Вернуться на главную

понедельник, 2 ноября 2020 г.

Иерей Георгий Максимов: «Про экуменическое позорище в Риме»


Я хотел бы прокомментировать одно событие, которое произошло недавно. 20-го октября 2020 года Папа Римский Франциск устроил экуменическую встречу, во время которой совершались экуменические молитвы, а также всеми участниками, в том числе и представителями других религий, была подписана совместная декларация.

На этой встрече было и несколько представителей со стороны, скажем так, православных. Это конечно же Патриарх Константинопольский Варфоломей, один епископ Румынской Православной Церкви и, к сожалению, епископ Русской Православной Церкви, а именно епископ Богородский Амвросий (Мунтяну). У нас есть сейчас Патриарший экзарх в Западной Европе, правящий архиерей для тех стран, Владыка Антоний, а епископ Амвросий является его викарием. И вот, как вы видите, он пришел на это действо. Его посадили рядом с Патриархом Варфоломеем. Среди сидящих на этой сцене также были представители протестантов и монофизитов. Они совместно молились, и епископ Амвросий принимал участие в этой «молитве». Как вы видите, Патриарх Константинопольский Варфоломей тоже произносил молитву.

Затем Папа Римский первым поставил свою подпись под воззванием за мир во всем мире. Следом подписывал Патриарх Варфоломей, ему еще нужно было зажечь свечу, в качестве некоего символа. Епископ Амвросий отреагировал на это аплодисментами.

После Патриарха Варфоломея представителю Русской Православной Церкви приходится ждать, пока распишутся иудеи, буддисты. В конце концов, подписывает и он. Что это такое? Это каноническое преступление, которое на наших глазах совершил епископ Амвросий.

Напомню соответствующие каноны:

45-е Правило Святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен».

65-е Правило Святых Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».

33-е Правило Лаодикийского Собора: «Не подобает молится с еретиком или отщепенцем».

Для тех, кто любит говорить, что католики якобы не еретики, процитирую Соборное послание Патриархов 1848 года: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь ныне вновь возвещает соборне, что мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики, составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви беззаконно».

Это соборный документ, подписанный всеми Патриархами в 19-м веке. Соответственно никакое частное мнение, кем-либо высказанное впоследствии, не может быть более авторитетным, чем эти слова. И это не единственное такое постановление, но я просто не хочу сейчас перегружать вас цитатами.

Католики — еретики, и это не чье-то частное мнение. Не мнение даже какого-то одного или нескольких Святых Отцов. Это выражено в авторитетнейших соборных постановлениях нашей Православной Церкви. Если же вдруг кто-то захотел бы сказать, что там не было совместной молитвы или она была, но епископ Амвросий в ней не участвовал, а просто стоял рядом, то это тоже не получится сделать. Потому что в документе, под которым он поставил свою подпись, есть такие слова: «Мы молились вместе друг с другом». Мы — это подписавшиеся. Среди этих подписавшихся были не только еретики, которые считают себя христианами, но были и представители нехристианских религий, как вы сами видели. Получается, что епископ Амвросий тоже молился со всеми ними и засвидетельствовал этот факт в письменной форме.

Для тех, кто говорит, что якобы древние каноны уже сейчас не актуальны, и что эти каноны, написанные про еретиков, не должны относиться к католикам. Во-первых, я уже привел постановление 19-го века, которое относит это к католикам, запрещая духовное и богослужебное общение с ними. Но приведу и более близкое к нам по времени постановление 21-го века. В решении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года сказано: «В процессе диалога наша Церковь не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции».

Я привожу самый минимум для того, чтобы подтвердить мой тезис, что епископ Амвросий совершил каноническое преступление. Но молитвенное общение с еретиками и иноверцами — это не единственное нарушение со стороны епископа Амвросия. Дело в том, что у нас есть ещё синодальное решение о прекращении общения с Патриархом Варфоломеем. Это журнал 69, заседание от 14-го сентября 2018 года. На кадрах, которые вы видели, епископ Амвросий запросто вступает в такое общение, и не просто сидит рядом с Патриархом Варфоломеем, но и молится с ним, и хлопает в ладоши, когда тот зажигает свечу. Возникает вопрос: что это такое? Для него ни каноны, ни решения Соборов, ни синодальные решения не указ? Или получается так: вообще-то нельзя, но если католики попросят, то можно?

Надо сказать ещё пару слов про ту декларацию, которую он подписал. Я позволю себе все-таки процитировать несколько выдержек: «Собранные в Риме, «в духе Ассизи» и духовно объединённые с верующими по всему миру…». Папа Римский здесь делает вид, что он является «голосом» всех верующих во всем мире: «Мы молились друг с другом, чтобы призвать наш мир к дару мира…». Дальше там идет речь про раны человечества, страдающих братьев и сестер, обязательство обратиться к лидерам нации и жителям планеты с призывом к миру, упоминание о коронавирусе и о пандемии, которая угрожает миру, усугубляя неравенство и страх… На мой взгляд, неравенство — это когда Папа Римский может ударить обычную католичку, а обычная католичка не может ударить Папу Римского. Извините за отступление, но меня, честно говоря, воротит от этого лицемерия, которым просто пропитан весь этот позорный текст.

Дальше опять идут общие фразы про войны, пандемии, голод и доступ к продовольствию. Для того, чтобы провести такого рода мероприятие, нужно потратить определенную сумму на его организацию. Я не знаю, какая именно это сумма, но точно не бесплатно. Так вот, эту сумму можно было бы, если бы у Папы Франциско действительно сердце болело за голодающих, отправить на помощь голодающим, даже католикам, есть и такие в мире… Можно было бы отправить им эту сумму, и она что-то изменила бы в их жизни. По крайней мере, подарила бы им какое-то время, опыт жизни без голода, без проблем доступа к продовольствию. Но эти деньги Папа Франциск тратит не на то, чтобы помочь голодающим, а на то, чтобы организовать это «великое собрание» и подписать текст о том, что нужно позаботиться о голодающих. Скажите, это ли не лицемерие?

Дальше он говорит про глобальное потепление, устойчивое развитие и перемещение населения, устранение ядерных угроз и опять про неравенство. «Снова пришло время смело мечтать о том, что мир возможен, что мир без войны не утопичен. Поэтому мы хотим еще раз сказать: войны больше нет». Опять дальше про войну, невероятное откровение о том, что война всегда оставляет мир хуже, чем он был. Ну кто бы мог подумать? Далее звучит призыв к лидерам нации отказаться от «языка разделения»: давайте работать вместе, объединим силы, давайте начнем с достижимых целей. То есть тем самым Папа Франциск признает, что перечисленное мною выше — это недостижимые цели. Ведь он сам понимает заведомую бесплодность этих призывов…

А вот и «достижимая цель»: немедленно объединим наши усилия для сдерживания распространения вируса до тех пор, пока не будет вакцины, подходящей и доступной для всех. Очень свежая идея, не правда ли? На восьмом месяце карантина Папа Римский заявил, что нужно сдерживать распространение коронавируса. Дальше еще одна свежайшая мысль о том, что разговаривать лучше, чем воевать. И все в том же духе. Я читаю крайне мало его текстов, но я как-то разбирал аналогичную встречу двухлетней давности. Там был точно такой же бессмысленный текст с такими же оборотами. Мне, честно говоря, совершенно всё равно, чем занимается Папа Франциск… Но это подписал епископ нашей Церкви. Всю эту позорную демагогию.

Для меня очевидно, зачем Папа Римский это делает и какие задачи он при этом пытается решить. Не секрет, что последние десятилетия Католическая церковь на западе в огромном кризисе. Массовый отток верующих, чудовищное падение авторитета Католической церкви даже в традиционных католических странах. Папа Франциск пытается переломить эту тенденцию, и задача этого очередного экуменического сборища вовсе не в том, чтобы прекратились войны в мире, голодные были накормлены, ядерное оружие уничтожено и т. д. Его задача — работать над созданием позитивного имиджа Папы Франциска как главы Католической церкви. И посредством данного мероприятия и данного текста он одновременно работает над созданием своего имиджа «Папа-миротворец» и «Папа-объединитель». Такие задачи решаются на самом деле. И ради этого тратятся деньги, которые, повторюсь, могли бы пойти на помощь реально голодающим. Но Папа Римский не о голодающих заботится, а об имидже Католической церкви, лицом которой он является для всего мира. И он постоянно использует пиар на страданиях и горе других людей, чтобы представить себя заботящимся о жертвах войны и т. п.

Все то же самое я видел два года назад, когда разбирал аналогичные проекты и встречу. Я не знаю, работает это или не работает, но мне стыдно за то, что в этом участвовал и что это подписывал епископ Православной Церкви. Даже если отложить в сторону тему с молитвой, епископ Амвросий в молодости защищал диплом о преподобном Паисии (Величковском). Преподобный Паисий в этом точно бы не участвовал.

Итак, понятно, зачем все это было нужно Папе Римскому, а зачем все это нужно епископу Амвросию? Зачем все это нужно Русской Православной Церкви? Я не один год уже задаю этот вопрос: зачем вы все это делаете? Мне объясняли, что в странах Западной Европы многие наши приходы слишком малочисленны или бедны и не могут потянуть аренду каких-либо помещений для того, чтобы в них совершать богослужения… Они договариваются с католиками, и католики предоставляют им помещения, потому что у них-то храмов много. В том числе и пустых храмов, в которые никто не ходит. Они разрешают общинам Русской Православной Церкви служить в этих пустых храмах на безвозмездной основе, бесплатно. И вот мне говорили, что если мы не пойдем на очередную экуменическую молитву под эгидой Папы, то вдруг католики после этого возьмут и выгонят наши приходы из своих храмов? Или, например, заставят платить. А чтобы этого не было, ради наших небольших, бедных приходов якобы нужно делать такие вот дипломатические шаги. Не знаю как вам, но на мой взгляд, даже с учетом этого, всё равно нельзя участвовать ни в каких действиях, которые являются каноническими преступлениями и могут скомпрометировать нашу Церковь, Святую Православную Церковь.

Ничто в мире не стоит этого. Конечно, Апостол Павел говорил, что если есть возможность, живите в мире со всеми людьми. Католики — тоже люди и, разумеется, с ними тоже нужно стараться жить в мире. Но одно дело жить просто в условиях бытового добрососедства и другое дело, когда сосед просит или требует от тебя, чтобы ты совершил каноническое преступление, унизил свою веру. Нельзя на это соглашаться. И даже если в результате католики действительно выгонят все эти наши приходы, которые собираются в их храмах, что ж, значит пусть будет так. Какие-то приходы может быть в результате мобилизуются и найдут деньги на аренду помещений. Какие-то небольшие общины, которые не найдут деньги, пусть собираются на квартирах для богослужения. Я и сам когда был за рубежом, очень много служил так. Да, это неудобно, но вполне возможно, и самое главное, ты свободен, внутреннее свободен от такой ситуации, как то, что я описал выше.

И как знать, если мы так поступим, может быть Господь, видя, что мы стараемся действовать и жить в согласии с правилами Православной веры, которые оставили нам наши Святые Отцы, окажет Свою милость и пошлет другим способом помощь всем этим общинам. Даже если нет, я убежден, что оно того не стоит.

В случае конкретно с епископом Амвросием, я полагаю, что это была не единственная причина. Он пошел туда не потому, что его вынудили обстоятельства или его туда послали. Он пошел туда, потому что хотел и потому что считал, что это хорошо и правильно. И это видно из комментария, который он опубликовал в Фейсбуке. В котором он, в частности, пишет относительно реакции на его каноническое преступление: «Что бы ни говорили фундаменталисты, призыв Господа нашего молиться и делать все возможное, чтобы помочь страданиям, остается одним из главных приоритетов»…

Быть такого не может, чтобы Господь призвал епископа Амвросия молиться вместе с еретиками… Владыка, а если бы Вы молились без еретиков, то Господь бы Вас не услышал? Причем, молитва была не только с еретиками, под этим документом подписались и язычники, и иудеи. Что за призыв Господа он имеет в виду, где он записан? Это интересно…

И второе — что нужно сделать «все возможное, чтобы облегчить страдания»… Интересно, чьи страдания были облегчены, кому из страдающих была оказана помощь появлением этого документа? Неужели епископ Амвросий на самом деле считает, что сейчас этот документ прочитают лидеры нации и скажут: «Надо же, оказывается можно жить без войны. Давайте прекратим все конфликты, просто будем жить в диалоге. Ведь это написал нам Папа Римский с рядом других религиозных лидеров». Неужели вы серьёзно считаете, что это поможет?

А если вдруг епископ Амвросий скажет, что он верит, будто эта декларация реально будет работать, реально поможет? У меня возникает здесь следующий вопрос: «А без Вашей помощи она бы не сработала?». Представьте себе такую ситуацию: лидеры нации получают этот документ, читают его и говорят: «Нам надо срочно прекратить войны, отказаться от ядерного оружия, устранить неравенство. Здесь же столько людей подписалось, как мы можем не послушать? Папа Римский, Патриарх Варфоломей, буддисты, иудеи. Да, пора прекращать все эти войны и страдания людей. Хотя нет, постойте, а где подпись епископа Амвросия? Всё… Без подписи епископа Амвросия эта бумага ничего не стоит, продолжаем воевать дальше». Аргументы епископа Амвросия звучат несерьёзно… Это просто позорище, и особенно жалко выглядит это подлизывание к Папе Римскому после того, как он недавно высказался в поддержку содомитов и служил перед идолом Пачамамы.

Будут ли какие-либо последствия для епископа Амвросия, честно говоря, я не знаю. Со своей стороны, я счел необходимым засвидетельствовать, что это ненормально, это — не Православие, так быть не должно. Весьма вероятно, что епископ Амвросий свой визит и подписание этой бумажки согласовал со священноначалием. Как только я узнал об этой истории, первые мои мысли были, что, конечно же, он не мог такое сделать сам по себе, без согласования. Но после того, как я прочитал его комментарии про фундаменталистов, у меня закралось подозрение, что, в принципе, может быть, и мог бы, потому что в этом комментарии видно, что он не просто «подневольный человек», которого послали и он пошел. Видно, что он считает это правильным, что он вполне единодушен с этим экуменическим позорищем. А если говорить про тех, с кем епископ Амвросий мог согласовать и, вероятно, согласовал свое участие, я полагаю, что с их стороны была совершена очень большая ошибка. Некоторые люди смотрят на ситуацию с точки зрения каких-то политических соображений. Но даже с этой точки зрения, это не только бессмысленное, но ещё и вредное действие.

Недавно, года два или три назад, вышло серьёзное социологическое исследование, проведенное западной социологической службой по всем православным странам. Там было отмечено, что из всех Православных Поместных Церквей, именно у Русской Церкви среди обычных прихожан самый большой процент людей, которые негативно относятся к Католической церкви. 75% — больше, чем в какой-либо другой Поместной Церкви. Так вот, даже с точки зрения политики, как можно квалифицировать действие, которое настроит против тебя 75% твоих последователей? Что касается слов епископа Амвросия о том, что он помогал страдающим или облегчил страдания людей тем, что он сделал. Ничего он не облегчил, более того он причинил страдания многим православным людям. И ради чего? У нашей Церкви сейчас столько вызовов, и внешних, и внутренних. И в это время добавлять ещё и такой удар по собственным верующим? Ради чего?

Я не отношусь к тем, кто принимает решения. От меня зависит лишь засвидетельствовать, что это ненормально, это неправильно. Здесь ещё нужно, конечно, упомянуть раскольников, потому что они любое такое каноническое преступление используют в своей пропаганде против Церкви, говоря: вот, это доказательство того, что ваша Церковь уже вся в ереси, поэтому покидайте её и бегите к нам. Это ложь. Церковь не в ереси. Совершенно каноническое преступление конкретным епископом. Не в первый раз, подобные канонические преступления бывали и ранее. То, что они совершались и, в случае епископа Амвросия, совершаются до сих пор, это очень плохо. Но это не ересь. Это Отцы отнесли к сфере канонов, а не к сфере догматов, а личные грехи и канонические преступления конкретного человека на других людей не переходят. Его грех на нём и останется. Как, собственно, и все остальные грехи любых людей, пребывающих в Церкви. Наши грехи не переходят на епископа Амвросия, его грехи не переходят на нас.

Поэтому, давая каноническую и нравственную оценку подобным вещам, важно при этом не «вестись» на упомянутую выше ложь раскольников, когда они, ссылаясь на такие примеры канонических преступлений, призывают вас совершить ещё большее каноническое преступление в виде раскола, разрыва с Церковью Христовой. Да не будет сего! Верующий православный человек должен беречься как ересей, так и расколов. Хранить Православие и держаться Церкви Христовой.

Иерей Георгий Максимов

23 октября 2020 г.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=UOK7KrdqL-Y&t=13s


 @Расшифровка видео и редакция «Трость Скорописца», 2020 г. 

Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!