Вернуться на главную

вторник, 25 августа 2020 г.

Пастырское окружное послание митрополита Пирейскогого Серафима в связи с праздником Успения Богородицы 2020 г.


ПАСТЫРСКОЕ ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ
В СВЯЗИ С ПРАЗДНИКОМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ 2020 г.
МИТРОПОЛИТА ПИРЕЯ,
ФАЛИРО, ДРАПЕЦОНЫ И СВ. ИОАННА РЕНДИ
С Е Р А Ф И М А
К СВЯЩЕННОМУ КЛИРУ И ХРИСТОЛЮБИВОМУ НАРОДУ
ЕГО МИТРОПОЛИЧЬЕЙ ОБЛАСТИ

Чада мои возлюбленные,
Перешла к жизни вечной Пресвятая Богородица,
Матерь Жизни — Христа Бога нашего!
В эти августовские дни, когда в наших церквах пели молебные каноны ко Пресвятой Богородице, мы видели, как многие люди притекали за помощью к Её благодати, каждый со своими страданиями и ранами, со своими бедами и страхами. С теми жизненными обстоятельствами, с которыми им пришлось столкнуться: внезапными и неожиданными или ожидаемыми и предсказуемыми. Следует отметить, что этим летом на лицах прихожан было заметно какое-то общее для всех едва уловимое беспокойство, которое омрачало их лица и делало их не такими радостными и улыбающимися, как это бывало прежде в столь великий праздник.
Виновата ли в этом пандемия, которая стала испытанием для всего мира? Она ли является причиной нашей общей печали? Кадры с больными и умершими из разных уголков земли? Информация и статистика о распространении болезни? Затворнический образ жизни и изоляция от любимых нами людей? Меры предосторожности и ограничения, введенные руководителями государств и специалистами? Временное отстранение от работы и потеря рабочего места, от чего пострадали тысячи? Правда и ложь, которые было трудно различить? Закрытые двери храмов и умолкшие колокола, которыми проверяли стойкость нашей веры?
Безусловно, все вышеперечисленные меры были беспрецедентными и даже жестокими. Нас вводили в заблуждение, нас шокировали, нас разочаровывали, нас пытались разозлить, нас приводили в недоумение, нас заставляли сидеть на месте, нас пугали. Однако за всем этим стоит нечто более глубокое и существенное — то, что касается не только конкретных обстоятельств и текущих условий нашей жизни. То, что мы испытали в этот период, только выявило нашу большую проблему. И это не что иное, как страх смерти — величайшего врага человечества.
И когда мы в Церкви говорим о смерти, то имеем в виду не только последний вздох человека. Смертный час исполнен трагичности и ужаса, но смерть не ограничивается каким-то одним мгновением. Смерть накладывает свою тень на все аспекты человеческой жизни. Мы переживаем смерть и в своей повседневной жизни, встречая лишения, несправедливость, насилие, конфликты, разлуку, болезни и боль. Мы переживаем смерть и в конце нашей жизни, как возможность и как приближающееся событие, как угрозу и как неизбежность. После грехопадения первозданных людей контакт со смертью — это неразлучный и болезненный спутник человека, характерное свойство нашей падшей природы, от которого никто не может спастись. Способ существования вдали от Бога, разлучение от Жизни. Способ выживания без перспективы духовного роста, совершенствования и обожения.
Этого страшного врага победил Христос — Своим вочеловечиванием, Своими страданиями на Кресте и Своим Воскресением. Он победил смерть, умирая вместе с нами, умирая за нас. Христос сошел «в преисподняя земли», чтобы освободить нас, пленников диавола, от оков смерти. Он воскрес, чтобы даровать нам возможность жизни и перспективу обожения. Теперь человек может жить по-настоящему, он может быть своим, близким Богу, он может любить Бога всем сердцем, а чтобы выразить свою любовь к Богу — возлюбить ближнего, для чего следует прежде всего возлюбить самого себя.
Но сегодня человек, несмотря на великий дар Христа, остается далеким от Бога. Это то, к чему вот уже некоторое время призывают нас мудрецы века сего. И такое удаление от Бога называют сегодня «свободой» и «раскрепощением». И считают его развитием и прогрессом. Но сейчас нас постигла болезнь, которая охватила всю вселенную и заставила нас посмотреть прямо смерти в лицо, чтобы мы осознали, насколько фальшивы все наши иллюзии. И не будет ложью сказать, что этот взгляд породил в душах людей невероятный, громаднейший страх.
Человечество переживало различные бедствия и болезни уже множество раз, в далеком и не столь далеком прошлом, и, к сожалению, они будут постигать нас и в будущем. Но то, что произошло в наши дни, было чем-то особенным. Впервые, глядя в телевизоры и смартфоны, мы наблюдали за тем, как все уголки земли оказались равны перед лицом смерти. Даже если мы не заболели сами и не потеряли кого-то из близких, мы всё равно оказались беззащитными перед ее властью.
Напуганные и пришедшие в ужас, словно маленькие дети, этим летом мы искали материнских объятий, чтобы утешиться, защититься от страха и успокоиться душой. И мы нашли такую Отраду и Утешение в лице Матери Божией. Той, Которую почти всегда изображают на иконах с Младенцем на руках. Она держит в своих объятиях Христа, держит Истину, держит саму Жизнь. Она приходит к нам словно мать, чтобы узнать, как мы живем и научить нас жизни, угодной Богу, чтобы научить нас не бояться смерти.
Сначала Она показывает нам Своего Сына и Бога и говорит: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5). Она просит нас прислушаться к слову Божию, потому что оно не накладывает на нас узы, но, напротив, освобождает: это не слово принуждения, но слово любви. Бог не нуждается ни в чем, и Он ничего не приобретёт от отношений с нами. Единственное, чего Он желает и о чем заботится — это спасение всех людей, которые тоже желают спасения. К этому нас призывает, к этому нас побуждает, к этому нас ведет слово Божие, которое для верующего человека становится законом. И Матерь Божия, «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим», является живым свидетельством того, насколько возвышается человек, когда он доверяет слову и закону Божию.
Затем, видя Пресвятую Богородицу, безмолвно стоящую у Креста Своего Распятого Сына, мы познаем великую тайну: человек, связанный с Богом, получает такую благодать и силу, что он может выстоять перед лицом смерти и любого бедствия, не падая духом, не теряя надежду, не будучи побежден безмерной печалью и отчаянием. Богоматерь оплакивала Свое Чадо, как настоящая мать. Но в глубине Ее существа жила надежда на Его Воскресение, которая была так сильна, что имела характер ожидания и твердой уверенности. Поэтому, как считают некоторые Святые Отцы, Она первая удостоилась узреть Воскресшего Христа. Богородица таинственно свидетельствует о том, как нам следует относиться к ударам смерти, которые безжалостно поражают нас всякий раз, когда сей мир покидает человек, любимый нами. Она утешает и уверяет нас в том, что это не конец и что последнее слово будет за Жизнью.
И, наконец, наступает сегодняшний день, Успение Богородицы, чтобы привести нас к совершенно иному взгляду на смерть человека. Мы празднуем сегодняшний день с ликованием, как победу над смертью. Теперь это уже совсем не то, что было прежде: это переход от нынешней жизни к будущей, от боли к блаженству, от тления к нетлению, от эфемерного к вечному. С одной стороны, мы видим на иконе Успения Богородицы Самого Христа, нежно держащего в Своих объятиях душу Своей Святой Матери. А с другой стороны, в тот же самый день мы празднуем и воскрешение тела Пресвятой Богородицы, и взятие его Христом на небо. Непорочное тело Богоматери не было оставлено на земле и не подвергалось тлению. В руках Божиих находится и душа, и тело человека. Госпожа Богородица первой получила тот дар жизни, который Спаситель Христос уготовал для каждого из верных, имеющего общение с Ним в молитве и таинствах.
Праздник Успения является образом того, как нам следует воспринимать смерть, простирающую на нас свою мучительную власть, свою тиранию. Созерцая пример Пресвятой Богородицы, мы преисполняемся смелости, которая позволяет нам не сдаваться в жизненных бедствиях. Именно таким образом мы, христиане, должны относиться к пандемии и её последствиям. Преодолевая страх, мы лишаем смерть её жала. Она теряет свою силу и не является больше непобедимой и ужасающей. Пребывая в руках Божиих, окружённые Его милостию и любовию, мы находимся в полной безопасности. Что бы не случилось в нашей жизни, какое бы зло или несчастье мы не испытали, в конце концов, Бог обратит его нам на пользу.
Молимся, чада мои возлюбленные, чтобы Богородица Дева, Питательница Жизни нашея, защитила каждого из вас, благословила наш край и нашу Родину, которая претерпевает множество испытаний в последние времена, и просветила людей во всем мире, да познают они Сына и воплотившееся Слово Божие, Иисуса Христа — Того, Кто попрал смерть и упразднил страх.
МНОГАЯ ЛЕТА!
Со всею моею любовию,
ВАШ МИТРОПОЛИТ
† Пирейский СЕРАФИМ
Источник:


@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!