Вернуться на главную

суббота, 11 июля 2020 г.

Митрополит Морфский Неофит: «Когда вновь придет пандемия коронавируса, церкви митрополии Морфской будут открыты. И пусть Владыку посадят за это в тюрьму. Ему это будет полезно».



Митрополит Морфский Неофит

Духоносные святые Апостолы

(расшифровка аудиозаписи)


Апостолов первопрестольницы,
и вселенныя учителие,
Владыку всех молите
мир вселенней даровати
и душам нашим велию милость.

Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла не случайно совершается вскоре после великого праздника Пятидесятницы и дня Святого Духа. Почему? Потому что плодом Святой Пятидесятницы и схождения Святого Духа является святость. И такую святость мы прежде всего находим у тех, кто воочию был свидетелем деяний Христовых. Так кто же те люди, которые видели Господа своими глазами и самолично слышали Его святое учение? Святые апостолы.
Вот почему Церковь положила, чтобы после апостольского поста, который иногда бывает долгим, а иногда не очень, мы праздновали память первоверховных апостолов Петра и Павла, а на следующий день — память двенадцати апостолов.
Для чего Господь наш Иисус Христос родился от Девы, прожил 33 года на земле (о чем всем нам известно из Святого Евангелия), претерпел распятие на Кресте, а затем воскрес? Чтобы одержать победу над смертью, над грехом и над диаволом.
После Своего Воскресения Спаситель множество раз являлся:
- во-первых, Своей Святой Матери, Пресвятой Владычице нашей Богородице. Там, возле Его Гроба, Богородица первой узнала о Воскресении Своего Сына, о котором Ей было известно и которого Она очень ждала! И Она единственная сподобилась видеть событие Воскресения своими очами, как об этом повествует св. апостол и евангелист Матфей (Мф. 28, 1-4). Святая Мария Магдалина, которая была с Нею рядом, упала ниц и не видела происходящего;
- а во-вторых — святым апостолам, память которых мы празднуем сегодня, и Петру. Вспомните, что сказал Ангел мироносицам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру», что Господь воскрес. Эти слова им сказал Гавриил, Архангел Матери Божией. Святое Евангелие сообщает нам, что первыми будут проповедовать победу Христа над смертью, грехом и диаволом святые апостолы, ученики Христовы, и Петр, который будет прощен и удостоится звания первоверховного апостола.
Апостол Павел, как нам известно, встал на путь апостольской проповеди позже, чем двенадцать и даже чем 70 апостолов — после видения в Дамаске. Бывший гонитель христиан Савл стал благословенным учеником и даже первоверховным апостолом Христовым Павлом. А кто же ему помог, кто содействовал его преображению и его приобщению к апостольскому служению? Другой апостол, рожденный на Кипре: апостол Варнава.
Мы должны сохранять в своем сердце глубочайшую благодарность этим святым людям, которые передали нам самое драгоценное, что только существует в жизни. Самое ценное — это не здоровье. Главный вопрос заключается не в том, заболеть нам или не заболеть. Нет ничего плохого в том, чтобы заболеть. Это будет нам даже полезно — для смирения. И другого пути для нас нет. Или мы — те, кто предназначен для вечного небесного Царствия Отца, и Сына, и Святаго Духа — смиримся с помощью одной болезни или даже с помощью многих болезней (пройдет одна, начнется другая), или мы смиримся из-за какой-то несправедливости, клеветы человеческой или из-за каких-то бедствий, попущенных Богом на пользу нашей бессмертной души, для жизни вечной, чтобы и мы могли участвовать в святости Отца, и Сына, и Святаго Духа. Как участвовали, во-первых, святые апостолы, а во-вторых — святые жены-мироносицы.
Если вы внимательно послушаете тропарь, который так замечательно спели наши певчие, то услышите там слова «Апостолов первопрестольницы». Знаете, почему святой апостол Павел стал первоверховным апостолом? Это звание ему даровал Сам Христос. Он имеет главенство не во власти, а в служении. Потом все испортил папа Римский, который, к сожалению, стал еретиком — когда он посчитал, что его первенство является «первенством власти». Хотя на самом деле это первенство служения. Вот так и вы можете сказать мне, вашему владыке: «Ты будешь служить епископом, о. Неофит, столько лет, сколько дано тебе будет Богом, и будешь первым среди батюшек. Епископ — это тоже самое, только чуть-чуть выше. Но будь осторожен: если ты пойдешь против веры или совершишь что-то безнравственное, то мы отстраним тебя от служения, и ты больше не будешь владыкой. А если тебя не снимем мы из так называемой «вежливости», то тебя уберет сам Бог: либо путем болезни, либо попущением клеветы, либо каким-то другим способом, потому что Бог очень хорошо знает, что полезно каждому из нас, чтобы наследовать жизнь вечную».
Видите: всё имеет ценность настолько, насколько готовит нас к вечной жизни. Эта жизнь называется бессмертной, потому что смерти в ней больше не будет и она не окончится никогда. А все остальное — относительно: и болезни, и искушения. Всё.
Апостол Павел стал первоверховным благодаря своим трудам, так говорится в песнопениях, которые мы пели раньше. Петр стал первоверховным, т. к. его возвысил сам Господь, а Павел — по причине многих трудов. И те многие труды, которые он понес, были нужны ради прощения его греха, ведь он был гонителем Церкви. Подумайте только: когда побивали камнями первомученика Стефана, он был там и одобрял убиение Стефана, да еще и присматривал за вещами побивавших его камнями. Он был тогда еще молод. И он, один из соучастников и свидетелей мучений архидиакона Стефана, стал первым из святых Апостолов! Благодаря его трудам остальные апостолы убедились в его вере, и он приобрел верного соратника и помощника, который его поддержал: апостола Кипра — Варнаву.
А сейчас я хотел бы, чтобы мы вместе подумали над одним важным вопросом в эти дни, когда празднуется память святых апостолов: сегодня — двоих, а завтра — двенадцати. Как удалось этим людям, которые в большинстве своем не отличались ученостью (за исключением Павла) и которые были рыбаками и земледельцами… как им удалось убедить евреев, эллинов, римлян, галлов, испанцев, бриттов, армян, египтян, ливийцев, все эти народы и племена Средиземноморья, да и всей Европы? Как им удалось обратить их в христианство за столь малое число лет? Без интернета, без мобильного телефона (да и без обычного), без технологий… Как им удалось убедить этих гордых древних египтян, которые построили пирамиды? Древних греков, которые построили Парфенон? Древних римлян, которые воздвигли Колизей? У них был лучший водопровод в мире в то время — это было изобретение римлян. Убедить философов Греции… как это удалось бедным рыбакам? Задумывались ли мы когда-нибудь об этом? Какое средство они нашли, чтобы превратить наших предков из философов в богословов? Как они убедили всех наших предков, что есть нечто высшее, чем здоровье, чем мудрость и знания мира сего… И если человек не приобретет это, то значит он не достиг ничего. Что же это такое? Речь идет о святости Божией. Наша цель — стать святыми. Мы слышали это сегодня в евангельском чтении. «Будьте святы, потому что Я свят», — говорит нам Христос. Они уверовали всем своим существом, что действительно стоит приложить все возможные усилия, чтобы достичь святости. Каждая болезнь, каждое искушение — все это ведет к святости.
Почему я уверовал? Кто помог тебе уверовать в Бога? Когда Воскресший Христос являлся Своим ученикам после Своего святого Воскресения — что он говорил им все время? Сначала Он сказал им: «Мир вам!». Чтобы они успокоились, чтобы имели мир в сердце, чтобы они не боялись и не думали, будто перед ними «призрак».
Второе, что Он им сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Вот, что Он им дал, дорогие мои.
Разве могли бы рыбаки и земледельцы из Иудеи, из Тивериады сами, только своими силами, убедить египтян, эллинов, римлян, бриттов, кельтов, галатов и все остальные народы того времени, которые отличались ученостью? Они имели Святого Духа — то, чего так не хватает нам сегодня в нашу эпоху, в нашей семье. А ведь стяжание Святого Духа — это и есть та цель, к которой должен стремиться каждый.
Коронавирус показал нашу духовную нищету. Как мало у нас веры! Мы предпочли не пойти в храм на литургию, а послушать министерство здравоохранения и остаться дома. И первые, кто так поступил это мы, архиереи! Это величайший грех, да помилует нас Бог!.. И когда вновь придет пандемия коронавируса (а новая волна будет, мне сказали об этом святые люди Божии), то знайте, что церкви митрополии Морфской будут открыты. И пусть Владыку посадят за это в тюрьму. Ему это будет полезно.
Знаете, почему это будет ему полезно? Потому что об этом говорил апостол Павел и об этом говорил апостол Пётр… Мы только тогда являемся их наследниками, когда не просто занимаем апостольскую кафедру, но и подражаем им своим образом жизни. «И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв». Мы не можем держаться только за власть. Мы должны показывать пример, пусть и небольшой, но апостольской веры и апостольского образа жизни. Исповедание Православной веры — это образ жизни. И если священник увидит Владыку-исповедника, то он будет брать с него пример. А вы подражайте вашим священникам — пастырям добрым.
Мне хотелось бы поблагодарить наших священников. Несмотря на многие опасности, насмешки, колкие и злые слова, обращенные в их адрес со стороны некоторых наших сограждан, которые думали, что делают доброе дело, но на самом деле заблуждались, наши священники ходили от дома к дому и предлагали всем желающим православным причаститься Тела и Крови Христовых (к вашей чести скажу, что в городе Акаки многие из вас захотели причаститься). Мы не могли преподать вам Причастие в храме, но вы сделали храмом Святого Духа и ваши тела, и ваши дома. Это то, что называется в Евангелии «домашняя церковь».
Таким образом мы хоть немного смогли прочувствовать, как жили первые христиане. В гонениях, в искушениях и в трудах… Однако Бог щедро одарил их благодатью Святого Духа. И кто же в итоге победил? Верх одержали не идолопоклонники, которые находились у власти, имели охранников, деньги, войска. В конце концов, победили христиане. И древних египтян, и древних эллинов, и древних римлян тоже.
Христианин — это тот, кто побеждает смирением, побеждает крестом. «Всякий смиряющий себя, вознесется». «Тебе ради, ради имене Твоего, Господи, умерщвляемся весь день, яко овцы заколения»…
Люди, которые обратились в христианство, поверили апостолам и по некоторым другим причинам. Я хотел бы вам о них рассказать. Помнится, мы уже раньше говорили об этом, но нам надо повторять это снова и снова, потому что оказалось, что нашему народу нужна самая настоящая катехизация… Чтобы его вера могла выстоять в трудные времена. И чтобы вы могли передать вашу веру своим детям, рассказав им о ней на современном языке.
Итак, святые апостолы передали свою веру первым христианам, а от них она дошла к нам, вплоть до наших дней, по следующим причинам:
Первую причину я уже называл. Дело в том, что апостолы имели дар Святого Духа и они сохранили Его (обратите на это внимание). Они его сохранили. И мы тоже получаем дар Святого Духа, когда нас крестят и миропомазывают, но мы сами не даем Ему действовать в нас из-за плотских грехов, из-за лжи, из-за неисправления, из-за нераскаянности, из-за неисповеданных грехов, из-за лицемерия и фарисейства и из-за нашего корыстолюбия. Мы не ценим полученный нами дар Святого Духа, не применяем его, и он остается бездейственным. Но как только мы начинаем каяться, как только мы начинаем более часто причащаться, как только мы начинаем молиться каждый день, то начинает действовать и Святой Дух в нашем сердце. И ты чувствуешь сладость и утешение, радость и свет, ведешь себя терпеливо и кротко. Это говорю вам я, который по своей природе не имеет ни кротости, ни терпения. Но Святой Дух дарует нам то, чего у нас нет! «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, очисти мя от всякия скверны…». Это молитва «Царю Небесный», но в сокращенной форме. И когда я молюсь таким образом, то сразу чувствую, как Святой Дух меня очищает. И как Он прощает и укрепляет меня. Значит самое главное — это то, что святые апостолы имели Святого Духа. И передавали Его людям.
Напомню вам и вторую причину: они воевали с сатаной. Они его не боялись, они сражались с ним. И в частности — с магией. В наше время на Кипре тоже встречается множество проявлений сатанизма и противоестественных плотских отношений. А эти два фактора приводят человека к одержимости демонами — и души, и тела. Будьте внимательны! Наши дни похожи на апостольские времена и они будут апокалиптическими. Поэтому мы должны просить Святого Духа и сохранять Его в своем сердце. А самое главное — при помощи Святого Духа мы должны отгонять тех лукавых духов, которые пребывают около нашего сердца (гр. στο περικάρδιο) и страстно стремятся проникнуть внутрь, чтобы завладеть нашей душой.
Страсти есть у нас всех. И когда они укореняются, становятся многолетними, то берут над человеком такую силу, что он становится одержимым. Они мучают и терзают его. И возвращаются снова и снова. Именно поэтому мы все время повторяем те же самые грехи и нам сложно исправиться. А по сути, мы находимся под демоническим влиянием. Апостолы видели все это. Видели это и святые: как древние, так и современные. Страсти помрачают наше «душевное око», которое называется в святоотеческой литературе «ум» (гр. νος). Не «мозг», как думает рационалистическая Европа, а ум.
Таким образом, святые апостолы возлюбили Духа Святого, сохранили Его и давали Ему действовать в них, и с Его помощью вели брань против духов злобы поднебесной.
Третье. Они имели дар убеждения людей. Когда апостолы Павел и Варнава прибыли в Пафос и проповедовали там, то им начал перечить волхв (чародей, волшебник) Елима. Что они ему сказали? Варнава по природе обладал веселым характером, а Павел был вспыльчивым и легко приходил в негодование. Он воскликнул волхву: «О, сын диавола, враг всякой правды!.. ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». После этого Елима ослеп. И как только это чудо увидел проконсул Сергий Павел, то сразу уверовал. Это был первый высокопоставленный чиновник Римской империи, который поверил, что Христос — это Бог. Почему? Потому что он был потрясен чудом апостола Павла, который ослепил чародея и полностью лишил его сверхъестественной власти, полученной им от демонов. Вот что означает «быть исполненным Святого Духа».
Четвертое и последнее. Когда ты имеешь Святого Духа, когда ты изгоняешь бесовские помыслы и не находишься больше под воздействием демонов, когда ты ведешь брань против магии, где бы ты ни встречался с нею, и удерживаешься от плотских грехов, сохраняя воздержание, тогда ты начинаешь жить духовной жизнью. А знаете, кто видит это первым? Наши дети. Если наши дети будут видеть, что мы стремимся к нравственности и духовности, то и они будут вести себя таким же образом. И даже если они в подростковом возрасте и в юности совершат какие-то грехи, то они будут помнить пример своего отца, своей матери, своего дедушки, своей бабушки, и они вернутся на путь истинный и принесут покаяние. Те молитвы, которые возносят к Богу наши родители, наши бабушки и дедушки, и другие наши родственники, одни — на земле, а другие — на небесах, имеют очень большое значение.
Таким образом, эти четыре важные причины были теми четырьмя столпами, на которых утверждалась проповедь и личный пример святых апостолов, и благодаря которым они смогли наполнить вселенную святыми престолами, святыми церквами.
Повторяю еще раз:
1)      Святые апостолы жили так, что в них действовала благодать Святого Духа;
2)      они вели брань против демонов и их наваждений, как внутри, в своем сердце, так и вовне;
3)      они отвергали все, связанное с магией, и всё безнравственное, скверное;
4)      при помощи этих средств они смогли весь мир привести ко Христу. И все великие цивилизации и культуры — египтян, эллинов, римлян, кельтов — постепенно уступили место христианству. Чтобы теперь и мы могли в этих храмах совершать празднование памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Молюсь, чтобы их благодать вдохновляла и вас на вашем жизненном пути!
Какие бы не возникали трудности в последующие месяцы и в последующие годы, мы должны воспринимать их как экзамены, как некое испытание, а не как наказание. Как некую операцию, необходимую для того, чтобы очистить, как выражаются наши бабушки, «грязную» кровь, сделать кровопускание. Чтобы в нас действовала Кровь Христова, Тело Христово, которых мы причащаемся на каждой литургии и которые ни в коем случае не заражают вирусом, как кощунственно сказали некоторые. Это же касается и антидора… Всё, что предлагает нам Церковь, исполнено благодати Божией. За пределами храма мы можем заболеть, заразиться, включая и Владыку, в первую очередь. Но то, что мы получаем в Церкви, освящено благодатью Святого Духа. Многая вам и благая лета, исполненная Духа Святого и апостольского исповедания веры! Аминь.
30.06.2020

Источник:

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!