Экуменизм и обмирщение
— две самые большие опасности для нашей Православной Церкви. На фоне пагубного
обмирщения за рубежом и в Греции в последние десятилетия все чаще происходит
неприемлемое, трагическое и кощунственное явление. Православные храмы
превращаются в площадки для мирских мероприятий.
Выражая свое полное неприятие вышеуказанного явления, ведущего к деградации и вырождению веры, мы хотели бы представить вам некоторые выдержки из прекрасной статьи почетного профессора богословского факультета Фессалоникийского университета имени Аристотеля, протопресвитера Феодора Зисиса под названием «Осквернение храма святого Пантелеимона Ахарнийского (12.12.2010). Знаковое событие среди неправильного направления в некоторых вопросах Православной веры»[1].
***
«…Утром совершалось страшное Таинство
Божественной Евхаристии, на котором со страхом и трепетом присутствуют Ангелы,
а вечером в том же освященном месте устраивался мирской концерт со светскими
певцами и певицами и множеством музыкальных инструментов.
Даже
если не знать Священных канонов, предусматривающих строгие наказания для тех,
кто превращает священные места в помещения для мирских мероприятий, простые богословские
знания и простые принципы благочестия вопиют, что святые храмы — это священные
места, и все, что находится внутри храма — священные предметы.
Их
единственное и исключительное использование — это поклонение и прославление
Бога и совершение Святых Таинств. Те, кто действуют внутри храмов, имеют особую
таинственную благодать и миссию, как, например, духовенство трех степеней
священства, а также другие, поставленные на служение, как, например, певчие, пономари
и чтецы, при пострижении которых совершается специальное чинопоследование и читается особая
священнодейственная молитва.
Прихожане
также приходят в храмы не для того, чтобы слушать мирские песни мирских певцов
с мирским содержанием, а ради того, чтобы услышать евангельские слова, псалмы и
гимны и духовные песни, чтобы отделиться от земного и вознестись к небесам.
Храм — это дом
Божий, это небеса на земле. Может ли кто-либо превратить его в обычный дом на
участке земли, в место для мирских и земных мероприятий?
Какой смысл
тогда имеют богослужебные слова «Горé имеим сердца», «Двери, двери!
Премудростию вонмем!», «Святая — святым»?
Уже в Ветхом
Завете пророческое слово было очень строгим по отношению к тем, кто не
различает святое и нечестивое:
«Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого
от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым… и Я уничижен у
них» [2].
По этой причине разгневанный Господь изгнал из храма тех, кто оскорбил его святость,
превратив дом Божий в дом торговли [3].
По словам
апостола Павла, в храме Божием обитает Святой Дух, и нет в нем места другим
духам [4].
Можно было бы
привести много свидетельств о святости храмов и их использовании исключительно
в богослужебных целях. Мы просто напоминаем, что когда в Салониках исторический
храм Святого Георгия (Ротонда) был использован для проведения подобных
художественных мероприятий, поднялась буря протестов, прежде всего со стороны местного
епископа, Священного Синода, других иерархов, Афонского Священного Кинота, богословских
факультетов и полноты верующих, которые потребовали от Министерства культуры оставить
эту церковь исключительно для совершения богослужений и прекратить использовать
ее в качестве музейного пространства для художественных и других мероприятий.
Кроме того, кафедра
пастырского и социального богословия Богословского факультета Фессалоникийского
университета организовала в марте 1997 года научную конференцию на тему: «Храм святого
Георгия – Ротонда. Место для богослужений или мемориальное пространство?
Историко-археологический, номоканонический и богословский подход».
В опубликованных
материалах этой конференции можно найти множество свидетельств об использовании
святых храмов исключительно как мест для служения Богу.
Поскольку святой
храм во время службы Обновления храма освящается и помазывается святым миром, а
также потому, что он многократно и множественно освящается совершением в нем Божественной
Евхаристии, чтением священных слов и присутствием священных сосудов и икон, он навсегда
остается святым, даже если по разным причинам он будет заброшен и превращен в
руины.
По этой
причине вопрос о надлежащем использовании церквей должен быть пересмотрен
некоторыми архиереями, которые сами причастны к осквернению святых храмов, что,
к несчастью, относятся к Археологической службе, которая, среди прочего,
ежегодно организует художественные мероприятия на руинах Базилики Святого
Ахилла в Преспе.
Рядом с храмом
и вокруг него есть много места для проведения подобных мероприятий.
К сожалению, экуменические инициативы и любовь к папистам и протестантам действительно оказывают разъедающее действие: мы им подражаем, потому что там это обычная практика.
И при этом мы полагаем,
что через диалоги и экуменические действа мы им помогаем и направляем их на поиски
истины.
На самом же
деле, мы во многом разрушаем себя и сомневаемся в единственной и неповторимой Истине
святого Евангелия и Святых Отцов нашей Церкви.
Мы просто приведем
одну фразу святителя Иоанна Златоуста, который нам говорит, что «Церковь — не театр, чтобы слушать в ней для услаждения
слуха», а также Правило 97-е Трулльского Собора, которое гласит, что те,
кто «неразсудительно священныя места
обращают в обыкновенныя… аще есть клирик, да будет извержен; аще же мирянин, да
будет отлучен».
Пирей 3.04.2018
Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос
[1] Об этом см. выпуск журнала Теодромия 12, 4 (октябрь-декабрь 2010) 485–494. http://anavaseis.blogspot.gr/2011/03/2_03.html
[2] Иез. 22, 26.
[3] Иоан. 2, 12-17.
[4] 1 Кор. 3, 17.
Источник: http://aktines.blogspot.com/2018/04/blog-post_92.html
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
А сколько видеосьемок при Таинствах Крещения или Венчания? Вопрос - а доя чего эти съемки...ведь это Таинство ,а не самолюбостяжание. Не пред Очами ли Божьими это все? И зачем священослужители это разрешают? Да и порой сами позируют усердно. Самореклама? Или Таинство потеряло смысл этого слова? ... с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа...и много вопросов к иконе Рождества Христова Андрея Рублева. Зачем он на первом плане образ в шкуре с голыми ногами у св.Иосифа изобразил. И почему все персонажи с лицами удрученными? Где радость? А изображение Богоматери отвернувшейся от Младенца...это как понимать? Или не льзя было повернутую к Нему изобразить... и животные козлы с рогами к чему? Полное противоречие Радостному Настроению...в написании...или это не случайно? Один раз чуть поцелуем не приложился к тому кто в шкуре.... вот бы он обрадовался...РУСЬ СВЯТАЯ ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ СПАСЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ - как это акктуально в наше время.
ОтветитьУдалитьКогда был в паломничестве в Печерской Лавре обратил внимание, что во время совершения Литургии не было никакого ограничения для входящих. Свободно могли зайти еретики или даже сатанисты, присутствовать или "молиться"... Туристы прогуливаться.
ОтветитьУдалитьХотя по Преданию Церкви во-первых нельзя молиться с неправославными, а во-вторых на Евхаристии должны быть только верные. Понятно, что это не просто реализовать, но были ли хотя бы попытки?
Например можно было бы ограничивать вход в храмы для неправославных в определенное время, хотя бы немного пытаться.
Уже тогда думал, что добром это не кончится...
И второй момент - фотосъемки в алтаре в самые важные моменты. Например на евхаристическом каноне.
Прошу молитв святому авве Дорофею о грешном Александре.