Вернуться на главную

понедельник, 27 апреля 2020 г.

Архимандрит Афанасий Митилинеос. Толкование на 11-й псалом


Все вы должны знать о том, насколько ценной является книга Ветхого Завета, которая называется «Псалтирь». Ее значение — огромно. Обратите внимание на то, что эта книга считается кратким изложением всех книг и Ветхого, и Нового Завета, поскольку она содержит в себе все элементы Священного Писания: историю, пророчества, учение — она содержит в себе всё. Мы хотели бы представить вам сегодня один псалом из Псалтири: 11-й псалом. Он состоит из девяти стихов, но мы не будем останавливаться на каждом, а составим небольшую выборку, которая поможет нам сделать некоторые выводы.

У этого псалма есть заголовок. Известно, что многие псалмы, хотя и не все и не всегда, имеют заголовки или надписания, где рассказывается о том, кто и с какой целью написал этот псалом и в каких случаях следует его читать. В заголовке говорится следующее: «В конец, о осмей, псалом Давиду». Я не буду анализировать заголовок, только обратим внимание на то, что в нем указан составитель этого псалма — святой царь и псалмопевец Давид. Следовательно, это песнопение было составлено за тысячу лет до Рождества Христова. Если считать от нашего времени, это песнопение было написано три тысячи лет тому назад. Слушая его, вы понимаете, что оно — богодухновенно; псалмы никогда не потеряют свою ценность, даже если пройдут десятки тысяч лет.
Содержание псалма — это обращение Давида к Богу о нравственном разложении, которое наблюдалось вокруг него. Он видел, насколько опустились люди его эпохи; это касалось не только нравов, но и неверного представления людей о Боге. Я уже говорил вам ранее, что тексты псалмов являются историческими, поскольку св. царь Давид писал их на основании событий своей исторической эпохи. В то же самое время царь и псалмопевец Давид является пророком, его слова — богодухновенны, поэтому они выходят за рамки его исторической эпохи, относятся ко всем векам, а, следовательно, и к нашему времени. Поэтому, дорогие мои, давайте остановимся на трех-четырех стихах из девяти стихов этого псалма, чтобы хорошо понять, что говорит св. царь Давид о своей эпохе, а значит и о нашем времени тоже. Он жалуется, он взывает к Богу о развращении, о нечестии и неверии, которые существовали как тогда, так и теперь, во все времена.
Я прочту вам некоторые стихи из 11-го псалма:
Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая… Окрест нечестивии ходят… Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век.
Давайте теперь рассмотрим этот псалом подробнее.
«Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный». Если вы внимательно прочтете этот возглас, срывающийся с уст Давида, то увидите, что сначала он говорит «спаси мя», а уже потом — «Господи». Это означает, что помощь нужна срочно, без малейшего отлагательства. По логике, псалмы должны начинаться с обращения к Богу, со слова «Господи» или «Боже», но здесь выражается гнев и одновременно печаль Давида из-за ситуации, царившей в его эпоху; он хочет подчеркнуть необходимость во спасении от нечестивого рода, посреди которого он живёт. Поэтому он говорит: «Спаси мя, Господи!». Слово «спаси» находится впереди и указывает на срочность выполнения его просьбы; он словно просит о немедленном избавлении от опасности. Этот зов «спаси мя!» — раздается в те времена, когда Давиду кажется, что нечестие окружило, что оно обступило его со всех сторон… Мы еще с большей ясностью увидим это в последнем стихе: «Окрест нечестивии ходят» (т. е. окружают) — скоро мы рассмотрим эти слова подробнее. Здесь Давид показывает, что нечестие хочет полностью истребить благочестие; оно окружило благочестие и не оставило ему никакого выхода; нечестие стремится погубить его навсегда. А если человек окружен со всех сторон, то ему не остается другого пути для спасения, кроме пути наверх. Именно так произошло с Дедалом на Крите, в лабиринте, когда царь Минос не разрешал ему уехать, потому что он был выдающимся архитектором. Он очень хотел вернуться на родину, и не нашел другого пути для побега, кроме… полёта. Вы помните: однажды он сделал себе крылья, взлетел и убежал из царского плена… Точно так же происходит и с благочестивым человеком, когда его окружают нечестивые, и он не знает, куда убежать. У него остается один-единственный выход: небо, молитва, воззвание ко Господу.
«Яко оскуде преподобный» — здесь Давид делает замечание об оскудении человека благочестивого, человека, преданного Богу. Может ли случиться такое, что в какую-то эпоху полностью оскудеют добродетелями даже благочестивые люди? Возлюбленные мои, да. Особенно же в последние времена, когда наступает конец света, наступает конец истории. Тогда, когда приближается Второе пришествие Христово.
Конечно, когда мы говорим «полностью», мы не понимаем это буквально. Читая Священное Писание, вы увидите, что св. апостол Павел говорит о некоем «остатке». Прочтите его Послание к Римлянам, 11 главу. Остаток — это те благочестивые и праведные люди, которые остались среди нечестивых, самые последние. Св. апостол Павел рассказывает нам о св. пророке Илии, который тоже считал, что он остался один-единственный. В своем Послании к Римлянам св. апостол Павел вспоминает историю св. пророка Илии, а также о том, как Илия жалуется Богу. Он обращается к Богу со словами: «Господи, пророки Твоя избиша (убили Твоих пророков), и олтари Твоя раскопашаи (жертвенники Твои разрушили, и их больше нет), и аз остах един (только я один остался), и ищут души моея, изъяти ю (и кроме того, что я один, они еще и ищут меня, чтобы убить). Конечно, как говорит затем апостол Павел, ему был дан Божеский ответ о том, что «Господь соблюл еще 7 тысяч мужей, иже не преклони колена пред Ваалом»[1]. Семь тысяч мужей, то есть представьте себе, что если в семье может быть около 5 человек, то, поскольку здесь речь идет только о мужчинах, было еще около 35 тысяч человек, которые «не преклонили колена пред Ваалом» (не поклонились идолам).
Этот пример показывает нам, что благочестивых людей все-таки очень мало. Их всегда будет мало, а особенно в те эпохи, когда наблюдается рост нечестия. И я думаю, что есть много общего между нашей эпохой и той эпохой, когда жил пророк Илия, которая описывается в Священном Писании. В ту эпоху царём был Ахав, а царицей — сирофиникиянка Иезавель; это была ужасная женщина, идолопоклонница. Это были те, кто устроил гонение на истинного Бога и на истинных верующих. Ахав, по сути, представляет собой прообраз антихриста. И чем сильнее будет ухудшаться нынешняя ситуация (а все мы видим, что идёт именно к этому), тем более ценными будут для нас эти места из Священного Писания — чтобы понять, куда нам идти. Потому что чем ближе мы будем к концу света, тем хуже будет ситуация, улучшаться она не будет.
Некоторые мечтают о том, что наступит золотая эпоха, когда мы будем «кушать золотыми ложками», и верят, что на земле воцарится Царство Божие и т. д. Конечно, излишне вам говорить, что примерно об этом же говорят и хилиасты. Но, к сожалению, это можно услышать не только от хилиастов; иногда об этом говорят и православные, потому что они неправильно толкуют те «тысячу лет», в которые воцарится Царство Божие на земле. Пользуясь случаем, я хотел бы вам сказать, что эти знаменитые тысяча лет, которыми так «злоупотребляли», в частности, еретики, и, в том числе, конечно же, хилиасты (отсюда их так и назвали «хилиастами»)[2], — это совсем другое. Тысяча лет — это большой период времени, поэтому, чтобы отобразить длительный промежуток времени, по вдохновению Духа Святого, в данном случае указывается число 1000. Точно так же, символически, употребляется и число 10 в притче о десяти девах, чтобы показать, что половина дев были благочестивыми, а половина — нет. Чтобы человек не начал задавать вопросы о количестве спасающихся и спрашивать: сколько человек спасется? Общее число — десять. Соотношение: пять к пяти. Точно так же происходит и в этом случае. Тысяча обозначает «очень много», а не тысячу лет в прямом смысле этого слова.
Сколько? Это знает только Господь. И это те годы, которые находятся между двумя отправными точками: Первым и Вторым Пришествием Христовым (по учению нашей Православной Церкви). Этот промежуток времени между двумя пришествиями Христа условно обозначаются в книге «Апокалипсис» как «тысяча лет». Эти та самая тысяча лет, на протяжении которых сатана будет связан[3], это так называемое «время благовествования», согласно учению нашей Церкви, то есть то время, когда будет благовествоваться Евангелие Христово. Поэтому тот, кто принимает Евангелие, действительно имеет в сердце мир, даруемый Богом. Если человек, семья или народ следуют Евангелию (живут по евангельским заповедям), то они имеют мир. Тогда для них сатана связан.
Наша встреча ограничена во времени, поэтому я не успею объяснить вам сейчас, что обозначает «связан». Дальше в книге «Апокалипсис» говорится о том, что сатана будет освобождён[4], потому что люди начнут повторять то, что они делали когда-то во времена идолослужения, как мы увидим это в дальнейшем. Следовательно, ситуация будет не улучшаться, а, наоборот, ухудшаться, и искушение будет увеличиваться всё сильнее. Все Священное Писание и весь дух, которым оно пронизано, свидетельствует нам об этом. Поэтому, если бы мы верили в эти 1000 лет Царствия Божия, воцарившегося на земле, то мы могли бы успокаивать себя тем, что настанет время благоденствия, когда нам не нужно будет больше бороться. Но на самом деле, нам нужно будет еще больше усилить нашу борьбу.
Кроме того, Господь сказал следующее в Евангелии от Матфея, глава 24: «И тогдá соблазня́тся мнóзи»[5][6]. На протяжении всей истории, а особенно — в преддверии Второго пришествия Христова. «И тогда соблазнятся многие». Кто именно? Многие из христиан. Что будет для них соблазном? Ипостась Господа нашего Иисуса Христа. Разве Господь не сказал своим 11-ти ученикам, чтобы они ждали Его и не засыпали в Гефсиманском саду[7]. «Да не вни́дете въ напáсть», — сказал Он им. Молитесь»[8]. О какой напасти тут идёт речь? Греческое слово σκάνδαλο дословно переводится «ловушка» (я немного упрощенно расскажу об этом, чтобы вы поняли). Это ловушка, которая спрятана, поэтому тот, кто идет, не замечает и попадает в эту ловушку. По-гречески «внити напасть» (σκανδαλίζομαι) — это значит «попасть в ловушку»[9]. «Споткнуться и упасть», другими словами. Однако если мы видим ловушку вовремя, то можем её избежать и, следовательно, не поддаться соблазну.
Господь не зря предупредил своих учеников об ожидающем их соблазне. Некоторое время спустя после этого разговора они увидели, как Господа схватили, а ведь они же уже уверовали, что Он — Сын Божий. Разве не сказал Нафанаил: «Равви́, ты́ еси́ Сы́нъ Бóжiй, ты́ еси́ Цáрь Изрáилевъ»[10]? Разве не сказал апостол Петр: «Ты́ еси́ Христóсъ, Сы́нъ Бóга живáго»[11]? Но прошло совсем немного времени, и мы видим, что Его берут в плен воины и служители храма. Когда же сбудется то, что Он обещал? Ученики оказываются в недоумении. Так что, значит Он — не Царь Израилев? Выходит, что Он — не Сын Божий Единородный? Это было для них соблазном. Они были в замешательстве: «В кого мы верили эти три года?». За кем мы последовали? Мы что, обманулись?». Поэтому-то Христос и сказал им: «Молитесь, да не вни́дете въ напáсть». Это уже потом произошло Распятие, а за ним — Воскресение, и они окончательно уверились в том, что Он — Сын Божий. Но те три дня были критическими. Вот что значит «соблазняться».
И теперь, читая слова Господа о преддверии Второго Пришествия: «И тогдá соблазня́тся мнóзи»[12], помните о том, что тех, которые соблазнятся, будет много. Вы слышите? Много. А кто будет соблазняться? Речь идет о христианах. В каком смысле употребляется здесь «соблазнятся»? Тут имеется в виду, что они не будут верить в Богочеловеческую Ипостась Иисуса Христа. В чем будет заключаться этот соблазн? Они будут говорить: «Прошло 2 тысячи лет. Где справедливость на земле? Почему мы еще не кушаем золотыми ложками? Когда мы будем жить без войны? Значит, Христос ничего нам не дал? Ничего не дала Церковь?». Вот что называется «соблазн».
Однако те, кто хорошо читает Священное Писание, увидят, что одно дело — «мир Христов», а другое — «мір» в мирском понимании этого слова. Мир Христов приходит потому, что человек этого хочет, это его внутреннее решение. Но когда люди не верят в Христа, то как может прийти мир? Я говорю это, чтобы вы поняли, что такое «соблазнятся». «И дрýгъ дрýга предадя́тъ, и возненави́дятъ дрýгъ дрýга»[13]. Кто это сделает? Христиане. Некоторые предадут и повлекут в судилище своих братьев. И своих братьев по плоти, и своих братьев по вере. «И возненавидят друг друга». Кто возненавидит, о ком тут идет речь? О тех, кто поддастся соблазну, и о тех, кто не верует в Христа, поэтому они начнут ненавидеть верующих.
Возьмите, к примеру, нашу сегодняшнюю действительность в Греции, и вы хорошо увидите, как соблазняются те греки, которые в данный момент не верят в Бога; они хулят Богочеловеческую Ипостась Иисуса Христа и ругают верующих. Конечно, настанут времена еще похуже. А почему это произойдет? Потому что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12)[14]. Беззаконие умножится, т. е. не будет больше преподобных — это то, о чем говорится в этом псалме. «Оскуде преподобный. Спаси мя, Господи!». Преподобный оскудел. Больше нет благочестивых, поэтому оскудение благочестия приведет к «охлаждению любви». Вы слышали это? Евангелие говорит о том, что охладеет любовь, и люди станут ледяными и совершенно бездушными (я уже говорил вам об этом). Они будут безразличны и холодны друг к другу. «Меня не интересует, как ты живешь, меня вообще ничего не интересует». Полное и ужасное безразличие. Люди станут индивидуалистами в высшей степени.
Вот как говорит об этом св. апостол Павел в своем послании к Тимофею: «В те времена люди станут самолюбивы»[15]: они не будут любить никого, кроме самих себя. Ужасная эпоха. Мы и сегодня видим, сколько самолюбия есть в окружающих нас людях.
Св. Косма Этолийский, наш современный святой, отмечает, что в последние времена благочестивые священники станут редкостью. Он говорит о том, что людям придется проходить целые километры, в течение нескольких дней, чтобы найти одного благочестивого священника, одного благочестивого батюшку. И благочестивых священников, и благочестивых мирян будет очень мало. В Священном Писании говорится о том, что благочестивые священники станут как миряне, т. е. священники начнут падать. Все это свидетельствует о полном упадке нравов… Поэтому-то и восклицает царь Давид: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный», т. е. исчезают благочестивые люди с лица земли. Одному древнему подвижнику было видение, будто нечистые животные: мулы, лошади, свиньи, вошли в алтарь и начали попирать ногами Святой Престол и есть Святое Причастие. Это ужасное видение показывало, во-первых, как против Церкви восстанут еретики, а, во-вторых, — как сами православные, к сожалению, начнут становиться нечестивыми. Взгляните только на нашу родину: вы увидите много благочестивых? Я не знаю, много ли вы найдете таких. Но есть и такие, из православных христиан, которые приняли святое Крещение и которые готовы, если их призовут, разрушить храмы и осквернить святыню (и вы увидите это, мои возлюбленные). Не так много лет назад мы видели, как подобное происходило и здесь, у нас на родине. Некоторые брали ножики и выкалывали глаза у святых на фресках, которыми расписаны стены храма. Глаза Христа и Матери Божией. Вы скажете: что ты такое говоришь? Езжайте и посмотрите в Эпидавре: во многих церквях или часовнях ножиком вырезаны глаза у Богородицы, у Христа, у святых. Вы понимаете: оскуде преподобный. Оскудел благочестивый человек. Вы мне скажете: «Почему мы говорим об этом?». Мы обязаны это отметить. Чтобы беспокоиться? Да, дорогие мои, и для того, чтобы беспокоиться тоже. Но больше всего для того, чтобы сохранить свою душу. Сколько человек меня слушает в этот момент? Если бы каждый или каждая из вас могли сохранить себя от такого морального падения, это было бы большой пользой. Именно с этой целью, дорогие мои, мы и анализируем этот псалом.
Когда-то Господь сказал фарисеям и саддукеям: «Лицемѣ́ри, лицé ýбо небесé умѣ́ете разсуждáти, знáменiй же временóмъ не мóжете[16]. «Вéчеру бы́вшу, глагóлете: вéдро, чермнýетбося нéбо: и ýтру: днéсь зимá, чермнýетбося дряселýя нéбо»[17]. Лицемеры! Метеорологические условия и погоду по небу вы различать умеете — какая будет погода, а духовную погоду — знамения времен, знаки времен, духовные горизонты — почему вы их не различаете? Почему вы не обращаете внимание на происходящие повсюду события и не говорите: «Куда мы идем? Что мы делаем? Может быть, и мы входим в эту массу людей, которые нечестивы, и слова о том, что нет больше благочестивого человека на земле, касаются также и нас?».
Об этом говорится и в последней главе Апокалипсиса, с которым все вы знакомы. Святое Откровение апостола и Евангелиста Иоанна Богослова — это не единственный путеводитель в область пророчеств о земном пути Церкви. В книге Деяний св. Апостолов также описывается путь Церкви, но с точки зрения истории, поэтому эта книга и называется «Деяния св. Апостол». Однако обе эти книги, и «Деяния», и книга «Апокалипсис», показывают нам путь Церкви, только одна — с помощью истории, а вторая — с помощью пророчеств. Конечная точка пути Церкви и окончание Её истории на земле совпадёт со Вторым пришествием Христовым.
Итак, дорогие мои, обратите внимание: здесь есть нечто ужасное и нечто замечательное. Дух Божий извещает о том, что верующему подобает отделиться от неверующих. Что значит «изыдите от среды их»[18]? Это значит отделитесь от других, неверующих. Обратите внимание, это отделение не является теоретическим, оно происходит очень болезненно, и я вам сейчас немедленно покажу это. Послушайте, какие слова говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (они находятся за 3-4 абзаца до конца этой главы, которая завершает последнюю из книг Священного Писания).
«Оби́дяй да оби́дитъ ещé»[19] — неправедный пусть еще делает неправду. Господь словно говорит: «Раньше ты 50 раз в день поступал несправедливо? Теперь будешь поступать несправедливо 70 раз в день. На следующий день — 80 раз в день. А еще через день — 100». Вы слышите, что говорит Бог? «И сквéрный да оскверни́тся ещé»[20]: тот, кто поступает скверно, т. е. нечистый человек, неблагочестивый человек, безнравственный человек, грязный человек, станет еще более грязным. Ты каждый день согрешаешь блудом? Будешь согрешать блудом дважды в день. Ты станешь еще более нечистым. «А прáведный, — говорит Слово Божие, — прáвду да твори́тъ ещé»[21]. Если праведный раньше делал 50 добрых дел в день, то теперь он будет делать 70. «И святы́й да святи́тся ещé»[22]. Тот, кто освящается и становится святым, пусть становится еще более святым. Следовательно, еще более нечистым станет грязный, нечестивый человек, и еще более святым станет благочестивый. Скажите мне: что происходит, когда один человек направляется в одну сторону, а другой — в другую? Они отдаляются друг от друга. Расстояние между ними увеличивается, т. е. между ними возникает пропасть. Помните притчу о богатом и Лазаре? Авраам сказал богатому: «Чадо мое, — говорит он. — Как мы придем к вам?». «Прóпасть вели́ка утверди́ся» [23] (между нами большая пропасть): ни вы не можете прийти к нам, ни мы — к вам». Об этом говорится в том отрывке, который я вам прочитал. Этот евангельский текст является эсхатологическим. Он обращен к верующим, которые будут жить в последние времена, в конце истории. И я думаю, что вы уже осознали, что мы живем в последние времена, не забывайте об этом. Следовательно, что все это значит? Это значит, что верующий должен качественно отличаться от неверующего и нечистого, между ними должна быть пропасть. Не нужно уподобляться им, не нужно быть вместе с ними, но нужно отделиться от них.
Итак, мы видим, что верующий человек должен отделиться от неверующего. Святой — от нечестивого, чистый — от развратного, скверного, от духовно нечистого. Нужно отделиться. Не отделиться на видимое физическое расстояние (т. е. не в том смысле, чтобы переехать куда-то, где не будет грязных и грешных людей), а отделиться по существу, отделиться качественно. Человек может продолжать жить на том же месте, вместе со своей мамой, папой, сыном, дочерью, вместе с женой, но он должен отличаться от них своим поведением. Обратите на это внимание.
Чтобы у вас не было вопроса о том, как это может произойти на практике, я напомню вам слова Христа, которые могут показаться нам страшными. «Будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится»[24]. Кто может спать на одной постели? Или мама с дочерью, или сын с отцом, или супруг со своей супругой. Скорее всего, речь идет о двух супругах, которые спят в одной кровати. Один возьмётся, а другой оставится. «Две женщины, — говорит Он, — будут молоть вместе (поворачивать вместе мельничный жернов): одна возьмется, а другая оставится»[25]. Что это означает? В тот момент, когда придёт Господь, одного человека возьмут ангелы, и он встретит Господа, а другой останется на земле, чтобы быть судимым. Такое маленькое расстояние между двумя супругами или двумя женщинами, которые мелют зёрна и вместе держатся за ручку жернова; они совсем рядом, очень близко, и в то же самое время очень далеко друг от друга. Итак, мы не должны отделяться от других по расстоянию, мы должны отделяться от них по сути. Другие грешат? Пусть грешат. Бегут в нечестивые места приносить жертвы идолам? Пусть бегут, мы туда не пойдём. Ходят на греховные развлечения? Пусть ходят, мы не пойдём с ними. Вы поняли, как мы должны отделиться? Обратите на это внимание, это очень важно.
Господь говорит своему народу (эти слова находятся в Ветхом Завете), а апостол Павел использует их и в Новом Завете, давайте посмотрим 2-е Послание к Коринфянам, 6 главу: «Изыди́те от среды́ и́х и отлучитеся»[26]. Вы знаете, кто входит в народ Божий? Верующие. «Изыди́те от среды́ и́х», т. е. выйдите из их окружения. Когда-то это должно будет произойти и физически, и это произойдет во дни Антихриста. Верующие отделятся от неверующих и физически тоже, они уйдут в горы. Сейчас это происходит морально, но это произойдет и физически. Итак, изыдите, выйдите из их окружения и отлучи́теся. «Отлучитеся» означает «отделитесь». Морально и физически. Вы это поняли? Если тебе кто-то скажет, будь то мужчина или женщина:
- Пойдем поразвлекаемся?
- Нет, я не пойду.
- Ты что, отстал(-а) от жизни? Почему бы нам не пойти и не поразвлечься?
- Это мой выбор. Ты иди своей дорогой, а я пойду своей.
Это значит, что святой станет еще более святым, а грешник — еще более нечистым. Я думаю, вы это поняли, не так ли? «И нечистотѣ́ не прикасáйтеся» — не прикасайтесь ни к чему нечистому. Что может быть нечистым? Грехи любого типа. «И áзъ прiимý вы́»[27]. Я снова и снова повторяю, что все это касается и воспитания детей. Когда ваши дети попросят вас отпустить их на вечеринку или на какое-то греховное развлечение, пойти… я даже не знаю куда, какой лучше привести пример, и будут настаивать, и будут восставать против вас, и будут протестовать, и будут противиться и требовать разрешить им это, вы должны сказать им:
- Милые мои, нет.
- Но мама…
- Нет, милые мои. Нельзя.
Обратите внимание на то, что нам следует начинать воспитание с детского возраста. Если ребёнок вырастет и привыкнет к послушанию, то все будет хорошо. Но если он привыкнет поступать по своей воле, то когда он вырастет, ему придется дать ответ за свое поведение. Это касается и мальчиков, и девочек тоже.
Когда Давид говорит: «Яко оскуде преподобный», «спаси мя, Господи», то он имеет в виду и нечто другое: мир оскудел хорошими примерами. В наше время это очевидно, и многие из вас не могут найти себе друзей. Дети спрашивают нас: «Кто будет моим другом?» или «Кто будет моей подругой?», — говорят и мальчики, и девочки. И нам трудно им ответить. Перед нами мало хороших примеров, а ведь вам хорошо известно, что хороший пример очень помогает в жизни. Когда нет хорошего примера, то борьба становится очень и очень тяжелой. Именно поэтому свт. Иоанн Златоуст говорит: «Добродетель и сама по себе трудна и неудобоисполнима. Но особенно трудна она тогда, когда исполняющий ее находится среди малого числа людей добрых»[28], когда у него нет хороших примеров. «Как путешествие бывает трудно особенно тогда, когда путешественник один и не имеет никого своим спутником, так точно и здесь»[29].
Когда св. Иоанн Златоуст толкует этот отрывок, он говорит о том же. Не хватает благочестивых, к кому мне обратиться? С кого мне брать пример?
В любом случае, при любых обстоятельствах, мы должны стремиться к благочестию и праведности, что бы ни случилось и что бы ни происходило вокруг. Обратим внимание на это, мои возлюбленные: «Мы не должны сворачивать с правильного пути. Для людей, которые потеряли праведность, т. е. потеряли благочестие, всегда характерно то, о чем говорится дальше в этом стихе: «ибо нет верных между сынами человеческими»[30]. «Яко умалишася истины, — говорит он, — от сынов человеческих». Именно с того момента, дорогие мои, когда человек отклоняет, отвергает, отталкивает Бога, именно с того момента он отталкивает и нравственность, и этику, потому что, если говорить просто, вера в Бога и нравственность всегда связаны. Если убрать одно, не останется и второго. Если человек будет согласен только с нравственными правилами и отбросит в сторону веру (многие принимают Евангелие, а кто-то отрицает его богодухновенный характер и не верит в Божество Иисуса Христа), что произойдет в таком случае? Что сказал Христос? «Да любите друг друга»[31]. Это слова Христа. Послушай, дружище! Если ты откажешься от Христа и от веры, ты думаешь, что у тебя действительно будет любовь к другим? Ты будешь бесчеловечным. Просто бесчеловечным. И, наоборот, нельзя назвать верующим человека, который ведет себя безнравственно, как говорит св. Иаков, брат Господень: «Покажи мне веру твою от дел твоих»[32]. Вера и нравственность сопутствуют друг другу. У тебя не может быть духовной жизни без веры в Бога. И ты не можешь иметь веры в Бога без духовной жизни. Они идут рука об руку. Почему я говорю это? Послушайте, как это происходит на практике. Мы говорим: «В воскресенье утром мы пойдем в церковь. Потом вечером мы можем пойти развлекаться в очень греховные места». И если нам кто-то скажет: «Но ты же утром был в церкви?», мы ответим: «Одно дело — утро, а другое дело — вечер». Вы понимаете, насколько это неправильно? Итак, с того момента, когда все будет происходить таким образом, тогда «мало верных становится между сынами человеческими». «Яко умалишася», т. е. «уменьшилось», «сократилось» количество верных среди сынов человеческих. Почему становится мало верных? Во-первых, это происходит тогда, когда у нас на устах ложь, так называемая «ложь устен». Вы знаете, люди очень легко произносят ложь. И, когда от них отдаляется Бог, то лжи становится все больше и больше. Очень редко можно найти людей, которые говорят только правду. Действительно «умалишася», действительно мало стало верных между людьми. А вторая причина — это лживая жизнь людей. Когда мы говорим «правда», «правдивый человек» — это человек, ведущий себя правильно. А когда мы говорим «фальшивый, лживый человек» — это значит человек неправедный. Представьте себе ситуацию: вы идете к торговцу и хотите купить у него ткань, а торговец хвалит свой товар, говорит, что ткань очень хорошая. Но когда вы берете ткань в руки и щупаете ее, то чувствуете, что это фальшивка, это ткань скверного качества. Точно также «фальшивый» и «лживый» человек — значит человек скверный. Это не просто человек, который говорит ложь: скверной является сама его жизнь в целом. А жизнь становится скверной, когда в ней существует грех. Когда люди грешат, то они становятся лживыми. Человек, который играет в карты, пьянствует, который ведет себя аморально и т. п., скажите, каков этот человек? Ему трудно сказать ложь и обмануть вас? Это фальшивый, лживый человек. Итак, слова «умалишася истины» означают, что ложь преобладает и в словах, и в делах — во всей жизни человека.
Давайте перейдем к следующему отрывку. Там дается объяснение, в чем именно заключается лживость. «Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая»[33]. Что означает слово «суетная»? Когда один говорит другому «суетная»? Слово «суетная» — это значит то, что проходит. Вспомните Экклезиаста, который говорит: «Суета сует — все суета!»[34]. Слово «суетная» обозначает «преходящее». И поскольку все суетное проходит, то оно не имеет никакой ценности. Следовательно, что такое «преходящее»? Преходящее — это обмірщенность. «Проходит образ міра сего», — говорит св. апостол Павел[35]. Это так называемая «похоть очес»[36]. Мы хотим зрелищ: мы посмотрим телевизор, мы пойдем в театр и на многолюдные зрелища, на большие стадионы и т. д. Наши глаза жаждут зрелищ. Но псалмопевец говорит в 118-м псалме: «Отврати очи мои еже не видети суеты»[37]. Что это значит? «Господи, у меня нет сил, чтобы отвернуться. Приди и поверни мою голову, чтобы я туда не смотрел. Вот что значит «отврати очи мои» — помоги мне не смотреть на то, что суетно. Представьте себе, что мы идем по дороге и видим красивого человека. Мы восхищаемся им и говорим: «Какой красивый человек (мужчина или женщина)! Как прекрасно это создание Божие». Но если у нас появилось желание согрешить, мы должны сказать: «Отврати очи мои еже не видети суеты»: помоги мне не смотреть на то, что влечет меня ко греху. Это касается не только красоты человеческой, но и домов, и богатства «Ты видишь красивый дом, — говорит св. Иоанн Златоуст. — Не взирай на него завистливым взглядом». Не говори: «Ого… у него такой дом… красивый…». Лучше отвернись в другую сторону, чтобы тебе его не видеть, потому что зависть — это очень плохо. Что такое «гордость житейская», дорогие мои? Что мы будем кушать, что мы будем пить, что мы наденем, что мы купим, и что о нас будут говорить люди. Суетность и все суетное (существительное среднего рода) — это идолослужение. Вы никогда не думали о том, что идолослужение вернется? А знаете ли вы о том, что оно представляет собой? То, что я назвал, — это очень типичные его проявления, но это далеко не все. На Олимпе недавно был заключен первый брак по языческому обряду, а затем было совершено и языческое крещение. Ребенка проносили через огонь и так далее… Смотрите: олимпийский огонь, тот, который сейчас отправили в Корею, весь этот сценарий, как вы считаете: что это было? Это возвращение идолослужения к жизни или нет? Знаете ли вы, что идолослужение находится очень близко к нам?
В книге «Апокалипсис» говорится о том, что раньше было идолослужение; c появлением христианства оно сдало свои позиции, но оно вернется вновь. Из-за идолослужения христиан станет меньше.
Далее в псалме мы читаем о том, что «суетная глагола кийждо ко искреннему своему»[38]. В книге Второзаконие написано: «Если тебе кто-то говорит: «Идем поклонимся другому богу», — то есть говорит тебе ложные, суетные вещи, говорит тебе об идолослужении, — не слушай его». И в 11-м псалме св. царь и псалмопевец Давид говорит не только о суетных вещах, но и о таком идолослужении. Св. Кирилл Александрийский писал: «У эллинов все ложь и мудрость и слава и жизнь, а истинного, т. е. необходимого и полезного у них никто не найдет нисколько. Они обоготворили и тварь, оставив Бога по естеству. Итак, истины у них уменьшились»[39]. В этом контексте под «эллинами» следует понимать идолопоклонников: в те времена слово «эллинский» было синонимом слова «идолопоклоннический». Я не могу объяснить вам сейчас больше, это займет время. Итак, «суетная» означает идолослужение, и мы должны всячески его остерегаться.
«Устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая», — здесь встречается выражение еврейского происхождения, «в сердцы, и в сердцы»[40], которое обозначает коварного человека или человека двоедушного. Похожие слова встречаются у св. апостола Иакова, брата Господня[41]. Двоедушный, двуличный человек внутри себя скрывает мысль одну, а вне себя показывает другую. И это является признаком людей, которые потеряли праведность или, другими словами, потеряли благочестие.
Однажды Господа спросили, когда приидет Царствие Божие, это известные слова Господа о том, кто наследует спасение[42]. Св. Климент Римский указывает на три признака наступления Царствия Божия. Вот один из них. Царствие Божие приходит тогда, когда внешнее поведение человека отражает и его внутреннюю сущность. Например, вы видите сейчас, как я беседую с вами. Но разве вы знаете о том, что у меня в сердце? Верю ли я сам в то, что рассказываю вам, или нет? Если человек сам не верит в то, что он говорит другим, то такой человек является человеком двоедушным, который думает одно, а говорит совсем другое. Но если человек говорит то, что он думает на самом деле, это один из признаков пришествия Царствия Божия, о котором говорит Господь. Оно приходит в сердце человека, и тогда внешнее поведение отражает то, что у человека в душе.
А теперь давайте перейдем к предпоследнему отрывку, который мы должны проанализировать сегодня. «Окрест нечестивии ходят»[43]. Когда я прочитал этот отрывок, то я был поражен силой и четкостью этой формулировки. Послушайте его: эта фраза дает нам очень верную характеристику: неправедные и нечестивые двигаются по кругу. Кого они окружают? Они окружают праведных, обступают их со всех сторон. Пытаются взять праведных в оцепление. И окружение праведных нечестивыми проявлялось в истории по-разному.
В первые века христианства тайные христиане катакомбной церкви подвергались гонениям. Верующие шли в катакомбы, чтобы помолиться Богу, а их преследователи окружали и поджигали катакомбы и сжигали христиан. Или они хватали христиан, выводили их наружу и бросали их на растерзание диким животным.
В наше время верующих окружают нечестивыми законами. Принимаются законы, которые являются неправедными, нечестивыми, и благочестивый человек не знает, что ему делать. Я напомню вам один конкретный пример: у масонов, «вольных каменщиков», есть изображение Честного и Животворящего Креста в круге. Масонский треугольник, вершина которого обращена вниз — это масонский символ (у меня слишком мало времени, чтобы рассказать вам про треугольник подробно). Это же изображение является эмблемой таких организаций, как «ХАН»[44] и «ХЕН»[45]. А знаете ли вы, что обозначает крест в круге? Это попрание креста. Это то, о чем говорится в 11-м псалме: «Окрест нечестивии ходят». Окружают, берут в оцепление, чтобы ослабить таким образом этот святой символ, чтобы лишить Честной Крест его силы.
Еще, возлюбленные мои, мы знаем, что Антихрист устроит верующим экономическую изоляцию. Послушайте, что пишется в книге Апокалипсис, глава 13: «И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их или на челех их, да никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его»[46], т. е. он сделает так, что мы не сможем ничего покупать и продавать, если не примем печать с его именем на лоб или на руку. Невозможно будет иметь экономические отношения, не подчинившись Антихристу. Что это такое? Это окружение. Вам скажут: «Или ты умрешь с голоду или подчинишься».
Послушайте одну фразу, на которую я обратил внимание вчера, когда готовился к этой беседе: «И сотворит вся… да даст им». Ее смысл таков: «И он сделает, чтобы все дали свою руку или свой лоб для нанесения печати». Это словосочетание «и сотворит вся» напоминает (обратите, пожалуйста, на это внимание) о той методике, которую будет использовать псевдо-пророк для Антихриста. Он заставит вас еле-еле сводить концы с концами. Сейчас у нас ввели налог тысяча восемьсот евро, и это только начало, дальше будет в том же духе. Все будет делаться методично…
Я думаю, что фраза «И сотворит вся… да даст им» связана со словами «Окрест нечестивии ходят», которые говорит св. царь и псалмопевец Давид. Это значит «сделает так, что вам придется туго», «придумает, какие создать для вас препятствия».
И, наконец, давайте перейдем к последнему отрывку: «Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век»[47]. Господи, сохрани и соблюди нас от этого рода до конца истории: слова «и во век» означают «до конца истории». Акцент делается на слове «ты»: «Ты, Господи», чтобы показать, что многое могут замышлять и устраивать против христиан нечестивые, но если Ты, Господи, сохранишь нас, то они ничего не смогут поделать.
Я уже много раз, дорогие мои, говорил такие слова: «Господи, если Ты сохранишь меня, то я буду спасен. Я хотел бы спастись и сделаю все для того, чтобы спастись, но спасен я буду, только если Ты захочешь сохранить меня», потому что последнее слово всегда остается за Богом. Глаголы «сохраниши» и «соблюдеши» стоят в повелительном наклонении, которое выражает просьбу: «прииди и сохрани нас», «прииди и соблюди нас». В греческом языке первый из этих глаголов «сохраниши»[48] означает небольшой промежуток времени, а глагол «соблюдеши»[49] (прииди и соблюди нас) означает длительное время. Вы знаете, проблема состоит не в том, чтобы удержаться от греха один раз, а в том, как сохранить это состояние. Можно не грешить 24 часа и провести одни сутки праведно, но как оставаться праведным в течение всей жизни? Приходится вести духовную брань. Можно не лгать в течение суток или, лучше я приведу вам другой, более яркий пример, можно 24 часа не курить. Проблема же в том, чтобы прекратить совершать этот грех не только в течение одних суток, а полностью…
Далее мы читаем: «Прииди и соблюди нас», и это сохранение духовной жизни должно продолжаться до самой смерти, до самого конца нашей жизни, обратите на это внимание. Никто на может оградить нас от искушений, и никто не может сохранить нашу духовную жизнь, кроме самого Господа. По этой причине мы должны хранить себя неоскверненными от міра, чтобы оставаться праведными и благочестивыми; благочестие же и праведность укрепляются познанием истинного Бога и служением Ему. Мы должны служить Господу Богу всей своей жизнью, участвовать в литургической жизни Церкви, делая это в полную силу, и, при этом, познавать Бога, приобретать знания о Нем. В Послании к Коринфянам св. апостол Павел говорит: «Неведение бо Божие нецыи имут, к сраму вам глаголю»[50]. «Ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога, не знают Его силы». Св. апостол Павел говорит эти слова в связи с воскресением мертвых. Необходимо знать о Боге; нужно знать о том, что Бог делает для нас, и служить Ему. Если человек выполняет эти два условия, о которых я вам сказал: находится в послушании Богу и живет духовной жизнью, то он сможет оставаться благочестивым и сохранять свою праведность до самого конца жизни (важно отметить то, что в псалме говорится: «и во век»). Мы хотим, чтобы Господь сохранил нас и соблюл нас «от рода сего и во век»[51].
О каком «роде» идет речь? Об искушениях нашего времени, этой разрушительной эпохи. И о благоденствии, которое вытеснило Бога из нашей жизни. Вы знаете, благоденствие отдаляет человека от Бога. В своей песни Моисей говорит: «И яде Иаков (евреи) и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога спаса своего»[52]. Ел, насытился, растолстел, отвергся — это то, что вы делаете с вашими детьми: раскармливаете их, они становятся избалованными и живут в полном довольстве, а потом, в какой-то момент, они вытесняют вас из своей жизни. Такова психология благоденствия. Точно также и здесь: нам нужно быть очень внимательными, чтобы не поддаться искушениям нашего времени; мы живем в эпоху благоденствия, а благоденствие отдаляет человека от Бога. У нас могут быть деньги, мы можем хорошо питаться, но мы не должны впасть в искушение благоденствия. «Душе моя! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись»[53]. Нет, дорогие мои. Дайте будем одеваться поскромнее; будем есть постную пищу по средам и пятницам; избавимся от этого духа, от этого менталитета благоденствия. Итак, это слова псалма означают: «Избавь нас от искушений нашего времени». А что написано дальше? «И во век» — до тех пор, пока не окончится история. Речь идет обо всей истории человечества, а особенно — о последних временах.
Не забывайте о том, что этот псалом был написан три тысячи лет назад. Он актуален и для нас сейчас, потому что мы с вами живем в последние времена. И мы молим Господа Бога, чтобы Он сохранил нас и сохранил всех благочестивых христиан до конца истории, помогая им пребывать в благочестии и праведности.
Благодарю вас за внимание.


@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г. Разрешается свободное распространение текста с обязательным указанием источника публикации.




[1] Рим. 11, 4.
[2] Хилиа́зм (от греч. χῑλιάς — тысяча) — богословская теория, представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле», о «золотом веке», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет.
[3] Откр. 20, 2.
[4] Откр. 20, 7.
[5] Καὶ τότε σκανδαλισθήσονται πολλοὶ.
[6] Мф. 24, 10.
[7] Тогдá глагóла и́мъ Иисýсъ: прискóрбна éсть душá моя́ до смéрти: пожди́те здѣ́ и бди́те со мнóю (Мф. 26, 38).
[8] Отвѣщáвъ же Пéтръ речé емý: áще и вси́ соблазня́тся о тебѣ́, áзъ никогдáже соблажню́ся (Мф. 26, 41).
Ср. греч. «Αποκριθεὶς δὲ ὁ Пέτρος εἶπεν αὐτῷ εἰ πάντες σκανδαλισθήσονται ἐν σοί ἐγὼ οὐδέποτε σκανδαλισθήσομαι».
[9] http://biblehub.com/greek/4624.htm
[10] Ин. 1, 49.
[11] Мф. 16, 16.
[12] Мф. 24, 10.
[13] Там же.
[14] И за умножéнiе беззакóнiя, изся́кнетъ любы́ мнóгихъ.
[15] Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 1-5).
[16] Мф. 16, 3.
[17] Мф. 16, 2.
[18] 2 Кор. 6, 17.
[19] Откр. 22, 11.
[20] Там же.
[21] Откр. 22:11
[22] Там же.
[23] Лк. 16, 26.
[24] Лк. 17, 34.
[25] Лк. 17, 35.
[26] 2 Кор. 6, 17.
[27] 2 Кор. 6, 17.
[29] Там же.
[30] Пс. 11, 2.
[31] Ин. 13, 34.
[32] Иак. 2, 18.
[33] Пс. 11, 3.
[34] Еккл. 1, 2.
[35] 1 Кор.7, 31.
[36] 1 Ин. 2, 16.
[37] Пс. 118, 37.
[38] Пс. 11, 3.
[39] http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=koment#zig12
[40] εν καρδια και εν καρδια
[41] Исправите сердца ваша, двоедушнии (Иак. 4, 8).
[42] Лк. 17. 21.
[43] Пс. 11, 9.
[44] Христианское Братство Молодежи
[45] Христианская Молодежная Женская Ассоциация
[46] Откр. 13, 16.
[47] Пс. 11, 8.
[48] Дословно: φυλάξαις
[49] Дословно: διατηρήσαις
[50] 1 Кор. 15, 34.
[51] Пс. 11, 8.
[52] Втор. 32, 15.
[53] Лк. 12, 19.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!