Ниже приводится отрывок из
очень важного «Выступления и доклада на Архиерейском Соборе Элладской Церкви
(ноябрь 2016 г.)» митрополита Навпактского Иерофея, который можно найти здесь на греческом и здесь
на английском языке.
~
К сожалению, во время «Критского собора» некоторые поддержали идею о том, что святой Марк Ефесский (а также Собор 1484 года, осудивший Ферраро-Флорентийский собор, и Окружное послание Восточных Патриархов 1848 года) использовали по отношению к западным христианам слово «Церковь». На самом деле, это не так, и я кратко продемонстрирую это ниже.
Святой Марк Ефесский
Святой Марк Евгеник
(Ефесский) перед началом диалога написал письмо Папе, показывая свое искреннее
расположение к диалогу, что показывает его добрые намерения, а также выражая
волю всей делегации Константинопольской Церкви. Нельзя налаживать диалог и при
этом выражать свои сомнения или ругать соперника. Однако, когда он понял весь
образ мыслей представителей латинян, то выразил свои воззрения соответствующим
образом. Святой Марк был благородным человеком и исповедником в то же самое
время.
Было написано много важных
работ, посвященных житию и богословию святого Марка Ефесского. Выделю две из
них, а именно: диссертацию Иринея Буловича (ныне епископа Бачского) под
названием «Таинство различия Божественной сущности и энергии в Святой Троице по
Марку Евгенику, епископу Ефесскому» и о. Димитрия Кескиниса под названием
«Пневматология святого Марка Евгеника, епископа Ефесского, и ее актуальность».
Также есть работа Ираклия Реракиса о брате святого Марка, Иоанне Евгенике, под
названием «Диалог Востока и Запада об объединении Церквей в XV в. по Иоанну
Евгенику».
Читая внимательно эти три
диссертации, можно проникнуться атмосферой, царившей в то время, и лучше понять
православное святоотеческое богословие святого Марка Ефесского. Особенно я
подчеркну некоторые моменты.
Во-первых, святой Марк
Евгеник был великим богословом, носителем учения святого Григория Паламы, о
котором он прекрасно отзывался.
Во-вторых, еще в миру, до
того, как он стал священником, он был охвачен желанием объединить Восток и
Запад и с большим желанием и ревностью готовился к этому делу. И хотя он начал
рьяно работать над таким объединением, постепенно его охватило «разочарование и
богословская безысходность».
В-третьих, соответствующее
послание, написанное святым Марком для передачи Папе Евгению IV, в котором есть
некоторые фразы о разделенном Теле Церкви и т.д., было написано после уговоров
кардинала Иулиана и при больших сомнениях святого, хотя и в целях благополучного
исхода переговоров. Но Иулиан не был в восторге от содержания послания, потому
что оно осуждало Папу как причину раскола и прибавления Филиокве, и вместо
того, чтобы отдать его Папе, он передал его императору, который пришел в ярость и
запретил впредь разговаривать архиереям с латинянами, и только благодаря
вмешательству Митрополита Никейского избежал наказания святой Марк. Ни при
каких обстоятельствах это послание не было зачитано перед Собором.
В-четвертых, святой Марк
выражал все богословие Вселенского Собора, Οросы, которые были хорошо ему известны — по всем этим Οросам он ограничил обсуждение с самого начала и привел в замешательство латинян, в результате чего богословский диалог, начавшийся в Ферраре, зашел в тупик, и Собор был перемещен во Флоренцию.
В-пятых, православные
представители, включая и святого Марка, подверглись давлениям и угрозам и
столкнулись с хитростями и обманом. Так, Иоанн Евгеник пишет о больших
страданиях, не только о настоящих и предстоящих бедах, «но и об отнятии
свободы, что как рабы они были заключены». Также он говорит о длительном
лишении средств первой необходимости, о «нищете» и «голоде».
В-шестых, во время Собора
святой Марк Евгеник боролся за объединение с любовью, вносил предложения,
которые не были приняты, был борцом, но спокойным. Он искренне искал истину.
После Собора его «полемика» «ограничивается в большей мере латинствующими
соотечественниками, чем католиками-латинянами.
Профессор Иоанн Кармирис,
используя свидетельства историков, присутствовавших на Ферраро-Флорентийском
Соборе, пишет, что святой Марк и во время Собора считал латинян еретиками.
Марк Евгеник и во Флоренции
говорил православной делегации, что «латиняне не только являются схизматиками,
но и еретиками; и наша Церковь умалчивала об этом, поскольку они являются родом
более сильным, чем мы» (J. Harduin, Acta Consiliorum, Parisiis 1715), и «мы не
хотели (те, кто были до нас) торжествовать над латинянами как еретиками,
приемля их обращение и творя дружбу к ним» (S.Syropuli, Vera historia unionis
non verae, 9,5, p. 256)»[1].
Святой Марк Ефесский,
согласно Протоколам и воспоминаниям о Ферраро-Флорентийском соборе, всегда
считал латинян еретиками и говорил это православной делегации, но делегация
Православной Церкви не хотела об этом публично заявить ввиду тяжелых
обстоятельств той эпохи и вела себя по отношению к ним дружественно, надеясь на
их возвращение.
Но, конечно, святой Марк
Евгений и после того Собора, когда увидел истинное расположение латинян,
высказался очень жестко. Известно его послание «всем, находящимся повсюду на
земле и на островах православным христианам».
Это послание начинается
фразой: «Пленившие нас злым пленением и пожелавшие отвести в Вавилон латинских
обрядов и догматов, не смогли привести это в конечное исполнение…»[2]. Он
считает, что пошел в Вавилон латинских обрядов и догматов и что во время Собора
они находились в заложниках. В другом месте послания он пишет: «Они живут как
еретики, мы их избегаем, а потому мы с ними разделились… они суть еретики, а,
следовательно, как еретиков мы их отсекаем»[3]. Латиняне — это
еретики.
Тех, кто пытается
находиться между Православной Церковью и латинянами, то есть «стоящих
посредине», из которых одни латинские обряды и догматы хвалят, другие хвалят,
но не признают («не могут с ними согласоваться»), а третьи даже и не хвалят
вовсе, но ведут себя примерно так, как современные экуменисты, он называет
«греколатинянами» и советует: «Бегайте их, как бегают от змеи, а они гораздо
хуже змей, как христопродавцы и христоторговцы». И ниже пишет о них: «Итак,
братие, бегите от общения с ними; ибо они — лжеапостолы,
делатели нечестивые, принимающие на себя личину Апостолов Христовых»[4].
Профессор Иоанн Кармирис
замечает:
«Из-за вышеназванных
догматических отличий и отклонений латинян от «правой веры…, и в отношении
этого богословия о Святом Духе», Марк Ефесский характеризует их как еретиков;
несомненно, что Православная Церковь в ту эпоху и, вероятно, начиная с эпохи
крестоносцев считала латинян не только схизматиками, но и еретиками, принимая
приходящих от них к Православию через помазание святым миром, отождествляя их также с арианами, македонянами, савватианами (четыредесятниками), новацианами
и другими еретиками IV века, в соответствии с 7-м правилом Вселенского Собора,
по сути, ссылаясь на 16 вопрос-ответ Феодора Вальсамона»[5].
Святой Марк Ефесский после
Ферраро-Флорентийского Собора 1438-1439 гг. и после того, что он там увидел,
говорит не о Западной церкви и даже не о инославной церкви, а о латинянах и
еретиках. И странно, что некоторые приписывают святому Марку экуменическое
мировоззрение и не понимают правильно, с одной стороны, его благородного
отношения к Собору, когда он от имени всей делегации выражает надежду, что Собор пройдет во благо Церкви и будет способствовать столь ожидаемому единению,
а, с другой стороны, православное противостояние еретикам-латинянам после этого
лжесобора.
Следовательно, избирательная
и искаженная интерпретация некоторыми современными богословами и священниками
православной позиции, которой придерживался святой Марк Ефесский на
Ферраро-Флорентийском Соборе, является во всех отношениях неприемлемой и антинаучной.
О. Димитрий Кескинис пишет: «Фрагментарный подход, который, к сожалению,
культивировался либо намеренно западными «учеными», либо по наивности
православными невеждами, является несправедливым по отношению к этому великому
богослову Церкви и, по сути, возмущает наше православное сознание»[6].
Митрополит
Навпактский Иерофей (Влахос)
2016 г.
[1]
Кармирис Иоаннис. Догматические и символические памятники Православной Соборной
Церкви, т. 1, Афины, 1960, с. 419.
[2]
Кармирис Иоаннис, там же, т. 1, с. 421.
[3]
Там же, с. 425.
[4]
Там же, с. 427-428.
[5]
Там же, с. 419
[6]
О. Димитрий Кескинис, Пневматология святого Марка Евгеника, епископа Ефесского,
и ее актуальность. Салоники, 2011, с. 66.
@Перевод 2017 года для интернет-портала «Православный Апологет».
Не совсем ясен перевод этого абзаца:
ОтветитьУдалитьВ-четвертых, святой Марк выражал все богословие Вселенского Собора, Οросы, которые были хорошо ему известны — по всем этим Οросам он ограничил обсуждение с самого начала и привел в замешательство латинян, в результате чего богословский диалог, начавшийся в Ферраре, зашел в тупик, и Собор был перемещен во Флоренцию.