Вернуться на главную

пятница, 1 марта 2024 г.

Лукавые человецы (архимандрит Афанасий Митилинеос)

Проповедь на Второе послание к Тимофею, глава 3, стихи 1-13


Лукавые человецы

Апостол Павел, дорогие мои, пишет свое Второе послание к Тимофею, которое мы слышали сегодня, из Рима, приблизительно в 67 году по Р. Х. Это его последнее послание. И оно считается его лебединой песней, потому что апостол Павел вскоре принял мученическую смерть в Риме, в том же 67 или 68 году.

Так вот, в этом послании к Тимофею, которого он очень любил и который тогда уже был епископом Ефесским, апостол Павел пишет ему очень важные с пастырской точки зрения вещи. Среди прочего, он предупреждает его о грядущем отступничестве и даже приводит длинный список тех, кто в конце времен последует по этому пути. Список характеристик. К отступничеству приведет христиан их нравственное падение.

«Сие же веждь, — пишет он ему, — яко в последния дни настанут времена люта (т. е. тяжелые времена). Будут бо человецы самолюбцы». И он приводит, дорогие мои, и перечисляет двадцать две характеристики! Когда он говорит «человецы», он имеет в виду христиан! Они будут такими, такими, такими. Среди одержимых тяжелейшими грехами — и весьма справедливо — на первое место он ставит «самолюбцев». Потому что от себялюбия, этой болезненной любви человека к самому себе, вытекает всё зло; все страсти, все пороки — все они вытекают из себялюбия. Давайте никогда не забывать об этом.

Это отступничество, естественно, уже начинается, потому что всякое пророчество начинает сбываться с момента, когда у пророков пишется: «грядет». Конечно, оно развивается постепенно, чтобы достичь кульминации в свое время. Итак, предвидя ужасное положение, в котором окажутся христиане, апостол Павел пишет Тимофею, чтобы он знал об этом и был готов не только остеречься сам, чтобы не пасть, но и сохранить вверенное ему Господом стадо — беречь его, поддерживать его и заботиться о нем. Поэтому он пишет: «Ты же последовал моему учению»… Здесь противительный союз «же» означает: «в отличие от тех, о которых я писал тебе выше» (о них мы слышали из предыдущих апостольских чтений).

«Ты же последовал моему пути, моей жизни, последовал мне в гонениях, в т. ч. и бывших в Листрах, — откуда был родом Тимофей, — и от всех меня избавил Господь». А далее апостол Павел добавляет: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы; лукавые же люди и чародеи (т. е. колдуны, маги) будут преуспевать во зле. Вводя в заблуждение и заблуждаясь. Но будь осторожен, Тимофей. Пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено».

А кто же те, кто будет преследовать благочестивых? Апостол Павел говорит Тимофею: «Я был гоним в жизни моей». Он пребывает на исходе своей жизни, это его последнее письмо. «И ты тоже будешь гоним». Он косвенно дает ему знать об этом. И действительно, Тимофей, дорогие мои, мученически завершил свою жизнь в Ефесе. Но кто будут гонителями благочестивых? «Лукавые человецы и чародеи». То есть злые люди и занимающиеся магией, прибегающие к помощи сатаны.

Можно спросить: «Есть ли в этом мире злые люди? Есть ли люди, занимающиеся диавольскими искусствами и злохудожеством, как говорит святой Кирилл Иерусалимский? Чтобы вредить благочестивым?» Конечно, да. К сожалению, дорогие мои, да! И недостатка в этих людях не будет никогда. И они не только не исчезнут, но с течением времени и к концу истории их число увеличится.

На этом месте нам бы хотелось остановиться, дорогие мои, чтобы посмотреть, кто эти злые люди и чародеи. «Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми». Это и будет темой нашей беседы сегодня.

Кто эти лукавые люди? Это те, кого лютая злоба толкает к изгнанию всего, что принадлежит Богу. Апостол Павел пишет о них уже в одном из первых своих писем, в послании к Фессалоникийцам: «Итак молитесь за нас, братия, чтобы нам избавиться от беспорядочных (гр. ἀτόπωνбезместных) и лукавых людей, ибо не во всех вера».

Кто такие эти «безместные»? Это единственный случай, встречающийся в Священном Писании (не знаю насчет других литературных текстов), когда слово «безместный» относится не к вещам, а к людям. Потому что обычно мы говорим о нелепых, худых, греховных помыслах и делах: «Это безместная вещь». Беспорядочная, недолжная. То есть она не к месту. Необоснованная, вопреки здравому смыслу. Изменчивая, пустая. Здесь же это относится к людям: эти «безместные». То есть делающие неподобное, злые, несправедливые, в буквальном смысле противоречащие разуму. Тот, кто вне пространства и времени, так сказать. Безумец. Не потому что его место в тюрьме. Или в сумасшедшем доме. А потому что он хочет так думать. С его мозгом ничего не произошло. Но он пострадал из-за нравственного извращения. Это не органическое расстройство. Но нравственное повреждение. И кто эти люди, безместные и лукавые? «Те, кто противятся проповеди», — говорит Златоуст. Те, кто постоянно хотят противоречить слову Божьему. И похоже, что такие люди были известны фессалоникийцам, поэтому апостол Павел пишет им эти слова. Апостол Лука в Деяниях говорит нам об этом. Когда Павел и Сила прибыли в Фессалонику, идя из Филипп, прошли через Амфиполь и пришли в Фессалонику, там они начали проповедовать; иудеи взревновали, когда увидели, что греки уверовали. Они действительно обратились ко Христу, это было удивительно! А теперь послушайте, о чем повествует евангелист Лука в Деяниях в 17-й главе: «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город». «Они пошли и нашли, — говорит он, — крамольников, «людей с площади» (гр. ἀγοραῖοι)». Уличную шпану, всякий сброд… людей, легко изрыгающих площадную брань и увлекающих за собою толпу… Здесь имеются ввиду не просто неграмотные люди, но те, у кого грубые манеры и вульгарный нрав. Он говорит, что иудеи нашли именно таких. Он называет их «крамольниками и лукавыми». Им велели собрать толпу и возмущать город, настраивая людей против Павла и Силы. Вот кто такие «лукавые человецы».

Итак, апостол Павел имел в виду именно их, и фессалоникийцы тоже знали, о ком идет речь. Именно поэтому Павел бежит из Фессалоники и идет в Верию, о жителях которой Лука говорит, что народ там был благомысленнее той страшной толпы нечестивых и лукавых людей в Фессалониках.

Нечто подобное произошло с Павлом и во время его пребывания в Ефесе. На этот раз некий идолопоклонник Димитрий, серебряник — он чеканил монеты и делал статуэтки Артемиды и небольшие макеты ее храма (кивории) из серебра или другого металла, главным образом серебра, которые продавал паломникам, приходящим в Ефес. И работы у него было много, целое производство, так сказать. Когда Димитрий увидел Павла, проповедующего о том, что идолы — ничто, он возмутил город до предела. Прочитайте, пожалуйста, там, в 19-й главе, чтобы увидеть, что сделал этот человек и в каком трудном положении оказался апостол Павел.

Таким образом, апостол Павел указывает и причину, лукавства этих людей. Что он говорит? Что не во всех вера. То есть, что они, по причине своего дурного стремления, не хотят принять веру и превращаются в лукавых и злых, в безместных людей. А таковые, дорогие мои, очень легко становятся орудиями дьявола. Они становятся, как говорит Господь, «сынами лукавого». Они лукавые, потому что их покровитель — диавол — лукав. Не говорим ли и мы: «и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого»? Итак, диавол лукав, и лукавы орудия его. Эти люди до сих пор называются Господом «плевелами и сорняками». За лукавыми людьми прячется диавол и, прикрываясь ими, остается неузнанным.

И в наше время, дорогие мои, есть лукавые люди, и они восстают против нашей веры. Будьте осторожны. Их много. Сегодня, пожалуй, это выражено явственнее, чем в любое другое время. И эти лукавые люди ополчаются против веры и действуют организованно. Раньше было не так. Они могли организовываться по местам, ограниченно. Теперь лукавые люди организованы против Церкви, если хотите, в глобальном масштабе. И они действуют против верующих методично, по науке.

Более того, под прикрытием социальных систем они спокойно действуют против Церкви и верующих. Могут ли находящиеся внутри ограды церковной, крепости, стен, то есть верующие или духовенство любой степени, вступить в союз с теми, кто пребывает вовне? Да, к сожалению, происходит и это...

Лукавые люди используют против Церкви пропаганду. Пропаганда — это не греческое слово, как вы знаете, но оно вошло в обиход и теперь используется в нашем языке. Propagate  — итальянское слово, но я вам его привел на английском, оно означает «распространять». Это то, что они делают, чтобы добиться чего-то, систематически и постепенно. И эта самая пропаганда стремится заполонить все средства информации. И самое худшее — вторгнуться в семью, в образование и в государственные дела. Они гонители Церкви, Христа, тайные и явные. В наше время они заняли все ключевые посты в управлении. И действуют с фанатизмом и яростью.

Мы не должны забывать, что говорит евангелист Иоанн в своем Откровении — то есть происходящее сейчас запечатлено в Священном Писании: «Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». (Откр. 12, 12) Другими словами, заканчивается История. Мы могли бы сказать, дорогие мои, что этот организованный натиск — не что иное, как великий гнев диавола. Здесь толкование не составляет трудности. Вы понимаете. И когда евангелист Иоанн говорит, что диаволу осталось мало времени, это можно рассматривать, как эсхатологическое явление. Эсхатологических явлений-признаков не семь, как говорят некоторые. Их много, их очень много! Стоит только поискать в Писании, и можно найти очень многое. Итак, перед нами эсхатологический элемент, знамение.

Опять же, лукавые действуют в своем нечестии и посредством ереси. О чем мы говорим? О том, что всем известно. Мы говорим, что хилиазм есть не что иное, как сионизм, который действует в народе через религию или, если точнее, через ересь, и есть не что иное, как распространение сионизма, даже среди низших слоев. Что такое масонство? Это религия. Языческая. И это тоже изобретение сионизма. На протяжении двух с половиной столетий оно существует в том же виде, что и сегодня, с целью... — позвольте мне это слово — загрести высшие классы, образованных, тех, кто обладает богатством или положением.

Таким образом, мы видим, что ересь является важным оружием сатаны. И всё, что восстает против Христа, по определению является антихристовым. А последний Антихрист, как человек, что он будет делать? Кто еще, как не он, выступит против Христа и развяжет то страшное гонение на христиан? И об этом написано в Священном Писании и даже в книге пророка Даниила. Апостол Павел пишет, что эти люди «противятся истине». «Люди, растленные умом, невежды в вере». Как он их называет? Не просто поврежденные, а растленные, развращенные. Это испорченные люди. У них нет надежды измениться. Поэтому он говорит: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился» (раз-вратился, от глагола «вращать»). То есть здесь видно, что эти люди действительно испорчены. Они свернули с правильного пути и идут путем погибели. У них никогда, никогда не будет надежды на спасение, на понимание истины. Называем ли мы их растленными умом, или говорим, что человек «развратился» — это одно и то же. Господь подтверждает это и говорит: «Лукавый человек от лукавого сокровища износит лукавое». Он лукав. Лукавая ценность, отданная на хранение, лукавое хранилище, лукавый ум, лукавое сердце. Всё лукавое. Глаза его лукаво сверкают, язык его лукав, все его действия лукавы. Откуда он их черпает? Из своего сатанинского лукавства.

Еще хуже, дорогие мои, те, кто занимается оккультными практиками, колдовством, кого называют чародеями. Чародейство, чаровство, ворожба — это всё магия. Метафорически сегодня мы говорим: тот, кто очень красив, изумителен, — он «очаровывает», то есть завораживает, околдовывает, пленяет.

Эти люди по требованию других людей, таких же лукавых, прибегают к дьявольскому искусству. «Обратился, — как говорят, — за помощью к магии». И даже если не для причинения вреда, а чтобы произвести какое-то магическое действие в отношении третьего лица. Что я могу сказать по этому поводу? Это не тема нашей беседы... — на это нет времени. Они практикуют магию всех видов. От астрологии, нумерологии, различных форм гадания, гадания на кофейной гуще, хиромантии, карточного гадания и т. д. до спиритизма. Весь этот спектр — то, чем занимаются лукавые люди. Их лукавые изобретения, дорогие мои, предназначены для того, чтобы сбить с пути верующего. И со многими, к сожалению, это случается...

Те, кто пользуются этими оккультными техниками, как я говорил вам, — люди лукавнейшие, истинные дети диавола. Как назвал Елиму-волхва апостол Павел на Кипре? «Сын диавола». Он противился истине, пытаясь помешать Сергию Павлу, проконсулу Кипра, уверовать во Христа. Апостол Павел упоминает еще двух волхвов в том же втором послании к Тимофею. Тех, которые выступили против Моисея, когда он творил перед фараоном знамения. Вы можете прочитать об этом в книге Исход. «Как Ианний и Иамврий … — их имена в Ветхом Завете не записаны, но они были известны апостолу Павлу из предания — противились Моисею, так и сии противятся истине. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось». «Будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». То, что мы уже слышали сегодня из апостольского чтения.

Лукавые люди, дорогие мои, это и те, кто пытается исказить истину посредством искусства или философии. Об этом мы тоже расскажем. Через средства массовой информации, радио, телевидение, книги и т. д. они вводят в заблуждение верующих и бросают их в пропасть сомнений, неверия, безнравственности, материализма и самообожения, которое есть прародительский грех. Это современные «люди культуры», они выплескивают всю грязь своего сердца, разбрасывают ее во всех направлениях и загрязняют все и вся. Они оскорбляют — во имя культуры, как они говорят, — все святое и священное, что почиталось веками. Даже Иисус Христос не стал исключением. Они — совратители,— вы знаете, кто такой совратитель — в неверие, атеизм и отступничество. Все они опять «будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ». Поэтому послушайте, как характеризует этих людей апостол Петр. Я не буду истолковывать, потому что нет времени. «Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею. Ибо, произнося прегордое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления». И действительно, все эти люди поддерживают друг друга. Вы прекрасно понимаете, насколько они поддерживают друг друга. А если один из них умрёт, какой они лепят из него образ!.. Имеющий ум да разумеет. Это, как написано в Псалтири, «сборище лукавнующих».

Но и ежедневно верующие сталкиваются, дорогие мои, с лукавыми людьми, которые всячески желают им навредить. Иногда, однако, верующий человек может позавидовать жизни лукавого человека, потому что лукавых сегодня стало слишком много, они преобладают и показывают ложный образ людей счастливых, раскрепощенных и свободных, но также и... зависимых в своем нравственном падении. Ты начинаешь, брат мой, с того, что ты свободен от чужого влияния? Ты станешь зависимым. И вы знаете, кого называют «зависимыми людьми». Наркоманов... Вот так они и начинали, со свободы. А теперь они зависимые. Они зависят от других. Они зависят прежде всего от наркотиков, а затем от других людей. Однако именно эти люди, наркоманы, к сожалению, становятся кумирами нашей молодежи. Поэтому Дух Святой повелевает: «Не ревнуй лукавнующим, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут». «Будь осторожен, — говорит Он, — не завидуй им». Поэтому Святой Дух продолжает возвещать: «Не пребудет никакой лукавый человек возле тебя». Верующий должен говорить то, что говорит псалмопевец: «Возненавидел церковь лукавнующих. Удалитесь от меня, беззаконные». Итак, мои дорогие, на деле это означает, что верующий никогда не должен входить в худые сообщества или порочные связи и участвовать в лукавых советах любого вида и рода. Потому что «лукавнующии истребятся», как сказано в 36-м псалме.

Кроме того, в собрании верующих нечестивцам не должно быть места. Поэтому Священное Писание через книгу Второзакония призывает, а апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам напоминает об этом: «Извергните лукавого из среды вас. Лукавые не могут находиться и вращаться среди вас». И что это значит? Как это? Апостол напоминает нам, кого он подразумевает под лукавыми: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе». Даже не ешьте с такими людьми. Почему? Потому что они лукавы.

Дорогие мои, таков характер лукавых людей. Поэтому евангелист Иоанн говорит нам, что «как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны».

Дорогие мои, давайте будем осторожны. Что я вам говорил? Мы обращаемся к Отцу нашему: «но избави нас от лукаваго». Заканчивая свою молитву, Есфирь, дорогие мои, просит Бога и говорит… Чтобы спастись от страшного Амана: «Избави нас от руки лукавнующих». Это должен говорить каждый верующий.

Архимандрит Афанасий Митилинеос

452-я беседа в сборнике

«Воскресные проповеди»

 

 

Источник: https://athanasiosamvonas.blogspot.com/?m=1

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

2 комментария:

  1. Доброго всем времени братья и сестры со Христом. Наше настоящее время в котором мы сейчас живем как мне видется похоже на тесто дрожживое. Скоро оно вскиснет и будет отправлено в печь. и процесс брожения будет прекращен. А кто такие дрожжи думайте сами. Каждое лукавство - обнажится после этого процесса от замешивания до приготовления ..дни лукавые настали. Имейте твердую веру в Справедливость и Божий о вас промысел.

    ОтветитьУдалить
  2. Греки, я заметила, часто обвиняют сионизм. Но ведь сионизм - это стремление евреев жить на своей земле. Разве они не имеют на это право? Это единственный народ, с 70 по 1948 год не имевший своего государства. Разве они не имеют права на государство? Среди евреев немало христиан и священников. Уж если какую ересь обвинять, так это каббалу. Далеко не все евреи каббалисты, но наверное все - сионисты. Сион находится на их земле, так в чем их обвинять? В желании жить там, где Сион? Читайте послание к Римлянам 11 главу об отношении к евреям. И есть немало сионистов, которые противостоят натиску так называемого новогомировогопорядка. В общем, я всегда за справедливость

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!