Вернуться на главную

воскресенье, 24 декабря 2023 г.

Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис): Две трапезы Господни

Неделя 28-я по Пятидесятнице: Притча о Званных на Вечерю

 * * *

Вы слышали, мои дорогие, священное и святое Евангелие: сегодня на службе была зачитана притча — простой рассказ, скрывающий в своей простоте глубокий смысл под видом картины, сцены из жизни.

Господь говорит одно, а подразумевает другое. Он старается возвысить своих учеников, привести их от легкого к сложному, от известного к неизвестному, от видимого к невидимому, от конкретного к абстрактному. Насколько же Он великий учитель, непостижимый для нашего ума, и насколько Он прав, когда говорит: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос» (Мф. 23, 8).

В притчах Он берет примеры или образы из природы и жизни. А здесь за основу Он взял сцену из жизни семьи, накрытый стол.

Один человек праздновал какое-то радостное событие (Христос этого не осуждает) и накрыл стол. Будучи радушным и щедрым, он позаботился о том, чтобы ужин был обильным. Повара приготовили самые лучшие блюда; на стол поставили дорогие приборы и подали редкие вина; дом был украшен цветами; звучала прекрасная музыка — настоящее наслаждение для всех чувств. Кто не хотел бы сидеть за этим столом?

И все же никто не пришел к хозяину в гости! Неужели все хлопоты и расходы были напрасны? Почему отовсюду отказ, ведь он направил им официальное приглашение? Послушайте только ответы приглашенных. Когда к ним пришел слуга и сказал: «Приходите, все готово, и мой господин ждет вас», один ответил: «Я купил поле и должен пойти посмотреть его». Другой отказался иначе: «Я купил пять пар волов и собираюсь испытать их». А третий, дерзкий и сластолюбивый, дал бесстыдный ответ: «Я только что женился, у меня «медовый месяц», поэтому я не могу прийти». Они отказались один за другим. Все они сказали: «Молю тя, имей мя отречена» (см. Лк. 14, 18–20).

Когда хозяин услышал об их отказе, он разгневался, говорит Евангелие (см. Лк. 14, 21). Что теперь будет? Ведь не зря же он накрывал на стол. Он поручает слуге: «Пойди скорее по площадям и улицам города и приведи кого только найдешь: нищих, увечных, хромых и слепых». Без промедления слуга выполняет приказ и докладывает: «Господин, все исполнено по твоему приказанию, и еще есть пустые места» (зал в том доме был очень просторен). Хозяин снова посылает его: «Пойди по дорогам и изгородям, и кого ты найдешь, приведи силой, чтобы наполнился дом мой».

Такова эта притча в нескольких словах. Возникают вопросы. Во-первых, кто этот хозяин, который готовит большой ужин? Во-вторых, кто приглашенные? В-третьих, что это за трапеза и изысканные блюда? Время не позволяет ответить на эти вопросы со всеми подробностями. Скажу лишь несколько слов о центральном значении притчи, то есть о самой трапезе.

* * *

Тот, кто готовит ужин, дорогие мои, — это Господь, Бог во Святой Троице. Он предлагает нам две трапезы: одну материальную, а другую — духовную. Он накрывает наш материальный, видимый стол каждый день. Когда вы садитесь за стол, посмотрите на вашу еду и вы увидите, что вся она послана Богом. Род сей, слепой и мыслящий только вещественными, материальными категориями, не осознает величия Промысла Божия. Отец, который приносит продукты, мать, которая готовит, и вы, дети, которые собираетесь есть, взгляните на стол и подумайте немного. Что лежит перед вами? Даже у самых бедных есть несколько оливок и немного хлеба, а у других — молоко и сыр, рыба или мясо, или фрукты и другие плоды земли, вода и вино или что угодно еще. Скажите, есть ли из этого что-нибудь рукотворное? Даже синтетические продукты и таблетки получены из элементов природного происхождения. Так вот, накрывает на стол Сам Господь Бог. Если не будет дождя, не выглянет солнце, не будет дуть ветер или если будет блокада, окружение, то наступит голод.

Во время немецко-фашистской оккупации я оказался в городе Козани. Это был 1943 год, когда немцы жгли села в Сербии и Хасии и люди толпами приходили в наш город, голодные и замерзшие. Однажды я увидел картину, от которой моя душа заплакала горькими слезами: маленькая девочка с почерневшими от холода ногами стояла у дверей богатого дома и смотрела, как хозяйка вытряхивает белую скатерть на снег, а когда хозяйка зашла в дом, она наслюнила свой пальчик и стала подбирать по несколько крошек, осеняя их крестным знамением. Она была похожа на маленького воробья, который стучит клювом по окнам на кухне. До такой нищеты и нужды дошли люди в то трудное время. А теперь мынеблагодарные и неверующие, держим во рту кусок и хулим Христа! Скоро разверзнется земля, чтобы поглотить нас. Когда я об этом думаю, то говорю: «Греция, наша родина, тебя ждет какое-то бедствие! Потому что так продолжаться не может: Бог кормит тебя, а ты, как бешеная собака, кусаешь руку твоего Творца».

Он накрывает для нас стол: «Отверзшу Тебе рукувсяческая исполнятся благости» (Пс. 103, 28). Поэтому каждый раз, когда вы наслаждаетесь благами Его, говорите: «Благодарю Тебя, Христе!».

Но Господь приготовляет нам и другую, более высокую трапезу — трапезу духовную. Что это такое? Во время Божественной Литургии посмотрите, дорогие мои, в алтарь. На священном престоле совершается Тайная Вечеря: там во святой Чаше находятся Тело и Кровь Христовы. Мы говорим это для тех, у кого есть вера; если же веры нет, объясним проблему иначе. Очень важно все прояснить и расставить по своим местам. Дезертир — это уже не солдат, а прогульщика исключают из школы: точно так же нельзя называться христианином, если ты отсутствуешь почти каждое воскресенье и появляешься в храме только три-четыре раза в год; это совсем ничего.

Должно произойти очищение. Лучше пусть в церкви будет пятеро верующих, чем толпа тех, кто приходит «для галочки». Один храбрый офицер как-то сказал мне: дайте мне пятьдесят храбрых солдат, и я продвинусь вперед; если же вы дадите мне полк трусов в придачу, я не достигну успеха.

Очень важно, чтобы наша Церковь пополнялась теми, кто верит в догматы, открытые Господом, и в Таинства, которые передал Господь. Знаете ли вы, как далеко мы отстоим от веры? Раньше во время Великого входа, глаза у людей наполнялись слезами, а уста говорили: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42). В наши дни нет такой веры ни у духовенства, ни у народа. Преобладает рационализм. Господь наш Иисус Христос призывает: «Приимите, ядите... пийте от нея вси», но кто приступает к Причастию, как того хочет Господь?

* * *

Так в чем же причина, дорогие мои? С одной стороны, виновато господствующее всюду неверие, а с другой — материалистический подход к жизни. Оправдания выдвигаются те же, что и у званных на Вечерю.

Говоришь одному: постись «Я не могу, здоровье не позволяет». А говорит это человек, здоровый как бык, который легко мог бы работать кувалдой на ремонте дорог.

Говоришь другому: молись— «У меня нет на это времени». А я вижу, как он в кафе играет в нарды или участвует в других развлечениях.

Говоришь другому: читай Евангелие «Я его не понимаю».

Вчера в митрополию приехал 25-летний мужчина, который женился 5 месяцев назад и теперь просит развод. Какова же причина? Я захотел с ним поговорить. Постепенно он открыл передо мной свой образ жизни. Он уходил с поля в семь вечера и возвращался домой в полночь. Он шел туда, где был телевизор, чтобы посмотреть всякую мерзость, и совершенно забывал о жене. Несчастный, что ты там делаешь? Иди домой и включи другой телевизор, Библию.

Говоришь другому: иди в церковь «Мне некогда». Из 168 часов в неделю нам жалко отдать Богу даже один час.

Говоришь другому: иди на исповедь «В чем мне каяться? Я хороший человек, исповедь мне не нужна». Кто это говорит? Измаравшийся в нечистотах настолько, что их не отмоет даже весь Ниагарский водопад. В итоге он остается непричастным Тайной вечере.

* * *

Вот что, дорогие мои, я должен был вам непременно сказать. Умоляю вас всех: приступайте к трапезе Господней. Вы должны регулярно участвовать в исповеди, ходить на службы, изучать Священное Писание, молиться, поститься. Во время богослужения всегда будьте в храме, не пропускайте. Мужчины, вы знаете, что когда выдается повестка и солдата «приглашают» в военкомат, его явка строго обязательна. И здесь выдается такая же точно повестка-приглашение. Христос призывает нас всех, совершенно всех, к Божественному Причащению с покаянием и соответствующим приготовлением.

Да пребудет с нами всегда Господь наш Иисус Христос, благословляя и освящая во всем жизнь наших семей и жизнь нашего народа.

(†) Митрополит Августин (Кантиотис)

 


Расшифровка проповеди, произнесенной в храме свв. Константина и Елены в селении Аминтэу 15 декабря 1968 года.

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2019/12/blog-post_82.html#more

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

7 комментариев:

  1. А что,если силком притащить на исповедь, то такой человек будет участником Тайной Вечери? Литургия-общее Дело, а не частное, только где единомыслием, единым сердцем, исповедание и нелицемерная вера возможна достойная подготовка и достойное Причащение. Где нет Страха Божиего, где Богослужение превращается в балаган и маскарад с полуголыми актерами, где нет проповеди и Слово Божие не истолковывается, такое участие будет только в суд и осуждение за соучастие в преступлении и кощунстве и глумлении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы по своему правы...но здесь говорится о не званых...нищих и обездоленых. К им и применяйте...а тащить нужно...вы явно утопающего спасать будете? Дайте себе ответ...и не уже ли если вы лично как вы пишете притащите к исповеди...и у вас хватило сил и благоразумия - Господь вас накажет? Нет... так и в этом кто не идет есть спаение и ваше и его.

      Удалить
    2. Формализм имеется ввиду, сейчас очень много все делается формально; это касается и исповедей (так называемых общих), и вообще богослужений, без понимания.Всю ответственность возлагать только лишь на священников неправильно, сейчас все доступно, уже0 по крайей для начала Устав то знать необходимо каждому.Сначала на беседу нужно направлять и там выяснять как человек верует и верует ли вообще, давать палку утопающему, а не руку, могущую ктянуть за собой в омут неверия.

      Удалить
    3. Ответе куда денутся священики ко второму пришествию Иисуса Христа....и по какой причине придет антихрист. По какой причине в человеках вера исчезнет? Если за огродом не ухаживать -он зарастет травой?
      По любви к человеку жить надобно...а не смотреть на его грехи...и помогать. Тем более если на это место поставлен Богом.

      Удалить
    4. Господь протянул руку ученику Петру? Да . По неверию он стал погружаться... Сын Божий его спас. Так почему я ему должен протянуть палку? Я же Христианин. По своему неверию? Зачем Господь избрал апостолов? Чтоб они шли и проповедовали в массы народа.
      Но каждый век человечество меняется...растет новое поколение...с ним нужно работать идти в массы и нести живое Слово из уст. Быть примером для них. А что сейчас?
      Аудиозаписи. Видиозаписи. Это как я подаю чашку пустую и говорю пейте в ней вода. Раз чашка есть в ней должна быть и вода...а там её нет. Так и аудио и видео...чашка без воды.и последнее если в том человеке нет ни чего за душой. Как говорится. Вы его и силком в храм неприведете. А кого приведете так хоть путь спасения и покажете. А дальше сам пусть решает.

      Удалить
  2. Благословения Божия нам братья и сестры во Христе Господе нашем. А какое место занимают нынешние священно служители? Думаю того Кто исполнял Волю Свою о нас грешних. О спасении нашем от голода жестокосердия и злонравия. Так выйдем же на изыскание тех кто в подворотнях и при дорогах. Наполним и выполним свое предназначеное от Бога. Трудные времена- лёкгое спасение спасаемых...имеем дерзновение спасать? Или как Понтий Пилат сядем в " кресла" дьявольские.
    Действия нужны каждодневные и как модно сейчас говорить- рекламовидные. Но Вера это не мода. Это действия. Мужаемся Мужи на противодействие дьявольское. Столько в Ваших храмах овец Божьих? Живых - с воздухом в груди и гладком Божьего упования в жажде беззакония? Сколко их ушло от Вас? За стольких и ответ держать будете! Жнецы! Милость превыше чем жертвенность...по ней этой милости мы и остались живы( род человеческий) после Распятия!

    ОтветитьУдалить
  3. Не трудом ли жнецы жнут и собирают с снопы? А Кто очистит Свое от плевел? Так делайте то к чему Господь призвал... а Своё он на Суде очистит ... а если вы плохо " поработаете " на жатве - с вас и спрос. Не жнецам выбирать зерна от плевет. Тоже и касается и виноградарей. Кто у вас виноградарей Начальник? Так же и пастухов- овцы чьи? Всех Господь кормит ... милость останется здесь на земле...там оправдание или приговор. Время отмеряно всем в той мере что мы должны успевать спасаться Верою и Милостью.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!