Вернуться на главную

воскресенье, 3 января 2021 г.

Лекция о. Даниила Сысоева, Володихина Д. М. и Максимова Ю. В. «Ислам в истории России» (2008). Часть 1.

О. Даниил Сысоев: Добрый день. Сегодня мы собрались поговорить об одной из современных мифологем, которая разъедает наше общество. Эта мифологема о том, что существуют так называемые «традиционные религии», которые якобы вместе строили Россию, и что Россия представляет собой пример мирного тысячелетнего сосуществования ислама и христианства. Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть эту концепцию: насколько она соответствует реальности, насколько она правдива? Или это всё выдумки либеральной мифологии?

Этот вопрос действительно является одним из важнейших, и рассмотреть его мне помогут Дмитрий Михайлович Володихин, кандидат исторических наук, доцент, писатель, и Юрий Владимирович Максимов, религиовед, преподаватель религиоведения Московской духовной академии, писатель, миссионер.

Тема нашего сегодняшнего разговора — Православие и ислам в истории России. Мы с вами знаем, что одна из самых распространенных идей современной пропаганды, распространенной как в либеральных средствах массовой информации, так и в патриотических СМИ — это миф. Мифологема о том, что Россия является блестящим примером мирного сосуществования христианства и ислама в течение всей своей истории. Отсюда вырастает совершенно особое, новое представление о том, что мы не должны обращать в христианство мусульман, а мусульмане не должны обращать в ислам христиан. Потому что якобы так никогда не было прежде, и наше сосуществование требует «джентельменского» отношения друг к другу…

Это представление, конечно же, требует внимательной оценки, анализа. Даже на первый взгляд оно для христиан неприемлемо. Неприемлемо, во-первых, по богословским причинам, потому что отказ от проповеди мусульманам является проявлением ненависти к ним. Это то же самое, что обречь их на вечное мучение — без Господа Иисуса Христа, без веры в Него, без Святого Крещения, без Святого Причастия человек не может получить вечной жизни, спасения. Об этом прямо говорит Святое Евангелие. И христианин, который отказался от этой миссии, не является христианином просто по определению.

Человека, который не верит в Евангелие, можно назвать христианином лишь приблизительно, к реальному христианству он вообще не имеет отношения. Когда же говорится о том, что Россия должна признавать наравне ислам и христианство, это несправедливо по отношению к нашей стране, потому что Россия создана все-таки не исламом. Говорить же обратное было бы, по меньшей мере, очень странно.

У России есть большой опыт сосуществования с миром ислама. Это сосуществование:

 в состоянии войны,

 в относительном мире;

— под властью ислама.

Все эти три формы сосуществования христианской России и ислама или даже антихристианской России, Советского Союза, и ислама, в нашей истории были опробованы. Россия может дать пример самых разных моделей отношений между христианством и исламом и показать слабые и сильные стороны каждой из этих моделей. Но утверждать, что у нас все было мирно и безоблачно — это, конечно же, очень странное утверждение, которое требует отказа от знания истории вообще, даже в объеме обычной средней общеобразовательной школы.

На фото (слева направо): Володихин Д. М., о. Даниил Сысоев, Максимов Ю. В.

И сегодня Дмитрий Михайлович Володихин, кандидат исторических наук, доцент, Юрий Владимирович Максимов, преподаватель Московской духовной академии и я, мы будем говорить с вами о том, каким образом в России взаимодействуют Православие и ислам, какие можно выделить модели их взаимоотношений, чем это обернулось для русского народа и для других народов, входящих в состав Российской империи и российского государства в наши дни. И, наконец, какие уроки мы можем извлечь на будущее из этого совместного существования.

Существовать нам вместе и дальше, нам никуда не деться (если мы, конечно же, не обратим в христианство всех мусульман, к чему мы очень хотели бы стремиться). Как нам выстраивать наши отношения, к чему это может привести — мы должны всё это знать.

Итак, по поводу «традиционных конфессий». Это первое и самое важное понятие, которое мы должны изъять из своей головы. Дело в том, что, когда говорят, что есть традиционные конфессии и нетрадиционные, причем традиционные хорошие, нетрадиционные — плохие, надо помнить, что это утверждение не имеет никакой основы в Священном Писании. Священное Писание знает о двух традициях: традиции Бога и традиции человеческой. Традиция человеческая называется греховной, как говорил Апостол Павел: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 8-9). И, если мы говорим о традиции, то есть о предании человеческом, то в этом смысле Православие не является традиционной конфессией. Оно, безусловно, чуждо всякой традиционности, оно является совершенно нетрадиционной для этого мира религией. Это Откровение Бога из запредельного мира пришедшее, которое продолжает соединять нас с этим запредельным миром Бога, и потому оно, конечно, не традиционно ни для какой страны мира. Как сказал Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). В этом смысле, конечно же, можно сказать, что ислам традиционен, а Православие — нет. Ислам — из этого мира, Православие — из другого мира. И, конечно же, при таком подходе мы не сможем свести и то, и другое к одинаковой традиции.

Если же мы с вами скажем, что Православие и ислам традиционны, в том смысле что они древние, надо понимать, что для христиан «древность» вообще не является критерием, ни положительным, ни отрицательным. Как говорил св. мученик Карп, не дóлжно хвалить религию за то, что она древняя. И не дóлжно отвергать новые учения, потому что они — новые. Ибо не все, что древнее является истиной, и не все новое является ложью.

Ведь и христианство тоже во  II веке было абсолютно новой конфессией, да? Для языческого мира. И оно было новым для России 988 года. Даже если христианство и было известно в России до того, то оно никаким образом не влияло на устройство общества…

Утверждение, что старое — хорошо, а новое плохо, свойственно традиционному языческому сознанию. Об этом же говорил и Господь: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Мф. 9, 17). Но древность — это не гарантия истинности. Например, св. Карп говорил, что злоба — древняя, но она не заслуживает уважения. Люди убивают уже друг друга более семи тысяч с половиной лет, вспомним Каина. Но убийство никак добродетелью считаться не может. Хотя это одна из самых древних форм взаимодействия между людьми, согласитесь. Точно так же и древность ислама не гарантирует его истинности.

И вообще я думаю, что в вопросе о религии, ставить вопрос о традиционности или нетрадиционности — несправедливо. Религия — это связь, связь с реальным миром духов. Конечно же, утверждение о том, что ислам хорош, потому что он стар или потому что некоторые народы России исповедуют его уже тысячу лет и больше — это ни о чем не говорит. Язычество исповедовали наши предки куда больше времени, чем христианство и ислам. Я не думаю, что будет очень умным тот человек, который под лозунгом возрождения старины начнет кланяться деревяшкам-идолам или начнет приносить человеческие жертвы в честь бога-солнца, как это делали наши предки.

Здесь возникает вопрос: как можно эмпирически проверить истинность и ложность христианства и ислама? Христос сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Так вот, плоды взаимодействия христианства и ислама в истории России очень ярко иллюстрируют, какие силы стоят за этими двумя религиями.

Напомню, что слово «религия» — это «восстановление связи» (от лат. religare). Вопрос: с какой духовной силой установлена эта связь? Это самый важный вопрос, потому что без учета духовной составляющей, без учета тех духовных существ, с которыми реально общаются люди, мы понять никакой религии не можем. Я считаю неуважением по отношению к мусульманам утверждать, что они ни с кем не общаются. Неуважением, да и неправдой, на самом деле. Они действительно общаются с некоторыми существами, вопрос: с какими? И ответ на этот вопрос дает нам история. Вот об этом хотелось бы поговорить сегодня. Юрий Владимирович, даю вам слово…

Максимов Ю.В.: Когда вы говорили об этом, мне как раз вспомнилось, что наши русские Святые Отцы говорили на эти темы. Прежде всего, хочется сказать, что православным христианам, в том числе и русским православным христианам, с древности всегда было свойственно милосердное и дружелюбное отношение по отношению к человеку любой национальности и любой веры, которой проживает в его стране. Тысячу лет назад прп. Феодосий Печерский сказал об этом замечательные слова: «Если ты увидишь иудея или мусульманина, или последователя любой другой религии нагого, голодного или в беду попавшего, остановись, помоги ему и не лишен будешь награды за это от Отца твоего Небесного, Который в этом веке свои милости изливает и на неверных также». Таково нормативное отношение всех православных христиан к людям других вер.

Но наши предки и наши святые были свободны от того заблуждения, которое сейчас насаждается нам. Нас пытаются убедить, что человек и то, что он исповедует — это одно и то же. И поэтому, если мы хотим хорошо относиться к человеку, то мы должны хорошо относиться и ко всему, что он думает, и ко всему, во что он верит и т. д., а это не так. Если мы оказываем уважение и любовь, помощь, милосердие к нашему ближнему другой веры — это не значит, что мы разделяем или сочувствуем его взглядам, его вере.

Мы ни в коем случае не должны ненавидеть представителей других религий, включая и мусульман. Но это не значит, что мы должны лгать на свою историю: мы должны честно смотреть на то негативное, что у нас было, чтобы понять почему это произошло и что нужно сделать для того, чтобы это не повторялось.

Продолжение следует…

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=16l2MXPdPus&ab_channel=ИерейГеоргийМаксимов

 @Расшифровка и редакция «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!