Вернуться на главную

четверг, 26 ноября 2020 г.

Скоро спутники смогут наблюдать за вами в любом месте и в любое время. Сохранится ли приватность частной жизни?

Фотоиллюстрация множества спутников

В 2013 году в полицейский участок Грантс-Пасс, штат Орегон, поступила информация о том, что человек по имени Кертис У. Крофт незаконно выращивал марихуану у себя на заднем дворе. И полиция решила проверить это через общедоступный ресурс Google Earth. Действительно, спутниковое изображение четырехмесячной давности показало аккуратные ряды растений, растущих на территории Крофта. Копы обыскали его дом и нашли 94 куста марихуаны.

В 2018 году бразильская полиция в штате Амапа использовала спутниковые изображения в режиме реального времени, чтобы обнаружить место незаконного выкапывания деревьев из земли. Когда они прибыли на место, то обнаружили, что древесина используется для незаконного производства древесного угля, и арестовали восемь причастных к этому лиц.

Китайское правительство отрицает или преуменьшает существование воспитательных лагерей для местных уйгуров в провинции Синьцзян, выдавая их за «учебные центры профессионального обучения». Но правозащитники использовали спутниковые снимки, чтобы показать — многие из этих «школ» ограждены сторожевыми вышками и колючей проволокой.

С каждым годом коммерчески доступные спутниковые изображения становятся все четче и снимаются все чаще. В 2008 году на орбите Земли находилось 150 спутников наблюдения; на данный момент их 768. Спутниковые компании на данный момент не способны на круглосуточное наблюдение в реальном времени, но, если верить слухам, то они близки к этому. Сторонники конфиденциальности предупреждают, что инновации в области спутниковых изображений опережают возможности правительства США (не говоря уже об остальном мире) законодательно контролировать данную технологию. По их словам, если мы сейчас не введем более строгие ограничения, настанет день, когда все рекламные компании, мужья или жены, подозревающие вторую половинку в измене, или террористические организации — получат доступ к инструментам, ранее предназначавшимся лишь для государственных разведывательных служб. Это значит, что в любой момент любой человек сможет наблюдать за кем угодно.

Качество снимков улучшается

Коммерческие спутниковые изображения в настоящее время находятся в очень выгодном положении: их мощности достаточно для того, чтобы увидеть автомобиль, но маловато, чтобы определить его марку и модель; снимки делаются достаточно часто, чтобы фермер мог следить за состоянием урожая удаленно, но не так часто, чтобы, например, отслеживать появление и уход соседа. Такая степень анонимности является осознанной. Федеральные законы США ограничивают четкость приближения изображений, получаемых с коммерческих спутников, до 25 сантиметров, что соответствует длине человеческой стопы. (Военные спутники-шпионы могут снимать гораздо более детализированные изображения, хотя насколько — засекречено).

С 2014 года, когда Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA, США) снизило ограничение с 50 до 25 см, такой четкости стало хватать для удовлетворения потребностей большинства пользователей. Инвесторы могут планировать поставки нефти, взглянув через спутник на тень внутри резервуаров для хранения нефти. Фермеры могут отслеживать вероятность наводнений для защиты своих посевов. Правозащитные организации отслеживают потоки беженцев из Мьянмы и Сирии.

Но спутниковые снимки продолжают улучшаться, так что инвесторы и бизнесмены неизбежно захотят этим воспользоваться. Компания по съемке изображений Planet Labs в настоящее время содержит 140 спутников. Этого количества достаточно, чтобы каждый из них пролетал над каждой точкой Земли один раз в день. Компания Maxar (ранее DigitalGlobe), запустившая первый коммерческий спутник наблюдения Земли в 1997 году, сейчас создает комплекс спутников, благодаря которому можно будет инспектировать определенные места по 15 раз в день. BlackSky Global обещает возможность инспектирования большинства крупных городов до 70 раз в день. Этого может быть недостаточно, чтобы отслеживать каждое движение человека, но, например, можно отследить в какое время суток чья-то машина обычно стоит на подъездной дорожке.

Некоторые компании даже предлагают трансляции происходящего на Земле в режиме реального времени (съемка из космоса). Еще в 2014 году стартап из Кремниевой долины под названием SkyBox (позже переименованный в Terra Bella и приобретенный Google, а затем Planet Labs) начал демонстрировать такие видеоклипы в формате HD продолжительностью до 90 секунд. Компания EarthNow заявляет, что сможет предлагать «непрерывный мониторинг в реальном времени» «с задержкой всего в одну секунду», хотя некоторые считают, что она преувеличивает свои возможности. «Все пытаются приблизиться к «живой карте», — говорит Чарли Лойд из Mapbox, который создает пользовательские изображения карт для таких компаний, как Snapchat и Weather Channel. Но она не появится ни завтра, ни послезавтра: «Мы очень далеки от полноценного живого видео Земли в высоком разрешении».

Некоторые из наиболее радикальных разработок в области наблюдений Земли связаны не с традиционной фотографией, а со съемкой радиолокационных и гиперспектральных изображений, которые фиксируют длины электромагнитных волн за пределами видимого спектра. Облака скрывают поверхность Земли в видимом свете, но спутники могут проникать через них, используя радар с синтезированной апертурой, который излучает сигнал, отражающийся от поверхности обратно к спутнику. Они могут определять высоту объектов с точностью до миллиметра. НАСА использует радар с синтезированной апертурой с 1970-х годов, но тот факт, что США одобрили его для коммерческого использования только в прошлом году, свидетельствует о его мощи и политической значимости. (В 1978 году военные якобы блокировали обнародование радиолокационных спутниковых снимков, которые способны показывать местонахождение американских атомных подводных лодок.)

Хотя GPS-данные местоположения мобильных телефонов представляют собой обоснованную угрозу конфиденциальности, вы всегда можете оставить свой телефон дома. От спутниковой камеры спрятаться сложнее.

Между тем, фермеры могут использовать гиперспектральное зондирование, чтобы удаленно определять, на каком этапе в своем цикле роста находится засеянная ими культура, а геологи могут использовать его для определения текстуры породы, которая может быть благоприятной для добычи. Но оно также может использоваться военными или террористами для идентификации подземных бункеров или ядерных материалов. 

Четкость коммерчески доступных изображений в будущем также улучшится. Ограничение NOAA в 25 см окажется в жестких условиях из-за усиления конкуренции в международных спутниковых компаниях. И даже без этого давления ничто не может помешать, скажем, китайской компании делать снимки с расстояния в 10 см и продавать их американским клиентам. «Другие международные компании собираются начать предоставлять изображения более высокого качества, чем разрешено законом», — говорит Тереза Джонс, старший управляющий по политике Ассоциации спутниковой индустрии. «Компании США хотели бы снизить ограничение четкости настолько, насколько это возможно».

Что сделает съемку еще более эффективной, так это возможность обрабатывать изображения в больших количествах. Аналитические компании, такие как Orbital Insight и SpaceKnow, вводят визуальные данные в алгоритмы, позволяющие любому, у кого есть подключение к Интернету, обрабатывать изображения в массовом порядке. Инвесторы используют такую аналитику, например, для оценки истинного ВВП китайской провинции Гуандун лишь на основе света, который она излучает в ночное время. Но город могут сканировать и грабители, чтобы определять, какие семьи находятся за городом чаще всего и как долго.

Спутниковые и аналитические компании заявляют, что они стараются анонимизировать свои данные, удаляя из них идентифицирующие характеристики. Но даже если спутники не распознают лица, эти изображения в сочетании с другими потоками данных — GPS, данными камер видеонаблюдения, сообщениями в социальных сетях — могут представлять угрозу для личной жизни человека. «Передвижения людей, в какие магазины вы ходите, в какие школы ходят ваши дети, какие религиозные учреждения вы посещаете, каковы ваши социальные привычки», — говорит Питер Мартинес из Фонда Безопасного Мира. «На все эти вопросы в принципе можно ответить, если кому-то это будет интересно».

Как и все инструменты, спутниковые изображения могут использоваться не по назначению. Их условная объективность может привести к ложным выводам, например, когда администрация Джорджа Буша использовала снимки, чтобы доказать, что Саддам Хусейн накапливал химическое оружие в Ираке. Попытки защитить конфиденциальность также могут иметь неприятные последствия: так в 2018 году российская картографическая компания сделала «размытыми» на карте участки важных военных операций в Турции и Израиле и таким образом непреднамеренно раскрыла их существование, в результате чего пользователи Интернета смогли находить эти места на других картах с открытым доступом.

Получение спутниковых снимков с благими намерениями также может иметь непредвиденные последствия. В 2012 году, когда разгорелся конфликт на границе между Суданом и Южным Суданом, расположенный в Гарварде проект Satellite Sentinel (Спутниковый страж) опубликовал изображение, на котором была запечатлена строительная бригада, строящая дорогу для танков, ведущую в район, занятый Народно-Освободительной Армией Судана. Идея заключалась в том, чтобы предупредить граждан о приближающихся танках, чтобы они смогли эвакуироваться. Но армия НОАС тоже увидела эти изображения, и в течение 36 часов напала на дорожную бригаду (которая, как выяснилось, состояла из китайских мирных жителей, нанятых суданским правительством), убила некоторых из них и похитила остальных. По словам Натаниэля Рэймонда, эксперта по правам человека, который руководил проектом Sentinel, у любого активиста часто возникает инстинкт опубликовать как можно больше информации. Но он понял, что нужно всегда учитывать, кто еще сможет этим воспользоваться.

Постоянное наблюдение за вами — это очень дорогое удовольствие

Единственная вещь, которая могла бы спасти нас от навигационного наблюдения — это его стоимость. Некоторые спутниковые компании утверждают, что спрос, достаточный для содержания группы спутников, способных осуществлять круглосуточный мониторинг с четкостью более 25 см, отсутствует. «Это все упирается в экономику», — говорит Вальтер Скотт, основатель DigitalGlobe, ныне Maxar. Хотя некоторые компании и запускают относительно дешевые «наноспутники» размером с тостер — например, 120 спутников Dove, запущенных Planet, которые на порядок дешевле, чем традиционные спутники, по словам представителя — есть предел тому, насколько малогабаритными они могут быть и сохранять при этом возможность сверхдетализированной съемки. «То, что размер диафрагмы камеры определяет предел четкости, которую вы сможете получить — является неоспоримым физическим фактом», — говорит Скотт. «На изначально заданной высоте вам понадобится телескоп определенного размера». То есть, в случае Maxar, это диафрагма размером около метра, установленная на спутнике размером с небольшой школьный автобус. (Хотя есть способы обойти этот предел — например, в интерферометрии используется несколько зеркал для имитации одного гораздо большего зеркала — они сложны и дорогие.) Чем крупнее спутник, тем дороже стоит его запуск, поэтому компаниям потребуется финансовый стимул для сбора таких детализированных данных.

Тем не менее, уже есть спрос на изображения, сделанные с расстояния менее 25 см — и их предложение. Например, некоторым страховым компаниям требуется подобный уровень детализации, чтобы различать деревья, нависающие над крышей, или чтобы отличить световой люк на крыше дома от солнечной панели, и они могут получить такие изображения с самолетов или дронов. Но если стоимость спутниковых снимков снизится достаточно сильно, страховые компании, вероятно, перейдут на эту технологию.

Конечно, дроны могут получать изображения лучшего качества, чем когда-либо получится у спутников. Но возможности дронов ограничены расстоянием, на которое они могут передвигаться. В США Федеральное управление гражданской авиации запрещает запуск коммерческих дронов над группами людей, и вы должны официально зарегистрировать свой дрон, если он весит более половины фунта (227 граммов). В космосе таких ограничений нет. Договор о космосе, подписанный в 1967 году США, Советским Союзом и десятками государств-членов ООН, предоставляет всем государствам свободный доступ в космос, а последующие соглашения по дистанционному зондированию закрепили принцип «открытого неба». Это имело смысл в период холодной войны, поскольку позволяло сверхдержавам контролировать другие страны, чтобы убедиться, что они придерживаются соглашений о вооружениях. Но договор не предполагал, что когда-нибудь кто-нибудь сможет получить подробные изображения практически любого места на Земле.

А еще есть устройства слежения, которые мы носим с собой в карманах — смартфоны. Но хотя данные GPS с мобильных телефонов представляют собой обоснованную угрозу вашей конфиденциальности, вы всегда можете оставить свой телефон дома. От спутниковой камеры спрятаться сложнее. «Реальная ситуация заключается — кроме шуток — в том, что у спутников есть то, чего нет у вашего мобильного телефона, цифровой записи или происходящего в Twitter», — говорит Абрахам Томас, Директор по данным из аналитической компании Quandl. «Сами по себе данные обычно более точны».

Будущее свободы личности

Когда дело касается спутников, американские законы о конфиденциальности выглядят весьма расплывчато. Суды обычно разрешают наблюдение с воздуха, хотя, например в 2015 году Верховный суд Нью-Мексико постановил, что «поиск с воздуха» полицией без ордера был неконституционным. Случаи часто сводятся к тому, нарушает ли процесс наблюдения чьи-либо «обоснованные требования к конфиденциальности». Снимок, сделанный в общественном месте: игра по правилам. Фотография, сделанная дроном через окно чьей-то спальни: наверное, нет. Спутник, летящий на орбите в сотни миль над Землей, снимает на видео машину, подъезжающую к парковке у дома? Не ясно.

Это не означает, что правительство США бессильно. Оно не имеет юрисдикции над китайскими или российскими спутниками, но может законодательно регулировать то, как американские клиенты используют иностранные снимки. Если американские компании будут извлекать из этого выгоду, нарушая конфиденциальность граждан США, правительство имеет право вмешаться.

Раймонд утверждает, что защита самих себя будет означать переосмысление самой концепции конфиденциальности и личной жизни. По его словам, текущие законы о конфиденциальности сосредоточены на угрозах правам отдельных лиц. Но эти средства законодательной защиты «устарели перед лицом ИИ, геопространственных и мобильных технологий, которые не только используют данные сгруппировано, но и работают с ними как с газом в резервуаре», — говорит Раймонд. Законодательное регулирование таких технологий будет означать зарождение конфиденциальности не только для отдельных лиц, но и для их групп. «Вы можете совершенно не нарушать этику использования информации, позволяющей устанавливать личность, и при этом заниматься убийствами людей», — говорит он.

По словам Рэймонда, пока мы все не придем к согласию в отношении норм конфиденциальности личных данных, будет трудно создать четкие правила для регулирования спутниковых изображений. «Мы все пытаемся разобраться в этом», — говорит он. «Не похоже, что от этого зависит что-либо, кроме свободы личности».

26.06.2019

Кристофер Бим, Лос-Анджелес.

Источник: https://www.technologyreview.com

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!