...Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.
И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи,
что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя,
то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление — одного рода,
публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и
иудеи, и эллины, что христиане — хранители, защитники, правители и учители
города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им
следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо
подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы
христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал
Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди
площади заговорил: «Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего» (Мк. VI,
18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не
за оскорбляемых сорабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное
оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я
сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И
однако Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.
Теперь же исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть
равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата.
Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не
приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые
законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину,
и Господь будет поборать за тебя.
И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться?
У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со
всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу,
населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того
же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру,
как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому
что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить
этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею
уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь,
захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то
последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но
малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о
спасении наших братьев.
Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы
исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое
множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как
по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают
духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то
бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я — драку? Если увидим, что упал осел,
то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не
заботимся? Богохульник — тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший.
Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть
разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать
спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто
получает исправление. И — что всего важнее — мы насладимся предстоящими
благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего
Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава,
честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святитель Иоанн Златоуст
Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому
народу. Беседа 1, ч. 12.
Сейчас пойди дай кому .... засудят мирские , а духовные промолчат и отвернутся.... можете проверить. Вот и исповедание нашей Православной веры. Потому что примеры все в прошлом. Как то на исповеди сказал священику : на работе зная что я верующий постояно при мне Бога хулят...до того что хочется в морду дать...совет священика -что я должен покинуть этот коллектив меня просто как обухом по голове. Ведь это прямое предательство в моем понимании ...и Кого предаем? Самого Могущественного и Всесильного...из за трусости собственной . Или показываем мнимое смирение. До сих пор стыдно...но после этой досады- молчат ведь в коллективе. По крайней мере при мне. Слава Богу за все. Бог Сам действует .
ОтветитьУдалитьСлава Богу!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за еще один повод для смирения. Нужно быть мучеником, а я даже две начальные заповеди - о покаянии и страхе Божьем исполнить не могу...
Прошу молитв святому Иоанну Крестителю о мне, грешном Александре.