Вернуться на главную

среда, 31 января 2024 г.

Считал ли святой Марк Ефесский латинян церковью? (митрополит Иерофей Влахос)

 

Ниже приводится отрывок из очень важного «Выступления и доклада на Архиерейском Соборе Элладской Церкви (ноябрь 2016 г.)» митрополита Навпактского Иерофея, который можно найти здесь на греческом и здесь на английском языке.

~

К сожалению, во время «Критского собора» некоторые поддержали идею о том, что святой Марк Ефесский (а также Собор 1484 года, осудивший Ферраро-Флорентийский собор, и Окружное послание Восточных Патриархов 1848 года) использовали по отношению к западным христианам слово «Церковь». На самом деле, это не так, и я кратко продемонстрирую это ниже.

вторник, 30 января 2024 г.

Святой Антоний Великий о ересях и расколах (протопресвитер Феодор Зисис)



1. Смешение несмешиваемого

С величайшей мудростью Церковь через богопросвещенных Святых Отцов определила, чтобы каждый год повторялись праздники одних и тех же святых, дабы приобщаясь их жизни и учению, мы исполнялись таким же благочестием и добродетелями, как и они, укреплялись в православных догматах и подражали их святой жизни.

В связи с недавним празднованием памяти преподобного Антония Великого, в Фессалоникийском храме которого мы служили в течение четверти века (1993-2017) и из которого были изгнаны, потому что стремились на практике применить учение преподобного Антония о еретиках, прошлых и нынешних, мы подумали, что было бы весьма полезно снова обратиться к его учению, а также вспомнить его позицию по отношению к величайшей ереси — арианству и мелитианскому расколу.

Сейчас это более, чем необходимо, поскольку Церковь страдает и подвергается расколу не только под влиянием всеереси экуменизма, еще более страшной, чем арианство, но и по причине украинского раскола, который, словно по велению волшебной палочки, утвердил и легализовал Вселенский Патриарх Варфоломей. Действуя подобно монарху и тирану, как Восточный Папа, он предоставил автокефалию раскольникам, которые не только далеки от покаяния и смирения, но многие из них вообще не имеют священства: они являются нерукоположенными или саморукоположенными. 

пятница, 26 января 2024 г.

«Если хочешь спастись, никому не говори, что ты умеешь петь на клиросе…»

 


ТАЙНЫЙ ПЕВЧИЙ

 

Как-то раз один человек приехал из Константинополя на Святую Гору Афон, желая поступить в монастырь и принять монашеский постриг. Он пришел к одному духовнику в скит святой Анны, чтобы исповедаться и посоветоваться с ним.

Духовник поинтересовался, чем он зарабатывает на жизнь, и тот ответил, что он — главный певчий и регент патриаршего хора.

Духовник на это сказал:

«Если хочешь спастись, никому не говори, что ты умеешь петь на клиросе, потому что здесь, на Афоне, много панигиров[1]. Узнав о твоем мастерстве, тебя все время будут просить, чтобы ты пел по разным храмам, и ты не сможешь вкусить тишину монашеской жизни.

Я отправлю тебя к одному хорошему старцу. Сделай вот что: если тебе поручат читать, то читай хорошо, в полную силу. Если же тебя попросят петь, ты будешь петь фальшиво и делать вид, что не можешь повторить за старцем никакую мелодию или напев».

Будущий монах согласился с советами духовника и обещал следовать им, после чего тот отвел его к одному уважаемому старцу.

Через некоторое время духовник повстречал старца и спросил:

- Как поживает твой послушник?

- Хорошо, — отвечал ему старец, — он весьма преуспевает в послушании и хорошо читает на клиросе, только у него совсем не получается петь.

Через несколько лет духовник, который был прозорлив, получил от Господа извещение о том, что тайный певчий, бывший в ту пору уже монахом, скоро умрет. И тогда он сделал следующее…

понедельник, 22 января 2024 г.

Аргиро многострадальная (все четыре части)

Аргиро многострадальная

(1924-2014)


Житие блаженной Аргиро Стефанаки составлено отцом Евангелосом Папаниколау, священником и врачом, на основании ее слов и по рассказам людей.

 

Часть 1

Блаженная Аргиро Стефанаки родилась на Крите в деревне Василиес (Ираклион) 7 декабря 1924 года. Ее родители были благочестивы. Жили бедно, но семья не нуждалась. У них было пятеро детей: Аргиро, Аристид, Иоанна, Георгия и маленький Венизелакис, который умер в младенческом возрасте. Жизнь на острове была спокойной. После освобождения от турок последовало объединение с Грецией.

Аргиро была умна, проворна, красива — большеглазая и длинноволосая, свои прекрасные волосы она всегда заплетала в косы. С юных лет отличалась благочестием. В общении была приятна, скромна и больше всего любила церковь и службу. Когда она достигла совершеннолетия, ее засватал один парень из той же деревни.

Сразу же после свадьбы последовала греко-итальянская война, и ее новобрачный муж ушел на фронт. Она преданно ждала его возвращения и оказывала любую посильную помощь своему родному народу, который в тот период проходил настоящие испытания: помогала одеждой, отправляла посылки на фронт и т. д.

После завершения военных действий, в мае 1941 года вернулся на Крит и ее муж. Из-за того, что немецкие десантники потерпели поражение на Крите, фашисты бесчеловечно мстили жителям острова. Они сжигали деревни и устраивали повсеместные казни. За одного убитого немца казнили десять невиновных греков.

Архимандрит Афанасий Митилинеос: Народ Божий и мир (полный текст)

 

Беседа на тему: «Народ Божий и мир».

О покаянии и последних временах.

Жертва Авеля и жертва Каина. Палатинская капелла

 

Дорогие братья и сестры! Нет никаких сомнений в том, что все вы, собравшиеся здесь, являетесь православными христианами. Это утверждение неоспоримо и верно. Все мы были крещены, и поэтому имеем честь носить звание православных христиан. Но, к сожалению, есть и другой факт, такой же неоспоримый и верный, как и первый: именуясь православными христианами, мы не исповедуем Святое Православие на деле. А происходит это потому, что мы не хотим отличаться от людей, которых Святые Отцы называли словом «мир»[1]. Несмотря на то, что все или почти все из нас приняли Таинство Святого Крещения, во все исторические эпохи продолжает существовать это разделение между людьми на «народ Божий» и на так называемый «мир», которое мы рассмотрим в дальнейшем. И почему-то происходит так, что мы не хотим отличаться от мира и поэтому не исповедуем нашу веру, принижая, таким образом, высокое звание христианина.

Человек, желающий отделиться от мира и вести себя иначе, чем его окружение, сталкивается с большими искушениями. Это является проблемой для христиан и, если вам угодно, той проблемой, которая особенно характерна для нашей исторической эпохи, стремящейся перевернуть все с ног на голову и объединить всех и вся. Нежелание отличаться от мира чревато для православных христиан тяжелейшими негативными последствиями — мы рассмотрим это ниже.

воскресенье, 21 января 2024 г.

Святое Богоявление (митрополит Флоринский Августин Кантиотис)

 

Воссиял, дорогие мои, великий праздник Богоявления, один из древнейших праздников нашей Святой Церкви.

В первые века христианства этот праздник был объединен с празднованием Рождества Христова. В один и тот же день, 6 (19) января, христиане отмечали Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне. Эти три события праздновали вместе. Кто же их разделил? Святой Иоанн Златоуст. Он постановил отмечать праздники Рождества и Крещения отдельно по причине исключительной важности каждого из них. Некоторые не согласились с этим и подвергали святого нападкам и критике. В конце концов, изменения были закреплены в календаре. Единственные, кто продолжает праздновать Богоявление и Рождество вместе, — это армяне. Но давайте пока оставим историю этого дня в стороне и перейдем к его смыслу и значению. [...]

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»[1], — говорится в отрывке из послания к Титу, который читается на Божественной Литургии в этот день. Глубина его безгранична. Греческое слово «харис» (χάρις), которое переводится в этом случае как «благодать», имеет еще и другое значение: «помилование приговоренного к смерти». О том, что такое помилование, рассказывает нам Достоевский в одном из своих произведений,[2] где описывается помилование заключенного, но на самом деле этот случай взят из его собственной жизни. Так вот, этого заключенного приговорили к смерти, посадили в тюрьму, а в день казни взяли его перед рассветом, вывели за город и уже собирались убить, как вдруг увидели вдалеке приближающегося всадника, который кричал: «Стойте! я привез от царя указ о помиловании!». Ему была дарована жизнь, он не был казнен! Этот момент Достоевский помнил всю свою оставшуюся жизнь.

понедельник, 15 января 2024 г.

Митрополит Морфский Неофит: Как утешить печального человека?

 

Проповедь митрополита Морфского Неофита в скиту преподобного Серафима Саровского в селении Скуриотисса, митрополия Морфу.

***

Многая и благословенная лета!

Преподобный Серафим Саровский известен своим аскетическим подвигом. Он коленопреклоненно стоял на камне и молился тысячу дней. Много лет он пребывал в затворе в полном молчании. Особую любовь преподобный питал к Святому Евангелию, прочитывая все четыре Евангелия и Апостольские послания за неделю. Как и все святые, он очень любил святую Псалтырь.

Будучи пострижен в великую схиму, преподобный Серафим одевался очень скромно. Монашескую мантию он носил, но вместо черной рясы надевал крестьянское белое платье и обувь.

воскресенье, 14 января 2024 г.

«Организованно продвигается растление, а Церковь молчит, увы» (протопресвитер Иоанн Диотис)

 

Открытое письмо членам греческой партии СИРИЗА

 

 

Протопресвитер Иоанн Диотис,
Богослов - журналист - писатель - издатель
(почетный член Афинской академии)

 

Братья, благословен Бог!

 

Мое сегодняшнее письмо посвящено такому противоестественному пороку как содомия (гомосексуализм). Многие существенные аспекты этой темы неизвестны широкой аудитории. Я постараюсь объективно и кратко изложить этот вопрос по существу. Заранее подчеркну, что, как я уже писал, я ненавижу именно зловонную страсть содомии, а не самих содомитов, которые являются нашими братьями и сестрами, достойными всяческого сожаления, и которые призваны к покаянию.

Святитель Василий Великий о том, что не следует без осторожности проводить время со всякими людьми

 


Не должно без осторожности доверяться всякому и перед всяким себя обнаруживать и открывать. Ибо, кто живет по Богу, у того много наветников, и нередко самые близкие к нему подсматривают за его жизнью. Поэтому не без предварительного испытания надобно иметь свидания с посторонними. Ибо если Спаситель, как говорит Евангелие, не всякому вверялся, сказано: «Сам Иисус не вдаяше Себе в веру их» (Ин. 2, 24), если Он, чистый, непорочный, неукоризненный, праведный, Он, Который весь — добродетель, поступал так, то мы, грешные, поползновенные, не всегда верно идущие к цели — то по естественной своей немощи, то по ухищрению того, кто лукаво и неослабно с нами борется, — выдавая себя людям любопытным, не навлечем ли на себя злой клеветы и не устроим ли сами себе соблазнов? Ибо люди порочные часто и прекрасные дела стараются оклеветать и даже маловажных погрешностей не потерпят оставить неосмеянными.

 


Источник: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. Слова о подвижничестве. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 6.

пятница, 12 января 2024 г.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да будут удалены от Церкви нераскаянные» (отрывок из проповеди)

...Итак, пусть никто из предающихся этому блуду не входит в церковь, но пусть будет он отвержен и вами и считается нашим общим врагом. «Если же кто, — говорит апостол, — не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Сол. 3, 14).

Сделайте вот что: не разговаривайте с ним, не принимайте его в дом, не разделяйте с ним трапезы, не имейте с ним общения ни при входе, ни при выходе, ни на торжище; таким образом будет легче обратить его.

Как тех зверей, которых нелегко поймать, охотники загоняют не с одной стороны, но отовсюду и направляют их со всех сторон; так и тех, которые уподобились свирепым зверям, будем преследовать общими силами, мы с одной, а вы с другой стороны, и тогда скоро уловим их в сети спасения.

среда, 10 января 2024 г.

Сила молитвы к Пресвятой Богородице. Случай из жизни

 

Много лет назад в сельской местности в Греции жила одна благочестивая семья. Молитвослов в ту пору был редкостью, поэтому они в основном молились по памяти и часто читали дома молитву, называемую Архангельским приветствием: «Богородице Дево, радуйся…». С ранних лет эту молитву повторял и их маленький сын, где бы он ни был: в доме или когда играл во дворе.

Однажды, когда он немного подрос, то пошел с другими детьми на речку.

По неосторожности он поскользнулся и упал в воду.

воскресенье, 7 января 2024 г.

Он пришел как Спаситель, как Просветитель, как Искупитель, пришел «Тот, Который есть и был и грядет, Вседержитель»

 


Почему Христос пришел в мір?

 

Пишет д-р Харалампий М. Бусьяс, великий гимнограф Александрийской Церкви

 

Верно слово и всякаго приятия достойно,

яко Христос Иисус прииде в мір грешники спасти,

от нихже первый есмь аз (1 Тим. 1, 15)

 

Наш Христос по непостижимой доброте и любви покинул лоно Отца и принял человеческую плоть, имея целью спасение всех нас и обожение. Господь пришел в мір не для того, чтобы спасти праведников. Он пришел, чтобы спасти грешников. Он Сам говорит нам: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Он есть Бог, спасающий грешных, мытарей, блудниц, разбойников, блудных. Он общался с ними, невзирая на мнение и осуждение міра. Он, как Бог, знал, что человеческая природа склонна ко греху, и хотел очистить ее и показать ей путь покаяния и спасения. Показать всем нам путь, ведущий к Богу Отцу.

Мой Бог — пришелец в земле чужой (Афанасий Папафанасиу)

 


Мой Бог — пришелец в земле чужой

Христос — Сын Божий, и Он также истинный Бог — сходит с Небес на землю, которая есть место изгнанничества. И на этой чужой земле Ему предстоит много дел, от рождения в яслях до распятия, воскресения и т. д. В продолжение всей Своей земной жизни Он все время был странником: будучи зачат Пресвятой Девой от Духа Святаго в Назарете, Он был рожден в Вифлееме, претерпел бегство в Египет, был воспитан в Назарете; Он жил в постоянном перемещении (Мф. 2, 1-23; Лк. 2, 1-5; Деян. 10, 38-39). И Он Сам говорит нам об этом: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8, 20).

И вот на этого Младенца-странника нацелился убийца Ирод. Вам это ничего не напоминает? В наши дни происходит нечто подобное, только Ирод оставил свой старомодный меч и взял в руки свастику. Кого в наши дни можно назвать словом «странник»? Это беженец, иммигрант. Пакистанец в Англии? Грек в Германии? Албанец в Греции?.. Мелкие людишки в чужой стране, скажете вы. Но смотрите, наш удивительный Бог отождествил Себя с ними: «Был странником, и вы приняли Меня [...] Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (см. Мф. 25, 31-46).

Мой Бог выбирает не честь, а бесчестие

Все могло бы быть по-другому. Рождение, например, во дворце, в замке, в особняке, на яхте и т. д. Конечно же, всемогущий Бог мог устроить все именно так. Но тогда бы Он не был Богом в наше спасение. Христос выбрал убогие ясли именно потому, что Он бесконечно и трепетно возлюбил… только не Свою власть, а человека. И если сегодняшние общественные системы питаются и питают в человеке внешнюю благопристойность, заключая его в непроницаемый саван престижа, власти и разобщенности, мой Бог, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2,7), «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).

Мой Бог нарушает мирские устои

Христос пришел не для того, чтобы насладиться красотами земли. Он пришел не для того, чтобы благословить тление, смерть и угнетение. Благодаря Его Рождеству «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16). Он Сам говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, возвестить наступление времени, в которое Господь принесет спасение народу Своему» (ср. Лк. 4, 18-19).

С Его рождением Любовь вошла в историю во плоти, и с тех пор Он стремится привить ее всем. Любовь не имеет ничего общего со слащавостью, с уходом от ответственности, с безразличием и терпимостью ко греху. Это единственный подлинный образ жизни, который предполагает разрыв с любым греховным порядком вещей. Таким образом, в глазах власть имущих христиане являются «всесветными возмутителями» (Деян. 17, 6).

Он «мой», потому что Он «наш»

У меня было много братьев и сестер, так как я родился в большой многодетной семье. Разве не было бы неразумно и глупо, если бы кто-то из моих братьев и сестер начал думать, что наш отец — только его? Точно так же и мы, обращаясь к Богу, говорим Ему не «Отче мой», а «Отче наш», то есть Отец всех нас. А раз он «Отец наш», значит все мы — братья и сестры, сделанные из одного и того же «теста». Как сказал апостол Павел в своем послании к Галатам: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 26-28). Мой Бог является моим Отцом именно потому, что Он — Отец каждого человека, приходящего в мир.

Рождество Христово означает, что впервые в истории Бог и человек соединились воедино. Сын Божий воплотился, принял человеческую природу (взял реальное человеческое тело и душу). Это Тело, которое мы впервые видим в яслях, — первое человеческое тело, которое, привившись к животворящему Божеству, достигло наконец воскресения, победило тление и смерть. Все это не является прошлым. Таинство Евхаристии, совершаемое в каждой церкви, если вдуматься, говорит нам о том, что Христос не удалился от земли, но оставил нам Тело Свое, чтобы каждый человек мог стать членом Его, «сотелесником» богочеловеческого Тела Христова.

Поздравляю вас с Рождеством, дорогие братья и сестры, и прошу вас, давайте не будем забывать: если бы Христос не воплотился даже для самого последнего бродяги и «бомжа» (так наши современники, к сожалению, называют тех, кого презирают), то Он не воплотился бы ни для кого из нас.

Афанасий Папафанасиу

 

[1] Архим. Иустин Попович, Человек и Богочеловек, изд-во Астир, Афины, 1974, с. 147.

 

Перевод выполнен в сокращении, источник: https://wra9.blogspot.com/2022/12/blog-post_440.html?m=1

@«Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

вторник, 2 января 2024 г.

«Проведем новый год, облекшись в оружия света!» (Н. Дапероглас)

 

В первый день нового года, помимо пожеланий здоровья и житейского счастья (которые, хотя и важны, но не являются самой важной вещью на земле), давайте-ка пожелаем, а заодно и помолимся о пробуждении от тьмы, в которую мы погружаемся, о покаянии и о восстании нас всех от ложа духовной болезни и духовного расслабления. Ибо, когда вокруг нас все бушует и пребывает во мгле, как никогда актуальны слова апостола Павла о том, что «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 11-15).

И вот, когда наступил во многих отношениях переломный 2024 год, настало наконец время сказать себе и друг другу настоящие пожелания, не мирские, а духовные. Так давайте же пожелаем свободы и духовного возрождения нашей опустошенной родине, воскресения тем, кто погрузился во тьму отступничества от Бога, доброго исповедания Христа и выхода из мрачного плена, в котором мы пребываем с риском погрязнуть в нем навсегда. Да подаст всем нам Христос дух покаяния и хотя бы немного сил, чтобы эти пожелания не остались только на устах, но достигли нашего сердца, вселились в него и осолили его, молитвами и заступничеством Его Пресвятой Матери и всех святых.

Желаю вам хорошего года во свете Христовом! Года, духовно плодотворного и благословенного!

Нектарий Дапероглас,

доктор исторических наук 

1 января 2024 года


Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2024/01/01/ν-δαπέργολας-καλή-και-ευλογημένη-χρο/

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

 

Последняя новогодняя проповедь св. праведного Иоанна Кронштадтского

 

Слово на новый 1907 год

«И увидел я новое небо и новую землю» (Апок. 27, 1-7).

Приветствую вас, братия и сестры, необычным новым поздравлением: с новым небом и новою землею. Не удивляйтесь и не говорите, что рано поздравлять, чего нет еще. Но ведь, слово Божие истинно и тайнозритель Иоанн благовествует о новом небе и о новой земле, как о настоящих; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет (Апок. 21, 7), «небо и земля прейдут», говорить Господь, «а слова Мои не прейдут » (Мф. 24, 35).

понедельник, 1 января 2024 г.

Старец Ефрем Аризонский: молитва на начало нового года.


«Благослови, Владыко мой и Господи, сей новый год, по велицей и богатой милости Твоей.  В этот год благости Твоея, Отче, будь всегда как Свет вместе со мною; просвещай меня, чтобы я шел неуклонно и прямо по пути святому Твоему. Внимай мне больше, чем прежде, в этом году, Господи. И волю Твою святую сподоби мя творити всегда».

+ Отец ваш Ефрем.