Публикуется в сокращении.
[...]
22. В новое время все
еретические «церкви» снова стали создавать подпорки для Евангелия, используя научные
теории и воспринимая многие из них как нечто абсолютное. И это при том, что величайшие
ученые нашего времени перестали считать абсолютным позитивное знание (не говоря
уже об отдельных теориях).
23. Как воины Пилата
одели Господа Христа в дешевую багряницу, а Ирод — в белую одежду, так и
еретические богословы облекли Спасителя в дешевые одежды языческой философии и
ложной науки. Чтобы получше одеть Его и украсить! Но в обоих случаях Христос был
поруган и унижен.
24. Православная Церковь
— единственная в мире, которая хранила веру в Евангелие как единственную
абсолютную истину, которая не требует подпорок и поддержек ни от какой
философии или светской науки. Поэтому, когда мы читаем девятый член Символа
веры — «верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — мы понимаем
под этой единой Церковью Православную Церковь.
25. Еретические богословы назвали Православную Церковь оскорбительным наименованием «Окаменевшая церковь» (А. Гарнак, «Сущность христианства»). Из-за чего? Из-за того, что эта Церковь «не идет в ногу со временем» и «не подстраивается под время»! Однако в этом — слава Православия, что оно живет согласно заповеди апостола Павла: «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2).
26. Как вечность может
идти в ногу со временем? Как абсолютное может подстраиваться под преходящее?
Как Царство Небесное может мириться с царством земным? Если весь мир «во зле
лежит» (1 Ин. 5:19), как мы можем оградить вечное благо и поддерживать его при
помощи зла, а небесный свет пытаться сделать ярче при помощи коптящего пламени
от угля и нефти?
27. Есть, правда,
некоторые богословы и в Православной Церкви, которые следуют путем еретических
богословов, полагая, что Евангелие недостаточно сильно, чтобы само себя поддерживать
и защищать от мирских бурь. Они симпатизируют еретическим мыслям и еретическим
методам. Всей своей душой они с еретиками, но внешне держатся Православной
Церкви, так сказать, ради поддержки. Это баягани[1] балканские и иванушки
киевские, которым все по ту сторону забора кажется лучше и умнее, даже
заимствованное смешанное богословие (паганохристология).
28. Православная Церковь
как целое отвергает таких богословов и не признает их за своих, но терпит их по
двум причинам: во-первых, ожидая, что они покаются и изменятся, во-вторых,
чтобы, отвергая их, не сделать большего зла, направляя их под крыло еретиков, и
тем самым число еретиков увеличится, а их души погибнут. Эти богословы не
являются носителями православного сознания и православной совести, но являются
больными органами церковного тела. Носители православного сознания и совести —
это народ, монашество и приходское священство.
29. Сказал славный
Господь наш: «Не принимаю славу от людей» (Ин. 5:41). Позиция еретиков прямо
противоположна этой позиции Спасителя мира. Они ищут славы от людей. Они боятся
людей. Из-за этого они хватаются за так называемых «знаменитых людей» из
человеческой истории, чтобы «поддержать» Евангелие и стать более угодными людям
мира сего. Оправдывая себя, они говорят: «Это чтобы привлечь их в Церковь!» Но
как горько они ошибаются! Чем больше они льстят миру — якобы чтобы привлечь
мир к Церкви — тем дальше мир бежит от Церкви. Чем больше они пытаются
показать себя «просвещенными», «современными», «недуховными», тем больше мир их
презирает. Поистине невозможно угодить Богу и миру. Впрочем, всякий опытный
христианин знает, что Богу можно угодить истиной и праведностью, а миру нельзя
угодить ничем — ни истиной, ни ложью, ни праведностью, ни неправедностью.
Ибо Бог вечен и неизменен, а мир временен и переменчив.
30. Еще сказал иудеям
Господь наш: «Как вы можете веровать (в Евангелие), когда друг от друга
принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44).
Точно так же и еретические богословы. Это и совершенно верное объяснение их
позиции, и суд Божий над ними. Если бы они искали славы от Бога, то веровали бы
в Евангелие Божие и не уклонялись ни на право, ни налево. Но они хотят славы и
похвалы от людей, поэтому пытаются свидетельство Божие подтвердить и укрепить
свидетельствами человеческими. Это и ошибочно, и грешно. Ошибочно и грешно это
было бы даже в том случае, если бы они искали славу от людей не лично для себя,
а для своей Церкви. Потому что Всевышнему наносят оскорбление, когда приводят
свидетельства людей как подтверждение Его свидетельству. Как могут люди
подтверждать то, что говорит Бог?!
31. Каковы же
последствия такого еретического подстраивания под мир? Они катастрофические! Действительно
катастрофические для Евангелию, катастрофические для всего мира, для каждого
человека и для всего общества; для народов, пребывающих в ереси.
Катастрофические для веры, культуры, экономики, политики, морали, брака — во
всем и вся. Ибо наше отношение ко Христу в точности определяет и наши остальные
отношения ко всему и со всеми.
32. В то время как
Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), еретический
мир сотнями способов выразил мысль: «Без Христа можем делать все!». Вся
современная культура — это прекословие Христу. Все современные науки
соревнуются в том, кто из них сильнее ударит по учению Христа. Это бунт
вульгарных служанок против своей госпожи — бунт светских наук против науки
Христовой. Но весь этот бунт в наши дни завершается тем, что было написано: «Называя
себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:22).
33. И впрямь не знаю, в
чем большее безумие современного мира, отпавшего от Христа: в личной жизни или
в браке, в школе или в политике, в экономическом управлении или в законодательстве,
в войне или в мире. Везде до крайнего выражения дошли жестокость и пошлость. Там,
где отсутствует Христос, — наибольшая жестокость и пошлость, ложь и насилие в
полном триумфе.
34. Пусть постыдятся
еретические богословы и главы еретических народов, которые с помощью Христа
стали властителями и вождями всех народов на земле. Им есть чего стыдиться. Ибо
подобно неразумным Галатам они, начав с духа, закончили плотью. Они — главные
виновники того, что их народы сошли с правого пути и начали хромать на обе
ноги, кланяясь час Богу в Иерусалиме, а час — золотым тельцам в Самарии.
35. Ибо так же, как
неверные евреи попирали одну заповедь Божию за другой, и ходили по желаниям
мира и своего сердца, так же и они поступили с учением Христовым, которое выше всех
наук. Разрушали и выбрасывали догмат за догматом, евангельские заповеди одну за
другой обесценивали, апостольские и святоотеческие правила одно за другим
отвергали, слова святых высмеивали, подвижнические примеры объявляли легендами.
36. Самый тяжелый удар
по Евангелию нанесли еретические богословы тем, что усомнились в божественности нашего Мессии Христа: одни только усомнились, а другие полностью отвергли. За этим быстро
последовал целый ряд отрицаний таких духовных реалий как существование ангелов
и демонов, Рая и Ада, бессмертной славы святых и праведников, поста, силы Креста,
ценности молитвы и так далее.
37. Конечно, приспособлением
и уравниванием еретические богословы занимались еще до отпадения Запада от
Востока, но наиболее интенсивно — в последние 150 лет. Они приспособили Небо
к земле, Христа — к другим «основателям религий», а Радостную Весть к другим
религиям — иудейской, мусульманской и языческой. И все якобы во имя
«толерантности» и в интересах «мира между людьми и народами». Между тем,
именно это — наибольшая причина войн и неслыханных революций в мировой истории.
Ибо истина никак не может соединиться с полуистиной и ложью.
38. Теософская идея о том, что истина пребывает рассеянной по всем религиям, философиям и мистериям, преобладала и у еретических богословов западного мира. Соответственно, и в христианстве, говорят они, есть некая истина, как и в исламе, в индуизме и буддизме, у Платона и Аристотеля, в Зенд-Авесте, равно как и в тибетских тантрах и мантрах. Если бы так было, то лодка человечества безнадежно носилась бы по мрачному океану жизни без капитана и компаса. [...]
67. Православная Церковь
основана вере, что Евангелие — это нечто совершенно новое, не подобное тому,
что было явлено от людей до него и после него. На этой вере она основана, на
ней и стоит. Евангелие не может быть уподоблено другим религиозным книгам мира,
ни литературе, ни закону, ни философии и людским теориям. Точно так же, как,
например, электрический свет не стоит в ряду ни с одним из известных в прежние
времена источников света — ни со свечой, ни с лучиной, ни с масляным
светильником. Евангелие открывает путь, истину и жизнь. Оно дает не только
слово, но и силу. Оно учит не только чтением или слушанием, но больше делом,
подвигом, усилием.
68. И слова евангельские
— не как обычные человеческие слова, но посредники, через которых струится
мудрость и сила. Ибо сказано о Христе, что Он — Божия сила и Божия премудрость
(1Кор. 1:24). Его слова освещают истиной путь к жизни.
Святитель
Николай Сербский, епископ Ахридский
1956 г.
Источник: «Сто слов о любви к истине».
https://yurijmaximov.wixsite.com/pravoslavie/--cj47
@Редакция «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
[1] Бая Ганя — нарицательное имя на Балканах, означающее
Печально то что в храмах торговля идет под видом " пожертвований,,... Господь мой Жизнью пожерталвал всецело ради меня грешного...Кровь излил....а чем я пред ним отвечать буду? Купленой свечой? Или заказной с проскомидией? Поставте лучше цену за услуги и товар, но не называйте это пожертаование. Жертвуют Жизнью...минутами из жизни , часами..пред Лицом Божьим но не деньгами без которых уже ни куда и ни как. Только воздух и свет солнечный безплатно ..когда все Бог создавал разве Он хотел чтоб так было? 30 сребреников как соблазн ... инструнент подавления свободы человека. Верните Православие...нельзя служить двум.
ОтветитьУдалить