Вернуться на главную

четверг, 30 июля 2020 г.

Украинский вопрос и знамения времен (Варнаковская икона Божией Матери и Святая София)




УКРАИНСКИЙ ВОПРОС И ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕН
(ВАРНАКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
И СВЯТАЯ СОФИЯ)

Иеромонах Святогорец

Прошло уже почти два года с тех пор, как в церковном пространстве с особенной остротой зазвучал так называемый «украинский вопрос». И похоже, что даже те греческие епископы, которые не согласились с попранием Священных Канонов, уже забыли об этой проблеме или не обращают на неё больше внимания. А ведь этот вопрос — в высшей степени важный: Православная Церковь находится на грани самого настоящего раскола, который может закрепиться на долгие годы. Вот почему, как и следовало ожидать в этой ситуации, возымели силу слова Господни: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40).
Наполовину сгоревший исторический монастырь Варнаковской иконы Божией Матери, расположенный на границе Навпактской и Фокидской митрополий, и Собор Святой Софии в Константинополе, превращенный в мечеть, подтверждают истинность слов Христовых.
Уничтожение чудотворной Варнаковской иконы Богородицы во время пожара, в ночь с 14 на 15 июня 2020 года, безусловно, не может считаться случайным событием, лишённым духовного смысла [1]. Этот благодатный образ, которого больше не существует, был, наверное, самой почитаемой святыней в Навпактской и Фокидской митрополиях, а его многовековая история была связана со множеством чудес и благодеяний со стороны Матери Божией к верующим. В прошлом этот образ чудесным образом сохранялся во время пожаров, по крайней мере, два раза [3].
Связь между гибелью иконы и украинским вопросом сразу приходит на ум любому, кто был в курсе последних событий в этой области [4]. Давайте рассмотрим всё по порядку.
Прежде всего, следует отметить, что Варнаковский монастырь в церковном плане относится к Фокидской митрополии (кафедра митрополита расположена в г. Амфисе), но географически он гораздо ближе расположен к г. Навпакту, от которого он находится всего в 20 километрах, и туда можно дойти даже пешком. В том же районе, всего в 15 км от Варнаковского монастыря, расположен монастырь св. Августина Иппонийского и св. Серафима Саровского, недалеко от деревни Трикорфу [5].
Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), как известно, был одним из тех, кто подготовил теоретическую базу для признания Элладской Церковью ПЦУ — «церковной» структуры украинских раскольников. Он написал ряд соответствующих статей, а прошлой осенью, незадолго до заседания Архиерейского Собора Элладской Церкви по украинскому вопросу, он опубликовал многостраничную книгу [6], в которой он обвиняет Русскую Церковь и пытается при помощи внешних, логических аргументов доказать законность действий Константинопольского Патриархата на Украине и обосновать признание «церковного» образования раскольников. Конечно же, не случайно, что именно митрополит Навпактский вошел в состав пресс-комитета Архиерейского Собора 12 октября 2019 года и был тем, кто объявил о мнимом признании автокефалии раскольников Элладской Церковью — чего никогда не происходило на самом деле, поскольку Архиерейский Собор не проводил голосования, но были только заслушаны доклады и мнения некоторых архиереев [7].
А митрополит Фокидский Феоктист был единственным митрополитом Элладской Церкви, который в ноябре 2019 года сослужил с двумя украинскими иерархами-раскольниками, которые приехали в Грецию и путешествовали по стране после признания их «церковной» структуры Архиепископом Иеронимом месяцем ранее. Эти два украинских епископа покинули каноническую Церковь у себя на родине и присоединились к новой группировке раскольников. Митрополит Фокидский был единственным греческим митрополитом, который принял их с распростёртыми объятиями и провел с ними совместную службу. Эта служба проходила в Трикорфском монастыре при участии протосингела из митрополии и настоятеля монастыря архимандрита Нектария. Раскольников-иерархов встретили в Трикорфском монастыре праздничным колокольным звоном. Кроме того, рьяно отстаивая легитимность украинских раскольников, митрополит Фокидский в своей проповеди на вышеупомянутой службе заявил, что отныне в его митрополии не будут принимать русских паломников (клириков и мирян), не признающих автокефальную украинскую «Церковь», которую антиканонически учредил Вселенский Патриархат [8].
В новостях было упомянуто, что после совместной службы в Трикорфу группа раскольников также посетила Варнаковский монастырь, но это не соответствует действительности, потому что, хотя они и собирались это сделать, но не успели. Согласно общему признанию, сёстры Варнаковского монастыря во главе с игуменией Феодосией составляют образцовую и достойную похвалы монашескую общину, которой нельзя приписать духовную ответственность за гибель иконы, даже если бы раскольники приехали туда и были бы приняты снисхождения ради, как проходящие посетители. Это, конечно, ещё больше усугубляет ответственность, которую несёт за случившееся церковное священноначалие этого региона [9].
Через несколько месяцев после печального сослужения с раскольниками начался коронавирусный кризис и был введен в силу запрет причащаться Святых Таин. Практически сразу после его отмены наступил престольный праздник Трикорфского монастыря, одним из святых покровителей которого является блаженный Августин. После архиерейской вечерни, когда в воздухе ещё стоял звон от множества симантронов (железных бил) и 62 колоколов, расположенных на величественной монастырской колокольне которая была построена в память о легендарной колокольне Святой Софии Константинопольской — случилось нечто действительно странное и, пожалуй, невероятное в мирное время. В нескольких километрах от монастыря (5 км по прямой линии) внезапно показался столп пламени, который начал безжалостно пожирать крышу нового храма, расположенного неподалеку, в монастыре Варнаковской иконы Божией Матери. Причина возгорания осталась неизвестной. Вскоре огнем был охвачен весь храм (включая и архиерейский трон в алтаре!). Страшный пожар оставил после себя только закопченые камни и почерневший метал в назидание многим и уничтожил одну из самых чудотворных и почитаемых греческим народом икон Пресвятой Богородицы. Какая печаль и какое ужасное бедствие! Кто осмелится утверждать, что это не Великое Знамение, призывающее всех к покаянию, а особенно виновников украинского соблазна и раскола?
Неужели кому-то до сих пор не ясно, что совместная служба с раскольниками в Трикорфском монастыре тесно связана с гибелью важнейшей святыни Навпактской и Фокидской митрополии (хотя самые важные «святыни» Церкви — это истина и любовь, и единство Её членов, которые также значительно пострадали в результате нечестивого сослужения и возмутительных высказываний, прозвучавших в Трикорфу)?
Уважаемые отцы: митрополит Навпактский Иерофей, митрополит Фокидский Феоктист, отец протосингел Нектарий и другие поборники автокефалии ПЦУ, вы напрасно поспешили сближаться с раскольниками… Поменяйте свой курс, пока ещё не поздно! Наши слова — это не дерзкое обличение, а сыновняя мольба, горячая просьба. Человеку свойственно ошибаться, а тем более в такие трудные времена, когда сатана «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» и когда он применяет все свои уловки, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Вы можете не слушать мое недостоинство: спросите, что думают об этом люди святой жизни.
Послушайте, что говорит святой Никодим Святогорец в «Пидалионе» [10] о пресловутой привилегии принимать апелляции, на основании которой Вселенский Патриархат «оправдал» справедливо изверженных из сана Русской Церковью. Более того, он ещё и наградил их автокефалией, полностью проигнорировав каноническую Украинскую Церковь под омофором митрополита Онуфрия.
Некоторые заявляют, что для предоставления автокефалии Фанар воспользовался так называемым «правом обычая» (гр. ἐθιμικό δίκαιο). Но почему же он тогда пренебрёг общеправославной традицией, насчитывающей 332 года (1686-1918), согласно которой Украина должна находиться в юрисдикции Московского Патриархата? Будет ли преувеличением предположить, что именно потому Бог недавно попустил Эрдогану и туркам отменить решение 1934 года, которым Собор Святой Софии был превращён из мечети в музей? Ведь Фанар незадолго до этого упразднил решение 1686 года о передаче Киевской митрополии Русской Церкви. Что такое 86 лет по сравнению с 332?
Известно, что падению Константинополя предшествовали некоторые знамения, которые отражены в исторических документах той эпохи. Во время осады Константинополя над городом каждую ночь сиял небесный свет, а за несколько дней до захвата он исчез и больше не появлялся. Видя, что город оставлен Богом, турки, которые уже собирались заканчивать осаду и готовы были уйти, преисполнились дерзновения и сумели одержать верх [11]. Это знамение было не единственным. За несколько дней до падения Константинополя христиане отправились в крестный ход с чудотворным образом Божией Матери. Внезапно образ упал на землю, без какой-либо видимой причины, и христиане не могли его поднять, ибо он стал «аки свинцовый» [12].
Известно также, что после Ферраро-Флорентийского лжесобора (1439) в Соборе Святой Софии совершались предательские сослужения с папистами, всего за шесть месяцев до падения Царственного Града.
Неужели не видно, что события того времени — нечестивые сослужения и знамения от Божией Матери — повторились и теперь, перед превращением Святой Софии в мечеть? И дай Бог, чтобы не было хуже.
Уважаемые отцы Фокидской митрополии, вспомните, что Трикорфскому монастырю подобает быть мостом между Востоком и Западом (по ходатайству святого Августина, особенно почитаемого на Западе, и преподобного Серафима Саровского, русского святого). Не делайте из него орудие для разделения православных на пророссийских и прозападных (поддерживающих Вселенский Патриархат). Как сильно был огорчен преподобный Серафим (а также и святой Августин) из-за совместной службы с раскольниками и антироссийских высказываний, которые прозвучали в его монастыре! А ведь он оказал вам столько благодеяний и удостоил вас видеть знамение небесное в день празднования его святой памяти в 1990 году [13]! В тот день вам было явлено знамение в знак того, что ваше служение благоугодно Богу. И разве было несправедливо, чтобы теперь, в ответ на ваши деяния, вам было явлено другое, на этот раз устрашающее знамение, по попущению Божию? Причем, это случилось на другой ваш престольный праздник вашего западного покровителя, блаженного Августина. Призываю же Вас, о возлюбленные отцы, подражать великому апостолу Павлу, который услышал глас Господень: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» — и из гонителя Церкви стал пламенным проповедником Истины (Деян. 9, 4-5).
Возлюбленные читатели, простите меня, убогого, ибо я сказал множество слов, превышающих мою меру. Скорбь от утраты горячо любимого мною Варнаковского образа не позволила мне оставаться безучастным.


19.07.2020 г.

[1] См. по этому вопросу отрывок из «Слов» преподобного Паисия Святогорца: «Сколько же обетований дал Бог о храме Соломоновом! И, однако, сколько раз этот храм сгорал и уничтожался! Когда народ израильский отходил от Бога, пророки начинали взывать к людям и призывали их образумиться, но их усилия были тщетны... Люди успокаивали себя следующим помыслом: «Когда Соломон построил храм, Бог ниспослал множество благословений и сказал, что с этого места будут благословляться и освящаться все люди (3 Цар. 9, 1-9). Значит, все это останется невредимым — и наши стены, и наш храм. Такое обетование дал Бог». Да, Бог дал такое обетование, но при условии, что и сами израильтяне будут жить правильно. Бог дал Благодать храму Соломона, но когда израильтяне переставали хранить заповеди, то по Его попущению храм предавался огню или разрушению... » (см. Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке // Γέροντος Παϊσίου γιορείτου, Λόγοι Α΄, Μέ πόνο καί γάπη γιά τόν σύγχρονο νθρωπο, ερόν συχαστήριον «Εαγγελιστής ωάννης Θεολόγος», Σουρωτή Θεσσαλονίκης,1998, Μέρος 1ο, Κεφ. 6).

А в другом подобном случае, после пожара 1990 года, который сжег большую часть Святой Горы Афон и продолжался с 1 по 15 августа, преподобный Паисий сказал: «В прошлом году, когда Успенским постом на Святой Горе разбушевался пожар, творилось что-то ужасное. Все самые лучшие пожарные собрались на Афоне, но никто из них не мог ничего сделать, им оставалось только смотреть на то, как бушует пламя… Некоторые говорили: «А почему Матерь Божия его не погасит?». (…) Но вот, когда через шесть дней опять начался пожар — на этот раз уже в другом месте Святой Горы, — сразу же пошел дождь и все погасил. Один пожар погас, а другой — нет. Неужели непонятно почему? Некоторые люди, не зная действующих духовных законов, молятся с болью, но не бывают услышаны, поскольку происходящее несчастье является гневом Божиим. А другие при каком-то бедствии совсем не молятся — ни одной четки, потому что признают справедливость гнева Божия, целью которого является вразумление людей» (там же).

[2] См. в книге «Варнаковская икона, чудеса Матери Божиейканон молебный к Ней, изд-во Варнаковского монастыря. // «Παναγία Βαρνάκοβα, Θαύματα της Παναγίας (και η Παράκληση Της)», Ιερά Γυναικεία-Κοινοβ. Μονή Παναγίας Βαρνάκοβας, 2011, καί στό «Θεομητορικά Θαύματα της Παναγίας Βαρνάκοβας μετά παρακλητικού κανόνος», Ι.Μ. Παναγίας Βαρνάκοβας.

[3] См. https://katanixi.gr/orthodoxia-3/i-m-varnakovas-giati-i-yperagia. Последний раз это произошло всего три года назад во время пожара 2017 года.

[4] Уже было написано несколько статей по этой теме, см., например, https://aktines.blogspot.com/2020/06/blog-post_960.html#more и статью, указанную в примечаниях [3].

[5] На автомобиле оба вышеуказанных расстояния составляют около 25 км. Однако по прямой линии Варнаковский монастырь находится всего в 5 км от Трикорфского монастыря!

[6] «Соборный и иерархический строй Церкви (применительно к украинскому вопросу)», монастырь Рождества Богородицы (Пелагия), 2019, 402 с. // «Τό συνοδικό καί εραρχικό πολίτευμα τς κκλησίας (Μέ ναφορά στό Οκρανικό ζήτημα)»,  ερά Μονή Γενεθλίου τς Θεοτόκου (Πελαγίας), 2019, σελίδες 402.

[7] См. https://aktines.blogspot.com/2019/10/12-10-2019.html#more (публикация митрополита Китирского Серафима).

[8] См. http://www.imfokid.gr/2019/11/blog-post_14.html

[9] Произошедшее с сестрами напоминает нам мирононосиц, которые разделили страдания Матери Божией во время Распятия Господа. Телом Христовым называют и Православную Церковь, Которую безжалостно распинают сегодня.

[10] Святой Никодим признает, что так называемое «право на апелляцию» к Вселенскому Патриарху действует только для клириков Вселенского Патриархата, а не для клириков других патриархатов. См. «Пидалион», примечания к 9-му правилу IV Вселенского Собора.

[11] См. Георгия Сфрандзи (также Макария Мелиссинского), Великие Хроники, том 3, гл. 7 или PG 156, 858-860 // Γεωργίου Σφραντζ (σ. Μακαρίου Μελισσηνο), Μεγάλον Χρονικόν, Γ΄ VII, 6, PG 156, 858-860.

[12] См. Михаил Критовулу, История, т. 1, 46 // Μιχαήλ Κριτόβουλου, στορίαι, Α΄ 46.

[13] См. el.wikipedia.org/wiki/Μονή_Αγίων_Αυγουστίνου_Ιππώνος_και_Σεραφείμ_του_Σαρώφ


Источник:


@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!