1. По каким причинам мы рассказываем об этом чудесном избавлении?
У нас было 2 причины, чтобы рассказать о спасении города Лемноса от
смертельной инфекции, перед которой опустило руки медицинское сообщество того
времени — врачи не могли найти способ для её излечения. Болезнь была настолько
ужасной, что врачи боялись даже приблизиться к зараженному городу, поэтому его
жители, страшившиеся нависшей над ними угрозы, в конце концов, обратились к
временно пребывавшему на этом острове архиепископу Фессалоникийскому, св. Григорию
Паламе, По молитвам святого, эпидемия чудесным образом прекратилась, и он спас
не только город, но и весь остров от смертоносного воздействия этой
инфекционной болезни.
Первая причина объясняется близостью к нам праздника святителя Григория
Паламы, который сейчас особенно актуален. Ведь совсем недавно, в прошлое
воскресенье (Вторая неделя Великого поста), мы отмечали память этого великого
или, правильнее сказать, величайшего святого и богослова Православной Церкви. В
первый раз мы празднуем память святителя Григория Паламы 14 ноября, в день его
блаженного успения (†1359). А второй праздник в его честь был
введен Церковью, т. к. Она признает, что св. Григорий Палама своим
исповедничеством и своим учением во второй раз защитил Православие от
заблуждений и ереси. В первый же раз это произошло тогда, когда Православие
было спасено от ужасной, многолетней ереси иконоборчества, которая пришла с
Востока и пыталась внедрить в Церковь взгляды иудеев и мусульман, враждебно
относившихся к святым иконам.
Таким образом, удалось
избежать опасности уклонения христианства в иудаизм, как это во многих аспектах
произошло с мусульманством. Благодаря св. Григорию Паламе и решениям
соборов, на которых было провозглашено его учение (1341, 1347, 1351), были
разоблачены ереси западного монаха Варлаама Калабрийского, которые свойственны
и папизму, например, учение о том, что благодать Божия якобы имеет сотворенный
(«тварный») характер, т. е. что не существует нетварной божественной благодати и энергии, которая
воздействует на творения. Православная Церковь избежала опасности
вестернизации, латинизации и сохранила Евангельское учение неповрежденным от
восточного и западного влияния, Она шествовала «царским путем», не уклоняясь ни
на Восток, ни на Запад. Св. Григорий Палама открыл для нас безграничный
мир нетварной благодати Божией и Божественного просвещения, который остается
закрытым для тех, кто не познал его на практике и движется только в
ограниченном пространстве, насколько им позволяют посредственные возможности
гуманистического рационализма и западного Просвещения.
Вторая причина, по которой мы решили напомнить о замечательном спасении
Лемноса, состоит в том, что сегодня по причине коронавируса люди, живущие по
всему миру, охвачены величайшей паникой и страхом, которые совершенно не
оправданы для христиан, поскольку свидетельствуют о полном оскудении веры и
надежды на Промысл Божий. Вирус неверия намного хуже,
чем коронавирус, когда он поражает верующих, а тем более — священнослужителей,
которым, как никому другому, подобает верить во всемогущество и благость Божию,
а также в то, что все законы природы подчиняются воле и смотрению Господа,
Который может приостановить или изменить их действие. Он может искоренить любую
инфекцию и просветить врачей, микробиологов, инфекционистов и других, даже если
они неверующие, чтобы они нашли подходящие лекарства против вирусного или
инфекционного заболевания. И вместо того, чтобы нам всем двигаться в этом
направлении, мы позволили убеждённым безбожникам и атеистам эксплуатировать
страх и тревогу людей. Они рекомендуют нам держаться подальше от церквей, т. е.
подальше от мест, где более всего посредством Таинств и общей молитвы действует
нетварная благодать Божия, чтобы в итоге, потеряв помощь и защиту Божию, мы
стали более легкими жертвами инфекционных болезней, жертвами человекоубийцы диавола
и его клевретов.
2. Те, кто причащается Святых Таин, не подвергаются опасности
Я был очень рад, когда на днях прочёл в интернете, что один афонский
старец, приснопамятный о. Дионисий Колицкий предсказал, что разразится
ужасная всемирная эпидемия, которая поразит множество людей, но не пострадают
только те, кто будет ходить в храмы и причащаться Божественных Таин из святого
потира во время Евхаристии. Это сразу напоминает нам то, как Бог избавил евреев
от египетского фараона, который, несмотря на девять ужасных казней и бедствий,
посланных Богом, чтобы он согласился на освобождение иудеев и на их исход из
Египта, оставался нераскаянным, непокорным воле Божией и не верил во
всемогущество Божие. Вот почему Бог наслал на него десятую страшную казнь — за
одну ночь в Египте умерли все первенцы, как у людей, так и у животных, кроме
первенцев иудеев, которым Господь через Моисея заповедал заколоть агнца и
помазать его кровью косяк своего дома: «Я в сию самую ночь пройду по земле
Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота,
и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь
знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не
будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». (Исх. 12, 12-13). Претворение этой угрозы
в жизнь — поскольку смерть поразила и первенца
самого фараона, и не было в Египте дома, где не оплакивали бы умерших —
вынудило фараона еще до наступления утра поспешно призвать Моисея и Аарона и
позволить им вывести из Египта иудеев: «И призвал фараон Моисея и Аарона
ночью и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны
Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы»
(Исх. 12, 31).
Мы, православные христиане, новый Израиль по благодати Божией после
отвержения старого Израиля, не просто отмечены кровью Закланного Агнца, но
имеем в себе Самого Христа. Причащаясь Его тела и крови в таинстве Божественной
Евхаристии, мы становимся сотелесными и сокровными Христу, и нас не коснутся
никакие инфекционные эпидемии, попускаемые Богом для вразумления людей. Смерть
придет к нам тогда, когда мы достигнем предела нашей земной жизни, назначенного
каждому из нас Богом, как учат богопросвещенные Святые Отцы. И даже если
случилось так (или случится в будущем), что какой-то верующий заразится смертоносным
вирусом и умрет, то это произойдет не потому, что его не покрывала Божественная
благодать, а потому, что окончился срок его земной жизни, предопределённый ему
Богом.
Поэтому можно только сожалеть о царящей в настоящее время атмосфере неверия
и сомнений относительно нетварной и всемогущей энергии Божией, которые сеются
неверующими вместе с распространением человекоубийственного вируса. Они не
понимают, что помимо тварной вещественной реальности, которую мы способны
воспринимать с помощью органов чувств и которая становится объектом
исследования для различных наук, существует и безпредельный мир Несотворенного
Бога, недоступный для чувственного восприятия, «паче слова и смысла»,
который не может быть исследован под микроскопом в микробиологической
лаборатории, но постигается только посредством веры, которая, согласно апостолу
Павлу, есть «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых»
(Евр. 11, 1). Мы не можем заставить неверующих поверить в благодать и
Промысл Божий, но, с другой стороны, мы не станем отказываться от веры или
приспосабливать её к науке и логике. И мы не будем уничижать богозданную
Церковь, превращая Её в человеческую организацию, которая подчиняется указаниям
главы государства. Главой Церкви является Христос, а не премьер-министр.
Совершенно неслыханно, чтобы маловерные и трусливые архиереи закрывали храмы и
давали указания не читать акафист Пресвятой Богородице и не праздновать великий
Богородичный праздник Благовещения. А может быть они постановят отменить и
грядущий вскоре праздник Пасхи? Они забывают, что в тех случаях, когда
приказания мирских властей противоречат нашей вере, «должно повиноваться
больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).
Неужели на наше церковное руководство так сильно влияют мирские критерии —
вместо того, чтобы изменить мир, оно само становится миром? Когда мы
сомневаемся в несотворенной благодати Божией, которая действует на творения и,
при необходимости, совершает чудеса, и вместо того, чтобы доверять
Божественному Просвещению, обращаемся к рационалистическому мышлению и науке,
то мы идем по стезе Варлаама, ереси которого разоблачил святой Григорий Палама.
3. Врачи испугались, а святой Григорий Палама поспешил в зараженный город
Конечно же, в этой небольшой статье мы не сможем в полной мере объяснить
горечь и печаль многих верующих из-за противоречивой, изменчивой и теплохладной
позиции, которую заняла Церковь по отношению к коронавирусу. Мы должны были бы
оплакивать, как пророк Иеремия, отсутствие или недостаток истинных пастырей.
Возможно, мы сделаем это в более подробной статье, в надежде, что некоторые
пастыри восстанут от сна, а также чтобы их пасомые не тешили себя речами,
которые звучат успокаивающе, но не совместимы с евангельским и святоотеческим
учением. Мало нам было решений Критского лжесобора, которые проложили прямую
дорогу ереси и расколу, а также псевдо-автокефалии для украинских раскольников,
так теперь ко всему этому добавилось прежде невиданное закрытие храмов и запрет
на совершение богослужений. А может быть, по попущению Божию, некоторые теперь
не даром отлучены от Причастия и вынужденно прекращают поминовение епископов, имущих общение с еретиками и раскольниками, с которыми
они добровольно сослужили прежде? Они изгнали нас из храмов, а теперь
изгоняются сами, не будучи гонимы никем.
Святой Григорий Палама, после своего избрания в 1347 году архиепископом
Фессалоникийским, не был принят в городе, поскольку этому препятствовала
известная партия зилотов — по политическим причинам, из-за происходившего ранее
гражданского противостояния между двумя царственными домами: Палеологами и
Кантакузинами. Святого Григория Паламу приняли на Святой Горе Афон, и оттуда в
октябре 1348 года он отправился в Константинополь по приглашению сербского правителя
Стефана Душана для проведения переговоров. После этого он собирался приехать в
Фессалоники, но поскольку зилоты продолжали противиться его приезду, святого
Григория соборным решением временно отправили на остров Лемнос, который как раз
в то время остался без пастыря. В начале своего плодоносного служения, которое
исполнило жителей Лемноса духовными благами, в одном из городов острова с
одноименным названием Лемнос появилось смертельное заболевание, конечно же, не
такое, как возникшая годом раньше страшнейшая пандемия чумы, охватившая весь
мир, но более ограниченного характера.
Страждущие призвали на помощь пастыря, который жил в другом городе этого
острова, и он немедленно отправился к ним, без малейшего промедления и без
колебаний. Некоторые врачи не осмелились последовать за ним, боясь заразиться
этой болезнью. А другие отправились в путь вместе со святым Григорием, потому
что испытывали к нему доверие. На подходе к городу они почувствовали
недомогание из-за зараженного воздуха, насыщенного вредоносными испарениями, но
вскоре выздоровели по молитвам святителя. Был уже вечер, и они побоялись войти
внутрь. А на следующий день из города вышли те жители, которые были ещё здоровы
и, собравшись у городских стен, молились все вместе со святым Григорием. Этот
великий святой несмотря на то, что болезнь была очень заразной и опасной, не
убоялся заражения и остановил это ужасное бедствие — молясь вместе с людьми и
наедине. По молитвам святого Григория Паламы Господь остановил эпидемию:
заражение прекратилось, и никто больше не умер. Бог прославил святого Григория
ещё и этим чудом, потому что Он всегда подает просимое боящимся Его и чтущим
святое имя Его, как говорит святой царь и псалмопевец Давид: «Волю боящихся
Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я» (Пс. 144, 19).
Это событие описал святой Патриарх Константинопольский Филофей Коккин в
«Похвальном слове св. Григорию», где приводится подробное жизнеописание
святого, которое мы цитируем ныне. Следует отметить, что святой Филофей
вспоминает о том, что перед эпидемией на острове Лемносе по всему миру бушевала
другая, намного более страшная — пандемия чумы,
которая, по мнению историков, началась несколькими годами раньше, в 1361 году.
Говоря об эпидемии в городе Лемнос, святой Филофей уточняет: «Речь идет не о
той болезни, которая прошла по всему миру и случилась раньше». Это уже не
первый случай, когда человечество поражает какая-то инфекционная болезнь — в
качестве «воспитательного средства», ниспосылаемого по человеколюбию Божию
людям для их исправления, поэтому неправы те, кто оправдывает панику и
утверждает, что пандемия коронавируса является чем-то беспрецедентным. Просто
впервые служителей Церкви охватил сильнейший страх смерти, что показывает их
неверие во всемогущество Божие, и вместо того, чтобы вести народ под покров и
под защиту Господа, который может прекратить болезнь в один миг, они уводят
народ далеко от Бога — к науке и логике, которые снова доказали свою немощь.
Святой Григорий Палама собрал вокруг себя людей из пораженного эпидемией
города: он не велел им надеть маски и стоять на расстоянии друг от друга. Разве
наш Бог не настолько всесилен, чтобы защитить людей благочестивых и уповающих
на Него? Точно так же не веровали в силу Христа книжники и фарисеи, которые
заражали своим неверием и других. Вспомним то место из Святого Евангелия, где
рассказывается, как по маловерию после Преображения апостолы не могли исцелить
бесноватого юношу, приведённого к ним отцом. Господь был огорчён, точно так же,
как Он огорчается и теперь, и Он выразил Своё сожаление словами, приводящими в
трепет, которые, по нашему мнению, касаются сегодня и тех, кто не верит или же
слабо верит в силу Божию и искажает Православную веру: «О, род неверный и
развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17, 17).
В этом году впервые в истории Церкви наши архиереи надругались над святой
Четыредесятницей: они связали её по рукам и ногам и заткнули её уста кляпом, и
теперь мы не слышим святых молитв и священных богослужений… Тем не менее,
несмотря на происходящее, мы продолжим петь «Яко с нами Бог» и «Господи
сил, с нами буди», и мы будем молить всеблагого и всесильного Бога, чтобы
Он, по Своей великой мудрости, прекратил это вселенское бедствие и освятил все
концы земли силою Своего Животворящего Креста, поклонение которому было
отменено в этом году.
В преддверии приближающейся Крестопоклонной Недели мы составили тропарь и кондак
для пения на Божественной Литургии и во время молебнов (там, где они будут
служиться).
Тропарь, глас 1.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победу болящим над губительным
поветрием даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4.
Врачу душ и телес наших, в опасности заражения ныне сущим щедроты Твоя
даруй, Христе Боже. Болезнь изжени, и недуг погуби, исцеление даруя и здравие: всякаго
же губительнаго поветрия и напасти силою Твоего Креста избави.
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.
Источник:
19 марта 2020 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!