Вернуться на главную

воскресенье, 29 ноября 2020 г.

Протопресвитер Петр Хиирс: «Основные этапы подрывной деятельности против Церкви: сосуществование, диалог, проникновение и ниспровержение — как это работает в экуменизме сегодня».

На фото: протопресвитер Петр Албан Хиирс,

преподаватель Ветхого и Нового Завета

в Свято-Троицкой православной семинарии

(Джорданвилль, Нью-Йорк).


Сегодня для миссионеров особенно важно принимать во внимание и осознавать то, что диавол часто действует не открыто, а тайно, незаметно подменяя истину ложью. Как писал в свое время о. Серафим Роуз, разница между Православием и инославием наиболее ясно проявляется в том, что Православная Церковь (в Ее святых) способна к различению духов.

Когда диавол увидел, что его власть разрушена Крестом и Воскресением Христовым, он стал нападать на Церковь по-новому, используя метод подмены (англ. method of adulteration). Он не утверждает, что Христос не важен. Но он говорит о Христе так, чтобы исказить саму сущность христианства: «Да, конечно, я принимаю Иисуса Христа. Он, действительно был замечательным человеком. Но поскольку Он был только человеком, а не Богочеловеком (греч. Θεάνθροπος), я принимаю Его только как человека». К сожалению, именно так мыслят сегодня многие люди на Западе. По сути, сегодня в западном мире господствует арианство. Они считают, что Иисус — это замечательный человек, но Он не есть Бог.

К тем, кого диавол не может заставить отрицать божественность Христа, он приступает по-другому и искушает их неверием на уровне церковном. Он изобрел множество теорий, все из которых так или иначе отрицают Богочеловеческую природу Тела Христова Единой и Единственной Церкви, о которой говорится в Символе веры. Такое отрицание может атаковать любой из четырех признаков Церкви: Единая, Святая, Соборная или Апостольская. Можно, например, услышать: «Православная Церковь значима, и мы ценим ваши иконы, историю и богословие, но вы не единственная Церковь Христова». Или: «Православная Церковь действительно есть Тело Христово, но утверждение о Её исключительности не вполне соответствует действительности, это не совсем так, поскольку другие христианские деноминации также являются «церквами» в экклезиологическом смысле, даже если они — неполные».

Но чем все эти идеи отличаются от диавольской лжи арианства, отрицания Богочеловека? Просто в данном случае это отрицание наблюдается ещё и на уровне экклезиологии, а не только на уровне христологии [как это было в арианстве]. Ведь спасение совершается в Церкви, и там, где есть отрицание Церкви, происходит и отрицание Богочеловека Христа. Это всё равно, что сказать, что Христос — просто человек. Потому что если Церковь не имеет Богочеловеческой природы и не является продолжением Боговоплощения, то Она мало чем отличается от различных конфессий, ассоциаций или организаций, которые представляют собой чисто человеческие учреждения. Если Православная Церковь отождествляет Себя с ними, то, по сути, мы имеем арианство на практике, на уровне экклезиологии, и спасительные миссионерские труды Церкви в этом случае тщетны. Диавол всеми способами стремится отвратить Церковь от Ее Богочеловеческой идентичности — и не имеет значения, с помощью какой именно ереси он этого добивается. Именно это происходит сегодня на уровне экклезиологии.

Свое нападение на Церковь диавол осуществляет постепенно, шаг за шагом, проходя четыре основные этапа: сосуществование, диалог, проникновение и ниспровержение. Он использует методику, не менявшуюся со времен Адама и Евы, действуя как на уровне личности, так и на уровне всей Церкви. Он проходит эти четыре этапа, чтобы достичь своей цели — искоренения Православной веры и упразднения Ее спасительной миссии в мире.

Первый этап: сосуществование

Первый этап сосуществование (англ. co-existence). Он приходит в ином обличье, подобно тому, как он явился в Эдемском саду в виде змея, чтобы подобраться как можно ближе к нам, православным, поближе к верующим. Это совместное пребывание и нахождение рядом является необходимым условием для перехода к следующему этапу — собеседованию. Именно по этой причине Бог в Ветхом Завете с такой строгостью призывает народ Божий не смешиваться с идолопоклонниками. И такая строгость оправдана в высшей степени, поскольку сосуществование — это начало падения. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», говорит Апостол Павел, но «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас» (2 Кор. 6, 17).

Однако сегодня мы живем не в период Ветхого Завета, а в новозаветную эпоху, после Воплощения Сына Божия. Мы не можем выйти из міра физически, в прямом смысле этого слова. Но мы можем выйти из него духовно, самим образом своей жизни. Верные отделяют себя от міра тем, как они живут. Тогда границы были видимые, а теперь они духовные. Тем не менее, это не значит, что они неясные или нечёткие. Отцы Церкви установили границы Церкви посредством Священных канонов и правил Соборов, ведь существует множество церковных канонов, определяющих наше поведение в духовных вопросах по отношению к инославным.

Мы должны соблюдать эти границы, если хотим держаться подальше от искушений. А если мы упраздняем или игнорируем каноны, если мы нарушаем или стираем границы, то мы непременно впадём в искушение. Это искушение состоит в том, чтобы заставить нас жить по правилам міра сего, стать обмірщенными не только по вере, но и по нашему образу жизни и нравственности. Сегодня многие остаются Православными внешне, по форме (по крайней мере, на начальном этапе), но становятся иноверцами по своему образу жизни и нравственности. Апостол Павел говорит: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

Соблюдение канонов Церкви, в частности, касательно совместной молитвы с инославными, необходимо для того, чтобы не поддаться этому искушению, когда при сосуществовании с инославными меняется и наш образ жизни, и наша нравственность. Потому что Сам Господь сказал: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).

Второй этап: диалог

Враг, однако, не останавливается на достигнутом. Его цель — привести нас ко второму этапу, к собеседованию с ним. И здесь у него очень много опыта, и он гораздо сильнее нас. Избежать лукаво расставленных вражеских сетей может только смиренный. Христиане бывают наивны и бесхитростны, и наша слабость заключается в том, что мы часто доверяем другим людям и считаем их искренними. Это становится особенно опасным, когда у нас много гордыни и мы обладаем маленьким опытом в духовной жизни. Они убаюкивают нас и говорят вещи, льстящие нашему слуху. У инославных это хорошо получается. Они восхваляют нас за нашу историю, наши иконы, нашу «духовность» и т. п. Движимые превозношением и гордостью, мы принимаем помысел о том, что мы что-то из себя представляем и делаем что-то особенное. Однако всё это вовсе не значит, что у инославных есть желание стать Православными. Большинство из них просто желает присвоить себе то, чем мы обладаем, но они не собираются становиться такими, как мы. Это особенно касается папистов и ясно прослеживается во «внешней политике» Ватикана.

Конечно, если быть точным, не всякий диалог в области Церкви это диалог от лукавого. Есть два вида диалога: один благословенный и дозволенный по канонам, его вели многие святые и апостолы, а другой — проклятый, и служит он целям диавола.

Первый тип диалога, благословенный, предназначен для просвещения. Апостолы множество раз приходили ко Христу за разъяснениями. Такой диалог благословен. Некоторые приступают со смирением и добрым расположением, чтобы научиться у Господа. Когда инославные приходят в Церковь таким образом, мы идем по верному пути и можем ожидать благословений Божиих и духовных плодов.

Второй тип церковного диалога, служащий сатанинским целям, можно охарактеризовать как разоблачительный. Когда иноверец или атеист приходят в Церковь для такого диалога, то они идут не за разъяснением, а для того, чтобы уловить нас в слове или поспорить; в этом случае ими движет дух лукавый. В этой ситуации желание разоблачить или затеять дискуссию указывает на превозношение человека перед Христом и Его Церковью. Это то же самое, что сказать: «А я не согласен с тем, как вы веруете, и собираюсь предложить обратное утверждение. Давайте обсудим этот вопрос и найдем другую, «альтернативную» истину, не ту, что привыкли проповедовать вы, Православные, но вместе мы найдем историческую истину, истину Христову и т. п.». Человек приходит не как искатель истины, не как ученик, а «на равных». Именно эту фразу использовали пятьдесят лет назад, когда начался богословский диалог с Ватиканом: что Ватикан и Православные ведут диалог «на равных».

Важно понимать, что при таком подходе к вере и при таком мышлении мы не обрящем спасение. Возвращение инославных в Церковь не состоится по той простой причине, что они встречаются с нами совершенно на других основаниях, которые изначально не предполагают их переход в Православие! В рамках такого менталитета нет места покаянию, и все, что делается, делается без усилия, без жертв с их стороны. Однако без жертвы, без распятия ветхого человека и его мірского мудрования общение с Воскресшим Христом невозможно.

Если мы видим эти четыре признака — нет поиска истины, нет духа ученичества, нет покаяния, нет усилия или жертвы, то такой диалог — это разоблачение, а не разъяснение; в таком случае он является лукавством и исходит от диавола. И он часто становится причиной нашего падения, ибо мы просты и наивны и не навыкли путям мудрецов века сего и инославных. Такой диалог ведет не ко спасению, но к искажению Православия, к расколу и ереси.

Третий этап: проникновение

Третий этап проникновение (греч. διείσδυση). После того, как враг побеседовал с прародителями, ему удалось посеять в их душах семена сомнения в словах их Творца и поверить в правоту и могущество диавола. Он втерся в доверие к человеку и тем самым поколебал священное доверие человека Богу; желая разрушить твердыню правой веры изнутри, он завладел человеческим умом.

Диавол добивается проникновения во все сферы нашей жизни и сегодня, пользуясь такими методами: каждодневное пребывание православных рядом с инославными и нескончаемое собеседование с ними; мірская дружба и содружество с міром; участие в совместных программах, культурных и политических мероприятиях с иноверцами, когда игнорируются основы православной догматики и экклезиологии, а целью является мірской успех. Это очень заметно в наше время среди православного духовенства и богословов во всей Церкви, а особенно — в тех странах, которые не являются традиционно православными. В разных частях света мы уже дошли до той точки, когда разложение православного мышления (греч. φρόνημα) происходит на многих уровнях церковной жизни — именно по той причине, что кроме сосуществования и диалога с инославными наблюдается проникновение в Православную Церковь их образа мыслей. Примерами этого служат смешанные браки, становящиеся нормой, а не исключением; совместная молитва с инославными (которую часто оправдывают, используя в качестве прецедента смешанные браки); разложение православной нравственности у духовенства и мирян, включая, среди прочего, общественную поддержку девиантной сексуальности; заимствование миссионерских подходов у инославных; извращенное понимание роли епископа не как пророка и апостола, но как дипломата и политика и т. п.

Рано или поздно, проникновение приводит к четвертой стадии ниспровержению.

Четвертый этап: ниспровержение

Враг действует постепенно и последовательно, чаще всего оставаясь в тени, вне поля зрения или маскируясь под что-то хорошее, даже под какую-то добродетель, и все это — для того, чтобы заставить человека усомниться в Боге, Его заповедях, церковных догматах и канонах. Он будет использовать всё, что только можно, и даже выступать под прикрытием «братства» и «любви», чтобы мы протянули свою руку и вкусили запретный плод, нарушив Божии заповеди. И только после вкушения запретного плода первые люди осознали, что теперь они пали, что они — ниспровергнуты, отделены от Источника жизни, изгнаны из рая.

Что представляет собой ниспровержение в сфере миссионерской деятельности и экуменизма? Ниспровержение в данном случае означает, что больше уже не идёт речь о возвращении инославных в Православную Церковь, а что мы, православные, сами отождествляем себя с инославными, считаем их причастными Таинству Церкви или даже имеем с ними общение, будь то в молитве или в Евхаристии. К сожалению, это уже происходит среди некоторых православных, как в Северной Америке, так и в Европе. У нас есть сообщения из первых уст о том, что православные священники причащают инославных, как из числа латинян, так и из числа монофизитов/нехалкидонцев (что происходит ещё чаще), например, при венчании смешанных пар. Тем не менее, даже в тех случаях, когда имеет место пусть даже только теоретическое признание «действительности» Крещения или Евхаристии у латинян или монофизитов, это все равно представляет собой самое настоящее ниспровержение Православной веры.

Когда Православие отождествляют с инославием, истину с заблуждением, Церковь — с еретическим сообществом, это значит, что мы достигли уже четвертой и окончательной стадии, когда происходит ниспровержение Православной веры и православного мышления (греч. φρόνημα).

Как верные Православные христиане, мы желаем дальнейшего продолжения и расцвета миссионерского служения. И если наше желание — искренне, то мы должны разобраться в уловках врага и приложить все свои усилия к тому, чтобы эти четыре этапа подрывной деятельности диавола не осуществлялись на практике, уклоняясь от расставленных им ловушек и сетей.

Православная миссия это ответ на попытки подменить нашу веру. Миссия Православной Церкви в отношениях с инославными должна продолжаться только по-православному, и никак иначе, потому что только в этом случае появится надежда на ниспровержение, но только не Православия (не приведи, Господи!), а всеереси экуменизма.

4 октября 2020 года.

Протопресвитер Петр Хиирс

Источник: https://orthodoxethos.com/post/the-demonic-method-of-co-existence-dialogue-infiltration-and-subversion-at-work-in-ecumenism-today

* Название на английском языке: The Demonic Method of Co-existence, Dialogue, Infiltration, and Subversion at work in Ecumenism Today. Archpriest Peter Heers, — прим. переводчика.

@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!