Вернуться на главную

среда, 10 июня 2020 г.

Архиепископ Северной и Южной Америки Михаил (Константинидис). Святое Причастие и микробы.


В октябре 1953 года Архиепископ Греческой Православной Церкви в Америке Михаил (Константинидис) написал письмо в газету «Нэшенл геральд» (от 5 октября 1953 года), чтобы разъяснить вопрос о возможной «негигиеничности» Святого Причастия. Ниже приведены отрывки из письма.

«Во-первых, я хотел бы подчеркнуть, что Греческая Православная Церковь в Америке принадлежит Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а также является неотъемлемой частью Вселенского (Константинопольского) Патриархата. В связи с этим, по всем вопросам веры и Предания, она обязана следовать за Матерью-Церковью, Великой Константинопольской Церковью Христовой, так же, как и за другими Поместными Православными Церквами.

Во всех храмах Вселенского Патриархата и в других Автокефальных Церквах Православного Востока Святое Причастие, Честные Тело и Кровь Христовы, преподаются верующим с традиционной священной лжицы, причем верных причащают и Телом, и Кровию. То же происходит и в нашей Святой Церкви в Америке. Да иначе и быть не может, ведь мы являемся частью Святой Православной Церкви и должны чтить Её догматы веры и Священное Предание.

Возникает вопрос о микробах, волнующий очень многих христиан, но как можно говорить о микробах в том месте, где находятся Тело и Кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа?

Важно понимать, что болезнетворные микроорганизмы, а также сами болезни являются прямым следствием первородного греха Адама и Евы. Согласно учению нашей Церкви и словам апостола Павла, все творение «стенает и мучится» из-за первородного греха. Однако там, где присутствует Бог, не бывает боли, страданий, микробов и болезней.

Согласно вере нашей Церкви, Святое Причастие это и есть Сам Господь Иисус Христос, воплотившийся, живший на земле, распятый, умерший и воскресший. Именно Его мы принимаем в Святом Причастии, Его животворящие Тело и Кровь, во оставление грехов и жизнь вечную.

Во время службы в клире Афинского кафедрального собора я познакомился со священниками, долгие годы работавшими в туберкулезном санатории «Сотирия». Все они регулярно причащали пациентов и потребляли из Чаши оставшиеся Святые Дары, оставаясь здоровыми. А всё это потому, что Бог не может быть разносчиком опасных микробов; наоборот, Святое Причастие восстанавливает силы и здоровье, исцеляя душу и тело безнадежно больных и чудодейственным образом избавляя их от болезни. Любой священник сможет вспомнить случаи из своего пастырского опыта, когда он становился свидетелем исцеления больных после того, как они приносили исповедь во грехах и причащались Честных Тела и Крови Христовых.

Следовательно, Святое Причастие не является и в принципе не может являться источником заражения, но, наоборот, дарует здравие, силы и жизнь. Недаром Отцы Церкви называют его «лекарством». Кто-то может возразить и задать такой вопрос: почему чудеса не случаются после каждого причащения? Наш ответ таков: эта тайна известна Одному только Богу. Но мы знаем и со всей уверенностью свидетельствуем о том, что даже одна только мысль о возможном заражении болезнью во время причащения Животворящих и Святых Таин, Тела и Крови Христа Спасителя, есть ничто иное, как кощунство и богохульство. Ведь микробы, как и любое зло — моральное или физическое — возможны только там, где нет места Богу».

По случаю, добавим: согласно учению Церкви и словам св. апостола Павла в 11 главе Первого Послания к Коринфянам, человек может пострадать от Святого Причастия, если примет его неподготовленным, без покаяния и исповеди. В таком случае причащающийся может серьезно заболеть. Св. апостол Павел говорил следующее: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11, 27–30).

Вывод совершенно понятен. Заболеть может только тот, кто причащается недостойно, но микробы не могут находиться там, где физически присутствует Сам Господь.

+ Архиепископ Северной и Южной Америки

Михаил (Константинидис),

греческий диоцез



Источник:



@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!