Наша Церковь, дорогие мои, 5-е воскресенье Великого поста посвятила преподобной Марии Египетской. Ее память совершается не сегодня — она отмечается 1/14 апреля. Но Церковь постановила праздновать ее память в этот день, как и память других святых в предыдущие воскресенья — св. Григория Паламы, св. Иоанна Лествичника, также есть неделя Крестопоклонная и неделя Торжества Православия — именно потому, что она хочет сообщить нам кое-что важное. Жизнь преподобной Марии Египетской до ее обращения к Богу была достойна глубочайшего сожаления. Однако плоды ее покаяния и слезы привели ее в Царство Божие, и она стала святой. Этим наша Церковь хочет сказать: «Не теряйте надежду. Великий пост — это поприще для состязаний, это стадион, это поле борьбы. Подвизайтесь, кайтесь, плачьте и вы не только будете прощены, но и сподобитесь святости. Вы не только «освятитеся, но и оправдитеся» (ср. 1 Кор. 6, 11), то есть вы будете признаны возлюбленными чадами Бога, живущими в вечности вместе с Ним».
Если вы, дорогие мои, спросите, что именно заставило преподобную Марию покаяться, то ответ будет такой. Она жила в Египте во время правления Юстиниана Великого, в VI веке, и была падшей, распутной женщиной. Прожив много лет во грехе, однажды она со своими друзьями, а точнее — с теми, с кем она вступала в греховную связь, приехала для паломничества в Иерусалим. Точно так же сегодня мы видим, возлюбленные, как на поклонение, например, к Плащанице, молодые люди идут вместе со своими «подругами» — безнравственными и блудными, «подругами» в плохом смысле этого слова, — и они вместе прикладываются к Плащанице, ходят на праздники, в крестные ходы со святыми иконами и т. д. и т. п. Это явление становится типичным в наши дни и пусть оно вас не удивляет: это свидетельствует об упадке и непоследовательности христиан, об отсутствии связи между их убеждениями и жизнью. Потому что если бы они хоть немного подумали, то они должны были бы сказать: «Что я сейчас делаю? Разве я могу идти за Плащаницей Христа вместе с человеком, с которым мы бессовестно попираем Его святые заповеди?». Все это совершенно немыслимо.
Точно так же начинала и преподобная Мария. Она отправилась в Иерусалим на поклонение с теми, кого она совратила на судне во время плавания. Это был день Воздвижения Честного Креста Господня, 14/27 сентября. Она хотела войти в храм, но невидимая рука удерживала ее у двери и она не могла войти внутрь. Она пыталась — и не могла. Она пыталась снова войти — невозможно! И тогда она поняла, в чем было дело: препятствием ко входу в храм были ее грехи. «Я — грешная и скверная блудница! Пресвятая Богородица, — обращается она к Матери Божией, — помоги мне войти в храм, и я прекращу свою развратную жизнь». И как только она произнесла эти слова, ее сердце пронзило (гр. κατενύγη) осознание своей греховности. Слезы выступили у нее на глазах, и невидимая рука прекратила препятствовать ее вхождению в храм. Она вошла и поклонилась святыням. Затем, когда закончилась Божественная Литургия, она вышла на улицу и больше ее не видели. Она перешла Иордан и там, в Иорданской пустыне, дорогие мои, она подвизалась в одиночестве, видимая одним только Богом, на протяжении 47 лет. И вот однажды в том месте, уже под конец ее жизни, проходил преподобный Зосима, священник, которому она рассказала свое житие. Год спустя он причастил ее Святых Христовых Таин, и она сказала ему: «Приходи и в следующем году увидеть меня». Но в тот самый день, когда преподобная Мария причастилась, она скончалась. Старец Зосима нашел ее останки и похоронил их год спустя.
Вот ее-то жизнь и показывает нам наша Церковь в этот день. Покаяние — это великое дело, дорогие мои. Что было началом ее спасения? Глубокая сердечная боль и слезы. Действительно, святой Симеон Новый Богослов говорит, что его духовный отец, преподобный Симеон Благоговейный, говаривал: «Никогда не причащайтесь Святых Тайн, если вы не пролили слез». Это великие слова, что человек должен приближаться к Богу с болезнованием в сердце. Пронзение, уязвление сердца (гр. κατάνυξις) — это отправная точка на пути к Богу, а его плодом являются слезы.
Слово κατάνυξις часто переводят как «умиление», думая, что оно описывает нечто трогательное, вызывающее чувство легкого восхищения. Так, например, говорят об умилительном пении хора и т.д. Я не знаю, насколько это близко к реальности. Глагол «κατανύσσω» состоит из двух частей: κατά (усиление) + νύττω, νύσσω (пронзать, колоть, поражать, ударять). Поэтому κατάνυξις означает пронзение, уязвление сердца, в результате которого появляются слезы…
Время от времени я встречаю таких людей, по которым можно увидеть, что благодать Божия уже посетила их сердца и они уже были уязвлены Божественной любовью. Это отображается и у них на лице, потому что в их сердце, в их душе уже произошло изменение, которое называется в священном псалме «изменением десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11). Когда десница Божия прикасается к душе человека, его душа воспламеняется, ранится, уязвляется. И на глазах появляются слезы. Он понимает и ощущает, что такое грех. Приходит в чувство и начинает жить по совести. Видя такие изменения в человеке, о нем говорят, что он покаялся. Поверьте, дорогие мои (сейчас я вам скажу одну страшную вещь), я боюсь, что из ста человек, которые приходят на исповедь, только один имеет глубокую сердечную боль о своих грехах. Большинство приходят на исповедь холодными и такими же холодными с нее уходят... Если поставить кастрюлю на плиту, но не включить газ, чтобы загорелся огонь, никакой готовки не будет. Точно так же, когда нет огня божественного «ранения», не может быть и духовной жизни. Это невозможно.
Именно по этой причине можно заметить, что некоторые наши христиане, хотя они уже начали или начинают исповедоваться, причащаться и ходить в Церковь, на самом деле напоминают «ходячие холодильники» — внутри они холодны как лед. И это страшное дело... Именно поэтому они и готовы при любом искушении отказаться от своей духовной жизни, ведь она для них ничего не стоит... Человек никогда не оставит то, что ему дорого обошлось. Ребенка, которого ты родила, ты не бросишь. Почему ты его не бросишь? Потому что тебе будет больно. И духовную жизнь, вышедшую через духовное рождение, через душевную боль, через ранение сердца, ты не оставишь никогда. Просто потому, что это причинит тебе боль. Святой Григорий Нисский говорит замечательные слова о том, что Бог Отец — это лучник, Сын — стрела. И Бог Отец стреляет в человеческие сердца из Своего лука, уязвляя их любовью Христовой. Беда, когда сердце поражено чем-то земным... но когда к нему прикасается Христос и оно уязвляется Божественной любовью, это совсем другое дело…
Вспомните апостола Петра, когда он отрекся от Христа. Он отрекся от Него с некоторой легкостью. Как и прежде он с некоторой легкостью сказал, что не отречется. Когда Петр произнес слова отречения, Господь находился всего в нескольких метрах от него, как подсудимый. Петр говорит, что не знает Христа, в это время кричит петух и Господь поворачивается и смотрит на него. Он только повернул голову в его сторону, Он не промолвил ни слова. Но Его глаза! Этот взгляд был стрелой. Направленной в сердце Петра и достигшей цели. Взгляд Спасителя настолько пронзил его сердце, что он тотчас вышел на улицу и, как повествует нам Святое Евангелие, горько заплакал.
Вспомните также ту блудницу, когда Господь пришел в дом некоего фарисея по имени Симон… как она вошла и омыла Ему ноги слезами (Лк. 7, 36-50). Почему? Потому что в присутствии Господа ее сердце пронзило осознание своей греховности, в ней совершился глубокий нравственный переворот. Симон тогда подумал про себя: «Если бы Он был пророк, — он не считал Христа даже за пророка, думая, что это был просто учитель, — Он должен был бы знать, кто эта женщина, которая омывает Ему ноги, и Он должен был бы дать ей пинка и отвергнуть ее». Вот что сказал на это Христос: «Симон, послушай одну историю. Два человека задолжали деньги одному хозяину. Один должен был пятьдесят, а другой пять сотен динариев. Однако, поскольку ни тому, ни другому нечем было заплатить, он простил эти суммы обоим. Скажи мне, кто из двоих будет более благодарен?». «Очевидно, — говорит Симон, — тот, кому простили бóльшую сумму, пятьсот динариев». — «Так вот, она — та, которой простили пять сотен динариев. Отпускаются ей грехи ее многие, ибо она возлюбила много. Вот почему она плачет. А у тебя, жалкого и убогого, наберется с полсотни грехов. Тебе тоже даруется прощение, но ты остаешься бесчувственным и жестокосердным…». Этот замечательный евангельский эпизод касается каждого из нас и он не может оставить никого равнодушным
Вспомните еще, дорогие мои, толпы людей в день Пятидесятницы. Петр вышел на балкон ипероона, чтобы уверить их в том, что они слышат и видят сошествие Святого Духа, Который пришел, чтобы засвидетельствовать, что Иисус не был преступником, не был обманщиком народа, но был долгожданным Спасителем, Мессией. Потому что если бы это было не так, то не совершилась бы Святая Пятидесятница. А теперь само Небо свидетельствует о Нем. Все происходит по слову Христову: «Я уйду и пошлю вам Святого Духа». «Вы будете видеть во мне преступника, возмутителя, но Он, Утешитель, Дух Святой, будет свидетельствовать обо Мне, Кто Я есть» (ср. Ин. 16, 7; Ин. 14, 16-17). Пятидесятница является свидетельством о том, Кто такой Иисус Христос. Когда апостол Петр вышел на балкон, то именно об этом он говорил собравшимся людям. Его слова затронули, задели их сердце. «Услышав это, — говорит Священное Писание, — они умилились сердцем» (Деян. 2, 37). В этом месте в греческом тексте стоит тот же глагол κατενύγησαν, который означает, что они были ранены в сердце. И они сказали: «Братья, что мы должны делать, чтобы спастись?».
Как вы видите, вопрос проникновения в сердце человека — это дело Божие. Дело десницы Всевышнего. Но это не только дело Бога. Это также зависит от нашего произволения. Если у человека нет доброго произволения, тогда Бог ничего не сможет сделать, потому что Он Сам даровал человеку свободу выбора. Бог не вмешивается в человеческое сердце, если сам человек не отворит Ему дверь. Что там говорится в книге Откровения? «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20). Что означает «стучу»? Ударяю, собираюсь проникнуть внутрь. «Но если кто услышит голос Мой, то отворит Мне». А если не услышит, то тогда, соответственно, не отворит.
Святой Ефрем Сирин говорит нечто поистине чудесное, к чему я очень прошу вас прислушаться: «Поскольку Бог любит всех нас и хочет, чтобы все мы спаслись, Он посылает Свою благодать, которая летает над нашими сердцами. Она летает и не находит себе места, когда сердце нечисто и исполнено страстей. Тогда она выпускает стрелу, которая слегка ранит наше сердце. Это вызывает в нас боль о своих грехах, порой даже без нашего произволения. Мы ведь грешные люди. Так вот, Бог немного уязвляет наше сердце. Проповедью, окружением, словом, происшествием, ситуацией. И когда сердце уранивается Божественной благодатью (греч. κατα-νύσσεται), человек чувствует некую сладость. Эта сладость является некоей «приманкой», она позволяет нам предвкусить то блаженство, которого мы могли бы достигнуть. Бог как бы говорит нам: ’’Вот что ты почувствуешь, когда очистишь свое сердце. Теперь Я выпустил стрелу и ухожу. И забираю стрелу. Если ты будешь иметь благое произволение и станешь вести себя подобающим образом, то тогда ты создашь те условия и ситуации, в которых ты будешь испытывать непрестанную сладость’’». Другими словами, Он дает нам образец. Знак Своей любви и Своего присутствия. В чем наша работа дальше? Мы должны очистить свои сердца.
Но давайте скажем несколько слов, дорогие мои, и о слезах. Прп. Иоанн Лествичник пишет в своем 7-м слове: «Говорят, что слезы происходят от многих и различных причин: от естества (есть люди, у которых легко выступают слезы; таковы особенности их нервной системы; бывает, что человек с легкостью плачет по малейшему поводу), от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от похвалы, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от раскаяния, от памяти смерти и от многих других побуждений».
Вы видите, что есть много причин для слез. Но какие из них очистят сердце и в каких ситуациях? Какие помогут мне преуспеть в духовной жизни? Таковых три. Это слезы покаяния, слезы памяти смертной и слезы любви Божией. Слезы покаяния, дорогие мои, — это те слезы, которые проливаешь, когда осознаешь свое ужасное состояние, свою греховность. Преподобный Иоанн Лествичник смело, по его собственным словам, называл слезы покаяния «вторым крещением», потому что крещенской водой мы очищаемся от скверны греха, а слезами — от скверны греховной.
К той же категории относятся и слезы плача по Богу от памяти смертной. Когда человек видит свои грехи, скорбит о себе и рыдает. Увидев такого человека, некоторые скажут, что он несчастен, что он меланхолик. Но на самом деле это не так. Дорогие мои, можете ли вы представить себе, что за плачем по Богу скрывается счастье и мир? Когда человек видит свои грехи и плачет о них, он имеет неизреченный мир Божий... Понимаете ли вы это?.. Так говорит Сам Господь в Заповедях блаженства: «Блаженны плачущие ныне, ибо они воссмеются» (ср. Лк. 6, 20). Вы видите? Он ублажает скорбящих. Конечно, здесь идет речь не о слезах из-за потери родных или лишения имущества. Господь имеет в виду не это. Плач по Богу — это те слезы, которые ты проливаешь, оплакивая свое греховное состояние. Тогда, несомненно, ты обрящешь покой. Здесь, пожалуйста, обратите внимание на то, что принципы духовной жизни прямо противоположны тем жизненным принципам, которые приняты в міру. Что предлагает нам мір? «Забей на все, развлекайся, веселись, перепробуй все, что только можешь! И тогда ты будешь весел и рад!». Но в итоге обманутый человек получает депрессию и отсутствие мира в душе... Методы, которые предлагает нам Бог, совершенно противоположны методам «міра». Они отстоят друг от друга как земля и небо!
И, наконец, слезы от любви к Богу. Кто любит Бога, тот любит и Его творения. И людей, и птиц, и растения, и камни. Он любит всё. Потому что все они — творения Бога и отражают Его премудрость, Его любовь и Его божественную силу. Таким образом, тот, кто действительно полюбил Бога, — это нечто особенное. Святой Златоуст говорит: «Смотри, когда ты грехом оскорбляешь Бога, сожалей об этом не потому, что будешь наказан, а потому, что ты огорчил Бога». Это может говорить только тот, кто действительно возлюбил Бога. Как говорит преподобный Исаак Сирин в одном из своих замечательных слов о человеке, имеющем милостивое сердце, «при воспоминании и при воззрении на творения Божии очи его источают слезы!». Любовь к Богу и Его творениям невозможно выразить на словах. Она дарует человеку внутренний мир, делает его Человеком с большой буквы…
Дорогие мои, Церковь поместила память святой Марии Египетской на сегодняшний день, чтобы сказать нам, что пронзение сердца и слезы являются отправной точкой нашей духовной жизни.
Проповедь была произнесена в Священном монастыре Комнинио (город Лариса, Греция) 8 апреля 1984 года.Источник:
https://www.impantokratoros.gr/C9A9C068.el.aspx
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!