Давайте взглянем всего
лишь на несколько минут на икону Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Эта
икона всем нам хорошо известна.
В центре находится пещера, в которой родился Христос, в глубине — темнота. Напомню, что мы никогда не изображаем на иконах тьму и зло, например, диавола. Здесь темнота — это небольшое исключение, чтобы показать слова пророка Исайи о том, что Христос родился «в стране и в тени смертной» (Ис. 9, 1-2).
К сожалению, некоторые
иконописцы не знают богословия и иногда изображают на иконах темные силы,
например, св. Марину с бесенком.
Это совершенно неверно, так как мы должны изображать только то, что сотворил Господь — то есть ипостасное, а не то, что не имеет
ипостаси, например, диавола.
Обратите внимание:
«неипостасный» — это не значит, что его не
существует. «Существовать» и «иметь ипостась» — это не одно и то же. Это очень
существенная разница, если вы знаете греческий язык. Это богословие Отцов
Церкви. «Неипостасный» обозначает, что Бог не создавал такой ипостаси. Диавол
был ангелом. Бог создал ипостась ангела. Он не создавал ипостась диавола,
поскольку Бог — Творец только добра, Он не создает зла. По своей свободной воле
диавол пожелал стать неипостасным. Существующим, но не ипостасным. Обратите
внимание: диавола, как творения не существует. Он был ангелом и по своей
природе остается ангелом, который извратил свою ангельскую природу. Это значит
«неипостасный». Итак, мы никогда не изображаем в иконописи неипостасного,
страшных сцен и т. п. Никогда.
Очень важно в иконописи
то, что мы никогда не изображаем тех, кого не видели. Все святые являлись
людям. Они были явлены. В иконе Святой Троицы мы не должны изображать Бога Отца,
потому что мы никогда его не видели. Бога Сына мы видели, и мы его изображаем.
Святого Духа мы видели, как огонь или как голубя, и мы Его изображаем. Икона Святой
Троицы, где Бог Отец — это старец с бородой, — ошибочна, она богословски необоснованна,
т. к. «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18). Итак, здесь мы видим темноту,
это та самая «тьма и сень смертная», о которой говорит пророк Исайя.
В пещере — два животных:
ослик и бык. Почему мы не выбираем других животных для иконы Рождества? На
рождественских открытках, чтобы они были радостными, рисуют кроликов, динозавров,
которые очень нравятся детям, и любых других животных. Священное Писание
останавливается только на этих двух животных, так как о них упоминает и пророк
Исайя и пророк Аввакум, когда они пророчествуют о событиях Рождества.
«Посреде двою животну
познан будеши», — говорит пророк Аввакум (Аввак. 3, 2), а пророк
Исайя даже называет этих животных: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли
господина своего, а Израиль не знает [Меня]» (Ис. 1, 3). Что обозначает «вол» и
«осел»? По святоотеческим толкованиям, это прежде всего бессловесные животные, которые символизируют неразумие
человеческое.
Это христиане из иудеев
и язычников. Кто поклонился Христу? Евреи, которые встретили Христа немного раньше,
благодаря откровению свыше, а затем христиане из язычников. Их две категории.
Из язычников и из иудеев. Однако и те и те — неразумные. Евреи встретили Его и
распяли, а язычники ничего не знали о Христе. Всегда было и остается двое
животных. Никаких других. Тот, кто осмелится изобразить в пещере, что-то другое,
меняет Священное Писание. Некоторые второстепенные элементы можно поменять, это
позволяется по икономии. Какой-нибудь цвет одежды. Больше ничего. Особенно нельзя
менять центральные элементы иконы. Например, Христа, изображенного в пеленах и яслях.
Нельзя поменять ясли на кроватку, а пеленки — на другую одежду.
Оба эти элемента являются богословскими и догматическими одновременно. Христос носит эту одежду именно потому, что Он приходит, чтобы быть распятым и умереть за нас. Рождество — это не самостоятельный праздник. Праздник Рождества имеет смысл, если то, что происходит сейчас, заканчивается событием, спасительным для человечества. Великое дело, когда Бог становится человеком, но этого недостаточно для спасения. Нужно, чтобы был уничтожен ад. Поэтому у нас, православных, Праздник праздников — это Пасха. На Западе — это Рождество. Там больше всего отмечают Рождество, а Пасху недооценивают. Мы же великое событие Рождества Христова празднуем на литургии как подчиняющееся Воскресению, делу спасения человека. Этот новорожденный Богомладенец готовится быть распятым и умереть за нас. Ткань, в которую завернут Младенец-Христос — это те же погребальные пелены, в которые завернут Христа во время Его погребения. Это те пелены, которые мироносицы нашли в пустом гробе свёрнутыми, в одном месте. Это то Дитя, которое умрет за нас. Поэтому мы не можем (по догматическим причинам) изобразить Христа в любой другой одежде, но лишь в одежде Того, который готовится умереть и воскреснуть. Также и ясли, в которых Он лежит, символизируют гроб. Гроб, в который вошел Христос, чтобы воскреснуть. Это не какая-нибудь кровать. Поэтому, когда мы видим какую-то икону, где это изображено иначе, и восторгаемся ею, следует знать, что она совершенно неправильная.
См. 2 часть беседы здесь.
Запись беседы протопресвитера Константина Стратигопулоса, которая
состоялась в пятницу 4.11.2005 в рамках уроков Православной иконописи.
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.
http://japanese.ru/282270
ОтветитьУдалить