Вспоминаю, как
приснопамятный старец Макарий — ему было в
ту пору около восьмидесяти
лет — при
приближении к Великому посту, когда начинают служить по Постной
Триоди, приходил ко
мне и с радостью говорил: «Геронда, наступает время благословенной Триоди».
Именно так и живет настоящий монах: он на своем опыте переживает период Постной Триоди, в который вступаем с сегодняшнего дня и мы с вами. И это потому, что он, будучи монахом, избрал жизнь покаяния, «понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния», как говорит 43-е правило Шестого Вселенского Собора. Монах должен быть столпом, примером покаяния для всех людей, поэтому он и радуется, когда он вступает в период, особенно взращивающий дух покаяния. Жизнь всякого христианина и, в частности, жизнь монаха есть всегда жизнь покаяния, но особенное покаяние и мирянин, и монах испытывают в те периоды года, которые Церковь посвятила наибольшему погружению в Таинство покаяния и жизнь во Христе. Радуется монах и радуется христианин, живущий в миру, поскольку исполняется цель, ради которой он живет, ведь он живет для того, чтобы очиститься покаянием и соединиться со Христом. А значит, когда наступает то время, которое помогает ему в покаянии и в более полном единении со Христом, он испытывает радость. Всякая же другая радость преходяща и суетна. Радость покаяния и соединения со Христом постоянна и ненарушима. Наша святая Церковь с великой мудростью направляет нас как во всех делах, так и в деле покаяния.
Вскоре начнется сильнейшая битва, борьба со грехом, и Церковь покажет нам добродетели, которые мы должны стремиться достигнуть, поэтому она с
самого начала сегодняшней
притчей о мытаре и фарисее извещает
нас о том, что более
всего нам необходимо смирение. Церковь нам
говорит: «Если хочешь преуспеть в добродетелях, ради которых ты будешь
подвизаться
во время Постной Триоди и Великого поста, то знай, что ты не можешь стяжать никакой добродетели и никакого
преуспеяния в духовной жизни, если не будешь иметь святого смирения. И в качестве примера она приводит нам смиренного мытаря.
Первые три недели
Постной Триоди являются подготовительным периодом, а Великий пост — это период покаяния и возвращения ко Христу. Оба эти
периода помогают нам подготовиться,
чтобы достойно встретить Воскресшего Господа и ощутить силу, мир и радость Его воскресения.
Все мы знаем, что без смирения невозможна никакая
добродетель. Я скажу три молитвы, которые говорим
мы на Святой Горе, а также многие христиане в миру, и которые помогают нам стяжевать смирение.
Первая
молитва: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Мы не просто говорим «Господи Иисусе Христе», но добавляем «помилуй мя, грешного». Так вот, всякий раз, когда мы произносим эту
молитву, мы вспоминаем о своей греховности,
о своем недостоинстве и просим Христа о помиловании, потому что без милости Христовой мы не можем достичь спасения. То есть
мы признаем свое падение, свою немощь и то, что мы — пропащие люди, достойные вечного мучения. Несмотря на все это, мы уповаем
на милость и сострадание Господа
нашего Иисуса Христа. Вот почему мы взываем ко Христу о помиловании.
Вторая молитва: «Господи, даруй мне время для покаяния, укрепи волю
мою в покаянии». Это тоже прекрасная молитва, потому что с ее помощью мы признаем, что нам
еще предстоит подвизаться в покаянии. Может быть, мы что-то и сделали, но это совсем
немного и недостаточно для спасения. Нужно подвизаться намного больше, и наше покаяние должно быть постоянным и глубоким.
Третья молитва: «Господи, просвети мою
тьму». И она тоже помогает нам в смирении. Именно эту молитву говорил
святой Григорий Палама, когда двадцатилетним юношей он
пришел на Святую Гору Афон. Он взывал к Богу: «Господи Иисусе Христе, просвети мою
тьму». Мы признаем, что у нас внутри есть тьма, но сколько тьмы,
мы не знаем. Мы можем ощущать какие-то темные стороны нашего существования,
нашей души, нашей жизни, но мы не знаем глубины и
масштабов этой тьмы. Вот почему мы просим Христа открыть ее нам. Следовательно, всякий раз, когда мы с чувством
произносим молитву «Господи Иисусе Христе, просвети мою
тьму», мы признаем, что внутри нас есть неведомая
нам тьма и мы просим Христа открыть ее нам, чтобы мы могли исправиться. Потому что бывает такое, что хотя мы и каемся, но наше покаяние не глубоко, и мы сами не знаем, насколько мы грешны, и мы тоже имеем о себе хорошее мнение, как и бедный фарисей. Он имел хорошее мнение о себе, потому что внешне он исполнял некоторые установления Ветхого Завета, но
ему недоставало в душе глубины покаяния, ощущения своей греховности и осознания
того, что все доброе существует в этом мире лишь по благодати Божией, а не благодаря
человеческим стараниям и силам.
Да
поможет нам всем, начиная с сегодняшнего дня, благодать Святаго Бога глубже осознать, что такое покаяние, и молитвенно испросить у Господа даровать нам глубокое и искреннее покаяние, открыть нам темные стороны нашей души, над которыми мы еще не поработали духовно, даровать нам благодать молитвы, потому что без молитвы не
может происходить и не может быть успешной никакая борьба. А еще да подаст Он нам благодать любви, терпения, кротости и вообще всех
святых добродетелей, в
которых мы будем подвизаться во время сей благословенной Триоди и Святой и Великой Четыредесятницы.
По-отечески желаю вам всем много благодати Господней в этой борьбе, которую мы
начинаем сегодня, по благословению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и святых покровителей нашего монастыря.
Источник: Архимандрит Георгий Капсанис, Проповеди на праздники Постной Триоди (2006-2014). Изд-во монастыря Преподобного Григория, Святая Гора Афон, 2022. - с. 13-18.
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!