Часть 1.
Основы православного воспитания. Борьба против сребролюбия и других
страстей.
Давайте зададимся
вопросом: когда начинается воспитание? Преподобный Порфирий не раз говорил, что
воспитание ребёнка начинается с момента его зачатия.
«Плод, находящийся в утробе матери, — говорил он, — может слышать и чувствовать. Да, он слышит и воспринимает мир так, как это делает его мать! Он воспринимает её движения и чувства, несмотря на то, что его разум ещё не развит. Когда матери грустно, и он тоже грустит; когда она переживает, он тоже испытывает беспокойство». Какие бы чувства ни испытывала мать — грусть, боль, страх, беспокойство и т. п. — он ощущает то же самое. И он может чувствовать, любит ли его мать или она не желает его рождения (к сожалению, встречается и такое). Недостаток материнской любви может нанести ребенку душевные раны, которые будут причинять ему боль на протяжении всей его жизни.
Старец часто
говорил о ранах такого рода, которые мы носим с зачатия или с младенчества. Они
проявляются совершенно по-разному, и нам непонятно, откуда они берутся. Например,
это может быть чревоугодие, от которого вы пытаетесь избавиться, но не можете,
потому что ещё в утробе матери или в младенчестве вы были лишены любви и
привязанности со стороны родителей, особенно матери.
Обратное наблюдается
там, где мать имеет богоугодные чувства. Если у неё в душе мир, если она
испытывает радость и любовь к зачатому ребенку, она таинственным образом передает
их и ему. Поэтому во время беременности мать должна быть очень внимательной к
состоянию своей души и любить свое дитя. Она должна ласково разговаривать с
малышом, находящимся у неё во чреве, читать псалмы, петь тропари и участвовать
в Таинствах Церкви. Это пойдет на пользу и ей. Вспомните Евангельские слова о
том, что «жена спасется через чадородие».
И ей тоже будет
полезно, если она чем-то пожертвует ради своего будущего чада, чтобы её ребёнок
освящался ещё во чреве. Чтобы он с самого начала получил благочестивое
основание. Если у неё есть какие-то немощи, какие-то вредные привычки, ей лучше
отказаться от них навсегда или хотя бы на время беременности. Что бы она ни испытывала,
её плод это тоже переживает. Кто сказал, что эмбрион — это просто какие-то «ткани»,
которые можно выбросить? Понимаете ли вы, как важно для женщины родить ребенка,
как это ответственно и почётно?».
Здесь я должен сказать,
что старец Порфирий очень интересовался науками и разными отраслями человеческих
знаний. Он считал их даром Божиим (а это так и есть), и известные ученые неоднократно
поражались его образованности — он имел глубокие познания в медицине и в физике…
Но это уже другая история. Обо всём этом мы, возможно, поговорим в следующий
раз. Послушайте, что рассказывает старец Порфирий:
«В Америке проводился
такой эксперимент: ученые посадили цветы в двух одинаковых комнатах с
одинаковой температурой, одинаковой почвой и поливом, но с одним отличием — в одной комнате звучала мягкая приятная музыка.
Результат? Цветы в этой комнате очень сильно отличались от других. Они были более
живыми, более яркими и быстрее росли». Комментируя этот эксперимент, старец Порфирий
говорил, что, если такое происходит в мире неразумных существ, то тем более это
касается существа разумного, плода человека.
Послушайте и о
таком случае. Духовное чадо старца рассказывает: «В 1977 году мы узнали,
что у нас будет ребёнок и очень обрадовались. Мы сразу же захотели сообщить об
этом отцу Порфирию, который с самого начала нашего знакомства разделял все наши
радости и скорби и поддерживал нас своей молитвой и советами. Мы поехали к нему
в монастырь и лично объявили о счастливом событии. Он был очень доволен, лицо
его светилось от радости».
Старец придавал
семье огромное значение и считал настоящую и правильную семью залогом здоровья
всего общества и основой развития такого общества, из которого выйдут праведные
и благочестивые люди. Ведь общество изменяется не тогда, когда меняются
социальные системы, а когда меняются люди. Каждый из нас, изменяясь, меняет и общество,
и всю систему. Если мы установим другой политический строй, а люди будут вести
себя как прежде, то практически ничего не изменится. Мы будем наблюдать
эксплуатацию одних людей другими и несправедливое отношение к ближнему.
Послушайте, что сказал
им старец: «Теперь ваше счастье стало полным. Всеблагой Бог удостоил вас
великого дара. Вы — добрые люди, а Господь любит добрых людей и отвечает на их
молитвы. Я же говорил вам, что у вас обязательно будет ребенок, но вы, как Фома
неверующий, не верите моим словам. Я знаю, что вы любите меня, но у вас слабая вера.
Вы начинаете испытывать сомнения, если не получаете просимого сразу. Когда вы
приезжаете, то выглядите грустными и подавленными, а когда уезжаете, выглядите
счастливыми и радостными, ваша вера обновляется. Вам кажется, что ваша машина
летит. А теперь позвольте мне дать вам несколько советов, о которых следует знать
будущим родителям. Я хотел бы, чтобы вы постоянно помнили об этих вещах и обязательно
их применяли, если вы не хотите иметь несчастного ребенка и сами не хотите
стать несчастными».
Это правда: если
родители терпят неудачу в воспитании своих детей, они проваливают буквально все.
И, как говорил святитель Иоанн Златоуст, их спасение в опасности. Ребенок
должен не только родиться телесно, но нужно помочь ему и возродиться духовно. А
если из-за вас душа вашего ребенка погибнет, то есть опасность, что и вы не
спасетесь. Конечно, у вашего ребенка есть свобода выбора. Родители могут всё
делать правильно, — хотя обычно это не так, как мы
увидим в дальнейшем, — но ребенок может не захотеть следовать
за ними. В любом случае на родителях лежит огромная ответственность.
Преподобный Порфирий
говорил: «Сотни родителей приходят сюда и со слезами на глазах умоляют меня
помочь их детям, потому что одни связались с наркотиками, другие — с плохими
компаниями, третьи их проклинают, требуют денег, чтобы продолжать играть (теперь
у нас есть азартные игры и в Интернете), а когда у них нет денег, угрожают им
или даже бьют их, так что родители доходят до того, что проклинают тот час,
когда дали им жизнь». Это ужасно.
«Я видел, как
родители плакали горючими слезами, наблюдая за падением своих детей, и
говорили: «Было бы в тысячу раз лучше, чтобы у нас их никогда не было. Если бы
мы были бездетными, у нас была бы одна скорбь, одно горе — то, что мы не имеем
детей; но теперь у нас тысяча скорбей из-за проблем, которые они создают каждый
день, и нам стыдно показываться на людях. И поэтому они просят моей помощи и
моих молитв о спасении детей.
Но когда я их
спрашиваю: «А что сделали для них ВЫ? И что делаете вы сейчас, чтобы помочь
этим несчастным созданиям?», то получаю стандартный ответ: «У нас ничего не получается.
Мы потеряли над ними контроль, потому что они стали подростками». И это
совершенно естественно. «Почему вы не воспользовались для воспитания всеми годами
их детства, а ждали, пока они повзрослеют? Вы занялись их воспитанием только
сейчас, когда начались проблемы… Понятно, что именно таких результатов следовало
ожидать или даже худших. Ребенок — как тесто. Чем оно мягче, тем легче вы его
формируете — воспитываете, совершенствуете».
В другой раз святой
сказал, что «советы могут помочь до 11 лет. После этого советовать бесполезно —
не будут слушать». После 11 лет остаются только такие средства как молитва,
благочестивая жизнь и добрый пример. Но, к сожалению, многие родители относятся
к воспитанию ребенка с равнодушием. Они говорят: «Когда вырастет — поймет». Что
может понять человек, с юных лет закосневший в грехе? Он станет ещё хуже. Самый
важный период — это жизнь в утробе матери и первые
годы: именно тогда можно формировать личность ребенка.
Святой продолжает:
«Теперь, когда вы вспомнили, что у вас есть дети, или, скорее, ОНИ напомнили
вам об этом — своим непослушанием, своими требованиями, своими беззакониями и в
целом своей безнравственной жизнью, — уже слишком поздно. Птичка улетела. А
если птица, жившая в клетке, улетает, поймать её сложно или, вернее, её невозможно
поймать».
Такие слова могут вас
опечалить, но это чрезвычайно мудрые и верные слова. «Воспитание ребенка — это важнейшая
обязанность родителей по отношению к человеку, которого они, с Божией помощью, произвели
на свет. Вы становитесь соработниками Самого Бога — какая
это великая честь! Здесь важно понимать, что Бог делает вас «опекуном» этого
ребёнка. Между опекуном и владельцем — очень большая разница, поэтому никогда
нельзя говорить: «Бог забрал моего ребенка». Ребенок не ваш, а Божий. Но
позаботились ли вы о нем так, как должно?
Родители, плохо
воспитавшие своих детей, потерпели неудачу во всем — вы меня слышите? — во всём.
Есть такие родители, которые посвятили всю свою жизнь расширению бизнеса,
приумножению своих капиталов, чтобы стать магнатами. И в то же самое время они
ничего не сделали для нравственного воспитания своих детей. Говорю вам, что они
не просто ничего не дали своим детям, но еще и работали не покладая рук над
тем, чтобы сделать их лентяями, бездельниками и преступниками — да, уверяю вас,
они воспитали преступников, и это ужасно. Иногда, не задумываясь, мы советуем
людям жениться, но на самом деле это непросто — жениться и иметь семью.
Готов ли ты к
этому? Есть ли у тебя необходимые знания? «Знаете почему они становятся
преступниками? — продолжает старец. — Потому что деньги оказываются в руках у развращенных
людей». Кто-то говорит: «Я весь день работаю для своих детей». А чем он
занимается на самом деле? Копит состояние, чтобы потом им пользовались дети:
деньги, дома, машины, заводы и т. п. Он говорит, что работает ради своего
ребенка. На самом же деле он работает на свои страсти: сребролюбие, тщеславие и
сластолюбие. Передавая свои деньги детям — не знающим Закона Божия, безнравственным,
не умеющим употребить их на добро, в благих целях — он причиняет вред не только
им самим, но также и другим людям, которые действительно нуждаются в средствах.
«Потому что первые подкупают последних и пользуются ими как марионетками — где
им угодно, когда им угодно и для чего им угодно, но всегда с плохими
намерениями. Развращенный богач подкупает бедняков, не имеющих нравственных ориентиров
и сил для сопротивления, подчиняет их себе и поступает несправедливо как по
отношению к ним, так и по отношению к самому себе. Все эти явления негативно отражаются
на жизни нашего общества, и мы не наблюдаем никаких перемен.
Разве вы не
слышали, что деньги портят человека? Если ребёнок живет неправильно, если у
него нет верной цели, то, давая ему деньги, вы даете ему средство убить себя.
Вы даете ему ружьё, чтобы он застрелился. Потому что он не знает, как правильно
ими воспользоваться. Разве вы не знаете, что деньги —
это дар Божий и нужно использовать его так, как хочет Бог, а не для удовлетворения
ваших страстей? Самым наглядным примером пагубного влияния денег на человеческую
совесть… является предательство Иуды. Ведь ради денег Иуда предал Господа нашего
Иисуса Христа. За 30 сребреников. Разве этого недостаточно, чтобы убедить
вас в разрушительной силе денег, когда ими пользуются люди, у которых нет Бога
в душе? Как вы думаете, кого выращивают те, кто не заботится о христианском
воспитании своих детей? Они выращивают настоящих иуд. Горе им! Ведь они копят
сокровища здесь, на земле и безразличны к Царству Небесному».
У нас есть обычай
дарить новорожденному что-нибудь из золота. Когда ребенка выписывают из роддома,
тети и дяди приходят в гости к его родным, чтобы «позолотить ему ручку». Первые
беседы, которые слышит дитя, — о золоте, а не о Христе. Некоторые думают, что
ребёнок ещё ничего не понимает. Но все эти разговоры запечатлеваются в его душе.
Почему вы это делаете? Так и дитя начинает любить золото «с младых ногтей».
Разве Христос заповедал нам любить богатство? Нет. Он говорит, что оно
заслуживает презрения. Видите, как неправильно мы поступаем. Вы можете возразить,
что это традиция, но это плохая традиция. Не всякая традиция приемлема для нас.
А это — худшая из традиций. И всё это, конечно же, начинается с родителей и
других людей, питающих любовь к золоту, а не ко Христу. Вместо того, чтобы показать
ребёнку икону Христа, они показывают ему золотую монету, чтобы он возлюбил
золото. Вот так мы портим ребенка с самого момента его рождения. «То имущество,
которое они копят, не будет им в радость, а их избалованные дети не смогут
сохранить его, потому что не имеют нравственных ценностей. Знаете почему?
Потому что их родители заразились смертельной болезнью под названием сребролюбие,
и они умрут с нею вместе, у неё в объятиях. Все другие блага, которые дал
человеку Бог, оставляют их равнодушными, поэтому они уйдут в мир иной, оставаясь
неспособными насладиться ими. Сребролюбец всегда несчастен. Ничто духовное его
не радует. А его избалованные, испорченные дети не смогут сохранить его
имущество. Сохранить — труднее, чем приобрести…».
«Воспитание
совершается не так, как нам «придёт в голову». Есть определённые правила,
определённый порядок, который нужно соблюдать, чтобы правильно воспитать
ребёнка. И совсем не так, как учат современная педагогика и психология, которые
часто противоречат богодухновенному учению Отцов Церкви и Священному Писанию. И,
что еще важнее, это происходит не тогда, когда мы этого хотим». Каждый метод
воспитания должен применяться в определенном возрасте. «Время и способ
воспитания должны соответствовать друг другу. Необходимо знать, как именно вы будете
воспитывать ребёнка в определённом возрасте. «Отправная точка воспитания совпадает
со временем зачатия ребенка. Обратите внимание: зачатия, а не рождения. На
момент зачатия у плода есть душа. У него есть сердце. Может быть, его мозг, его
разум ещё не развит, но у него есть сердце, есть душа. И он может чувствовать и
переживать то, что переживает его мать.
Мать, живущая во
грехах, передает их своему ребёнку. «Воспитание продолжается на протяжении
всего периода чревоношения. После рождения ребёнка оно становится всё более и
более интенсивным и продолжается до его совершеннолетия. То, что я вам говорю,
есть основа основ. Вот почему я хочу, чтобы вы обратили самое пристальное
внимание на то, что забота родителей о ребёнке начинается в то время, когда он
находится во утробе своей матери. «Вы спросите: «Что мы можем сделать для ещё
неродившегося ребёнка, который ещё находится во чреве?». Мой ответ: «Мы сами —
ничего. Но Тот, Кто дал ему зачатие, то есть Бог, может все. Разве есть чудо
большее, чем зачатие? Нет, конечно. Вот почему мы должны обратиться с молитвой к
Богу и просить Его помочь нам хорошо заботиться о теле и о душе нашего ребенка
ещё во время беременности. Родители должны молиться, чтобы Бог сподобил их
правильно воспитать детей. И Он пошлёт благодать Святаго Духа, покрывающую и
детей, и родителей.
Но наши молитвы на
этом не заканчиваются. Напротив, после рождения, по мере возрастания ребенка мы
должны молиться больше. Таким образом мы показываем, что действительно доверяем
Богу и Ему Одному вверяем правильное воспитание своего ребенка. А когда наш
ребенок находится под прямым и постоянным надзором и защитой Божией, мы можем
быть уверены, что он не собьется с пути. К сожалению, родители занимаются своим
бизнесом и своей карьерой — и матери тоже, следуя негативному влиянию феминизма
— и забывают, что у них есть дети, и что главная миссия родителей — растить
своих детей и заботиться об их христианском, православном воспитании.
Святитель Иоанн
Златоуст учит, что ты достойно несёшь звание отца или матери, если живёшь
духовной жизнью и помогаешь своему ребёнку обновлять благодать Крещения в
Таинствах, каяться во грехах и спасаться. Как правило, родители поступают
наоборот и делают все возможное, чтобы благодать Крещения была в ребёнке
бездейственной. Сразу же после Таинства они идут вместе с ребёнком в ресторан,
где после стола начинаются пляски. И так начинается их «антидуховная деятельность».
«Родителями становятся
не тогда, когда рождается ребёнок. Настоящими отцом и матерью вы становитесь,
когда помогаете ребёнку возродиться духовно. И тогда все проблемы в его жизни
будут решаться правильным образом». Некоторые непрестанно пекутся о том, чтобы «хорошо
устроить ребёнка в жизни». Что при этом имеется в виду? Вы хотите его женить? А
потом увидеть в разводе? Чтобы он 2–3 раза вступил в брак и одновременно заводил
романы на стороне? Как это и происходит сегодня, к сожалению… Это и есть «хорошо
устроить в жизни»? Наладить жизнь вашего ребенка — это
значит направить его к Небесному. Создать ему все необходимые условия, чтобы он
попал в Рай — вот какое «устройство» необходимо. Вы
должны учить его регулярно исповедоваться, ходить в церковь, причащаться, расти
духовно, воздерживаться от зла, молиться, изучать Священное Писание. Если вы сами
всего этого не делаете, как вы можете научить этому ребенка? Преподобный Порфирий
говорил: «Особенно помогает воспитанию и спасению ребёнка личный пример его
родителей — то, как они ведут себя дома. Они должны полностью доверить свою
жизнь любви Божией». Что он имеет в виду? Родители должны любить Бога и
доверять Тому, Кто их любит. Почему в наше время многие люди испытывают беспокойство,
особенно матери? Потому что они не доверяются Богу. Они надеются лишь на свои силы,
на себя. И это передается их детям. Пророк Иеремия говорит, что всякий человек,
надеющийся не на Господа, а на себя самого, будет проклят. Это написано ещё в
Ветхом Завете: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает
своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17, 5).
И когда люди
говорят своим детям: «Ты можешь сделать это своими силами, ты самый лучший, ты
бог», — что они делают с ребенком? Они его разрушают, заставляют его поверить,
что он бог, и подвергают его проклятию. Что обозначает «проклятый»? Отделённый от
Бога.
См. продолжение,
часть 2.
См. продолжение,
часть 3.
@Расшифровка и перевод «Трость Скорописца», 2021 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!