Вернуться на главную

четверг, 12 января 2023 г.

Этот неизвестный Христос

Проповедь митрополита Флоринского Августина (Кантиотиса) на Рождество Христово, 1986 г.

«Зане не бе им места во обители» (Лк. 2, 7)

Сегодня, мои возлюбленные, Церковь Христова празднует Рождество Господа нашего Иисуса Христа — уникальное событие в истории. Есть вещи, достойные упоминания, о которых должен знать каждый, такие, как например, известие о том, что в ХХ веке человек побывал в космосе. Но каким бы чудесным это не казалось, это совсем ничтожная малость по сравнению с тем фактом, что уже не человек, а Сам Бог, правящий звездами и галактиками, явился на землю с небесных высот. Он сошел сюда, восприял человеческую плоть, ходил среди нас, учил, творил чудеса, был распят и снова вознесся на небо.

Уникальное событие, подобного которому не бывало никогда! Солнце коснулось земли, — говорит святой Златоуст, — и земля не сгорела! «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя...» (водоосвящение в праздник Богоявления). Ты веришь в это? — приходи на Рождество в церковь. Не веришь? — отмечай свой сочельник за столом.

Все это вопрос веры. Если ты веришь, что действительно Бог стал человеком, чтобы спасти нас, то Христос родится еще раз, но уже не в яслях, а в твоем сердце, небеса отворятся, природа возрадуется и возвеселится, ангелы воспоют «Слава в вышних Богу...» (Лк. 2, 14).

Созданию такой священной атмосферы немало способствуют непревзойденные песнопения нашей святой Церкви. Ни в одной религии, ни в одной секте нет гимнов, подобных этим. Один из них увещевает нас: «Приидите, видим, вернии, где родися Христос» (седален 4-го гласа). Так давайте же вернемся назад, во дни Рождества Христова, давайте перенесемся туда сквозь века.

Мысленно, мои возлюбленные, мы пересекаем земли и моря и прибываем в Вифлеем. Что такое Вифлеем? Небольшой городок в Иудее, который в те времена переживал необычайную активность. Кесарь Август приказал провести перепись по всей Римской империи. Таким образом, и евреи в Палестине, отправились каждый не в место своего рождения, а в те города, откуда вел свое происхождение их род, принадлежащий одному из двенадцати колен израилевых. Так, Дева Мария и Иосиф покинули Назарет, в котором они жили, прошли многие километры, шли дни и ночи напролет, целый месяц, и, наконец, прибыли к месту происхождения своих предков, в Вифлеем.

Была зима, дул ветер, было холодно. Они просились остаться где-нибудь на ночлег. Они стучали в двери, но ни в одном доме им не открыли. Вот и вынуждены были они, чревоносящая Дева со своим защитником Иосифом, уйти за пределы населенной местности, где находились естественные пещеры, служившие либо конюшнями и загонами, либо импровизированными гостиницами — постоялыми дворами. Там Она и родила. Она родила, но у Нее не было колыбели; сегодня даже у самого бедного человека есть колыбель или кроватка для младенца, новорожденный же Христос — единственный, у кого ее не было. Его колыбелью стали ясли, куда пастухи кладут солому для животных. Именно там родился Христос, в яслях, в таких скромных условиях.

С тех пор прошло две тысячи лет. Какая перемена! — скажете вы, — уже не в пещере, конюшне и яслях, а в великолепных храмах, построенных знаменитыми зодчими, там ныне поклоняются Христу. Но вопрос в том, доволен ли Он нашими храмами, облачениями, свечами и каждением ладаном? Христос просит чего-то большего, чем всё это великолепие нынешних дней, которое, безусловно, не является совершенно неприемлемым (до определенного предела). Но одного только внешнего поклонения Ему недостаточно. Кроме всего этого Он просит нечто другое. Чего Он просит? Наши сердца! Он хочет, чтобы Он занимал в наших сердцах первое место, Он хочет, чтобы мы руководствовались Его законом в нашей личной, семейной, национальной и международной жизни. Задаю вопрос: действительно ли Христос занимает первое место в нашей жизни сегодня?

Я думаю, нет. К сожалению, мы также совершаем грех вифлеемлян. Как они не отворили своих дверей Деве Марии, так и мы, новые вифлеемляне нашего времени, не хотим, чтобы Христос был центром и осью нашей жизни, занимал первое место. Вы сомневаетесь? Понаблюдайте же за окружающими вас людьми и их поступками сегодня, в этот святой день, и вы сделаете вывод из разговоров, развлечений, песен и т. д.

Что человек любит, о том он и говорит. Если вы прислушаетесь, вы услышите, как одни говорят о браке, семейной жизни и разводе, другие — о коммерческих предприятиях и прибыли, третьи — о спортивных командах и соревнованиях; одни – о развлечениях и походах по магазинам, другие — о политике и вечеринках. Обсуждают всё, что угодно, но не говорят об одном: о Христе.

Ни единого слова. Как будто Он не родился, как будто Он неизвестен, словно никто не знает Его. Слово «Христос» произносится — увы — только тогда, когда Его хулят! Христос остается за пределами институциональных органов и групповых интересов. Вне домов, где не молятся и не почитают Его, где не читается Святое Евангелие, где нет ни любви, ни семейного единства.

Вне школ, где теперь детей учат не «грамоте и делам Божиим», как раньше, а преподают им теорию эволюции, будто человек произошел от шимпанзе, от животных. Вне судов, где, несмотря на Его заповедь не клясться («не клянись вовсе» — Мф. 5, 34), множество рук ежедневно кладется на Евангелие. Вне воинских частей, где офицеры и солдаты днем и ночью изрыгают ругательства и хулы. Наконец, вне Парламента Греции, где предложение повесить Его икону в зале было отвергнуто с ироническими комментариями. Да это и не удивительно, ведь там принимаются явно антихристианские законы.

Да и вообще Христа гонят сильные міра сего; Его не любят администрации, правительства, парламенты, международные организации. Там правят очень далекие от Него люди — надменные, пустые или даже преступники.

Для Христа, как и тогда в Вифлееме, нет места! Бывшая королева Нидерландов Вильгельмина, которая до конца жизни веровала во Христа, отреклась от престола, уединилась где-то и написала книгу под названием «Христос — великий неизвестный Европы». А французский гуманист и друг прокаженных Рауль Фоллеро написал другую книгу под названием «Если завтра Христос постучит в вашу дверь, вы Ему откроете?». И когда много лет назад кто-то предложил включить в устав Организации Объединенных Наций пункт о том, что права человека основаны на той фундаментальной истине, что человек является не улучшенной версией животного, а божественным творением, созданным «по образу и подобию» Божию (Быт. 1, 26), это предложение было отвергнуто. О чем это говорит? Что слова в отношении Христа «не бе им места во обители» применимы и сегодня — нет места Христу в этом міре.

Внешне кажется, что мы празднуем христианский праздник, в действительности же мы празднуем, как язычники. Те, кто пьют и предаются пьянству, поклоняются Вакху; те, кто утопает в плотских страстях и чувственной вседозволенности, поклоняются Афродите; те, кто поглощен торговлей и деньгами, поклоняются дающему прибыль Гермесу... И после этого мы смеем называть себя христианами? Мы не христиане, мы идолопоклонники нашей эры и того хуже.

Но стоит ли нам отчаиваться? Нет. Хотя мы и знаем, что грядут худшие времена, хотя некоторые говорят, что уже пришел антихрист (и я тоже допускаю, что шаги его уже слышны и мы станем свидетелями его шествия в міре), хотя и случится Армагеддон (Откр. 16, 16), несомненно одно — несмотря на все это, наступит тот день, когда в міре вновь засияет неповторимым светом Вифлеемская звезда, и тогда народы и нации, Восток и Запад, Север и Юг, обретут правый путь, который начертал нам Христос, и подобно волхвам, все придут к яслям, чтобы поклониться Иисусу Назарянину, Егоже, отроцы, славьте и превозносите во вся веки. Аминь.

Митрополит Августин (Кантиотис)

Источник: http://aktines.blogspot.com/2011/12/blog-post_9749.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. Очень печально что Вера для многих только в стенах Храма... зачем тогда Бог создал Все.?! Почему мы поклоняемся во множестве рукотворному? Как тогда видеть Деяния Божие? Восхваляемся своими делами...пренебрегая Первосозданием? Извените меня ... но если так то от безсловесных Тварей больше пользы чем от самого человека. Губим Творение Божие оправдывая себя - словами как жить? И для чего это Бог создал? Ну уж точно чтоб не так жили вредя земле... даже естественный отбор в природе в искуственный превратили ...исключая Волю Божию. Мне думается что наша Православная Вера... дает крен в обатное направление. Больно видеть как старушка идет в храм а мимо ее проезжает настоятель ...в пустом авто!... что на каждом углу продаются святые иконы...кресты...браслеты ...да и все что хочешь за деньги найдешь....как не вспомить 30 сребреников? Мой Господь на ослике...неужели Он не мог золотую повозку с конями? И делили одежды Его- больше делить не чего было! А сейчас может кто нибудь как Мария Египетская на воздухе молится? Ведь у нё даже одежда плакaть хочется! Какие нужны примеры для созерцания Силы Божией? Деньги вытеснили сперва натуральное хозяйство у каждого а затем поработили . А порабощенных СПАСАЕТ БОГ. Своим Рождением во Плоти....и ни кто Его не поработил. Даже на Кресте. Слава Богу за все...

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!