной
мешанины складываются то одни, то другие события. Если бы Бог наш не был
милостив и сострадателен, Он бы посмеялся над таким безумием земных
толкователей мира и жизни. Но есть тот, кто над сим безумием злорадно смеется:
это злой дух, враг рода человеческого, у коего нет к людям ни милости, ни
сострадания.
Когда гусь шлепает по пестрому ковру, расстеленному на траве, он может подумать, что все узоры и краски на ковре нагромождены как-то случайно, да и ковер сам собою вырос из земли — как трава, по гусиному рассуждению, растет из земли случайно. Но ткачиха, которая ткала ковер и испещряла его узорами, знает, что он не взялся откуда-то случайно, так же как знает, почему узоры и цвета размещены именно данным образом. Только ткачиха умеет читать и истолковывать ковер, ее рукою вытканный, — ткачиха и те, кому она расскажет. Так без толку шлепают неверующие по предивному ковру мира сего и говорят о случайностях. Лишь Бог, Который и выткал мир сей, знает, что означает всякая нить в мировой ткани. И знает тот, кого Бог сподобит и скажет ему. Прозорливый Исаия пишет: Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57, 15). Значит, Бог живет на земле только с сокрушенными сердцем и смиренными духом. А с кем Бог живет, тем Он и открывает тайны мира и жизни и духовные глубины всего Своего писания, заключенного в вещах и событиях.