«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из
чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38)
* * *
«Блаженны», возлюбленные
мои, «блаженны слышащие» (Лк. 11, 28) — блаженны те, кто имеет уши,
чтобы слышать голос Святого Духа сегодня. Ибо все, что читается и поется в
этот святой день в нашей Церкви (тропари, кондаки, каноны, Апостол, Евангелие,
но прежде всего коленопреклоненные молитвы), повествует о Духе Святом.
Сегодня исполнилось
обещание, данное Господом ученикам: «Не печальтесь, Не оставлю вас сиротами;
пошлю Духа Святого» (ср. Ин 14, 18; 16, 7). Сегодня — Сошествие Святого
Духа, сегодня происходят великие вещи, чудесные и удивительные. Сегодня и
завтра мы празднуем день Святого Духа. Посему мы обязаны говорить о Нем.
Поговорим о Духе Святом? Но здесь я
должен остановиться. Если я осмелюсь говорить на языке святого Афанасия, Василия
Великого, Григория Богослова и других великих Отцов Церкви, если я захочу
возвысить свой голос, богословствовать и порицать еретиков и, прежде всего, ошибочное
учение папистов, которые добавили к Символу веры ересь, что Святой Дух исходит
не только от Отца, но также «и от Сына», боюсь, что не найдется ни одного уха,
готового слушать меня.
Наш век чрезвычайно прагматичен;
он ценит только то, что видит, слышит и взвешивает на весах, вообще то,
что является материей; он говорит только о материальных, видимых и
осязаемых вещах. Если бы существовал прибор для подсчета слов, которые мы
произносим, — словомер, — вы бы увидели, что среди миллионов наших слов
нет ни одного слова о Духе Святом. Наша эпоха противится всякой духовности. Как мы сможем говорить о Духе Святом в столь
неблагоприятное для этого время? Но мы осмелимся, дорогие мои. Я не буду
философствовать и богословствовать, но, опустившись до уровня современного
мира, приведу лишь один пример.
Я открою книгу пророка Иезекииля (глава 47) и приведу оттуда одно видение. Не из тех фальшивых видений, о которых нам рассказывают «провидцы» нашего времени, а видение, которое видел пророк и которое дает нам четкую картину тех плодов, которые приносит действие Святого Духа в мире.
* * *
Дорогие мои, находясь во граде Господнем,
пророк видит, как из-под порога храма течет вода на восток, образуя маленький ручеек. Вначале ручеек течет
тихо, и вода доходит ему до щиколоток. Через некоторое время поток начинает
расти и доходит ему до колена. Некоторое время спустя он поднимается еще выше и
доходит пророку до пояса. Наконец, продолжая расти, он превращается в
непроходимую реку.
Пророк изумляется, и его восхищение еще
больше возрастает, когда он видит, что на берегах реки, справа и слева, выросла
богатая вечнозеленая растительность.
Множество деревьев, изобильно покрытых плодами. А когда река достигает своего
устья, там ее живительное течение наполняет море рыбой. Рыбы кругом
видимо-невидимо; рыболовецкие артели забрасывают сети и ловят ее (см. Иез. 47, 1-12).
Странные вещи видел пророк Иезекииль. Чем
объясняется это видение? Этот образ представляет излияние Святого Духа и богатство божественных дарований —
«сокровище благих» (греч. θησαυρὸς τῶν ἀγαθῶν),
которое Он приносит людям.
Объяснение этого видения мы получили
сегодня. Что увидел вначале пророк? Малый ручей. И я задаю вам вопрос —
чем было христианство, наша святая вера, в самом начале? Из Голгофской скалы
вышла освященная река, орошающая весь мир. Чем была вначале наша Церковь? Очень маленьким ручейком, глубиною
по щиколотку. Сколько было в ней членов? В день Пятидесятницы верующих во
Христа было всего лишь 120 душ — двенадцать апостолов, Богородица —
Матерь Христова, мироносицы, апостолы от семидесяти и еще несколько человек. Но
в этот святой день 120 превращаются в 3000! Ручей становится более полноводным.
Как они превратились в три тысячи? Кто-то им
рассказал о Христе. Кто был этот человек? Может быть, Демосфен, Цицерон или
другой философ? Нет. И Демосфена, и Цицерона, и всех философов победил —
кто? язык одного рыбака, Петра. Он встал перед этими людьми, раскинул свою
духовную сеть, призвал людей к покаянию, и они уверовали, и в тот день крестились
3000 человек. Через несколько дней, после новой проповеди, эти 3000
превратились в 5000. И вскоре вера Христова выходит за пределы Палестины,
распространяется в Сирии и Месопотамии, в Галлии и Малой Азии, пересекает Геллеспонт,
достигает Македонии и Эпира, охватывает старую Грецию, достигает островов
Эгейского моря, продвигается к Риму, доходит до Геркулесовых столбов и дальше —
до Британских островов. Теперь ручей
превращается в реку.
Наша Церковь сегодня — не маленькая
река, которую можно сдержать. Может ли кто-нибудь встать перед Дунаем или Альякмоном
и сказать: «Останови свои воды»? Это выглядело бы глупо. Но гораздо глупей
будет тот, кто попытается остановить поток,
порожденный сегодня.
Где бы ни протекала эта река, там царят счастье и благоденствие. Деревья
становятся плодоносными, а их листья — целебными. Учение Иисуса Христа,
как свидетельствует история, способно сделать горькое сладким. И, напротив, —
там, где эта река не течет, там засуха, голод и мрак.
Взгляните на Европу. До Рождества Христова
в Альпах, в дубравах Германии и в степях России жили дикие племена, варвары,
которые ели желуди; когда они уверовали в Христа и приняли крещение, у них
развилась цивилизация. Но в последние годы Европа отказалась от Христа, начала
гонения на Него, она совершила величайшие преступления. Иногда через
рационализм, иногда через ересь, иногда через атеизм, иногда через современную
жизнь, наполненную безнравственностью и развратом, гордость христианства —
Европа, принимавшая апостолов и видевшая чудеса, распяла Христа, и Христос
покинул Европу.
Если вы хотите увидеть сегодня силу Святого
Духа, животворящий поток Пятидесятницы, не ездите в Европу, а поезжайте в
Африку, где местные жители верят в Христа. Здесь у нас трудно найти человека, которого
трогает вера, но если вы поедете туда, то увидите, как бывшие дикари крестятся
и со слезами поклоняются Господу. Они верят в Христа. Говорят, что по реке Нил
жило племя дикарей, и горе тебе, если ты забредешь в их джунгли; как ты режешь
капусту, так они резали белого человека и съедали его ритуальным способом. У
этих людоедов была скала, которую
они считали священной, и на ее острых вершинах они размалывали головы (черепа)
и ели мозги людей. И вот в это место, где жили людоеды, пришли миссионеры и
стали проповедовать, и они уверовали во Христа. И тогда в этой скале, на которой проливалась кровь и мученически погибли столь многие
люди, бывшие людоеды, ставшие христианами, высекли крестильную купель, чтобы
крестить там своих детей!
Поэтому, если вы хотите увидеть силу нашей
веры, не оставайтесь в Европе, поезжайте в Африку, поезжайте в Азию, до самой Индии и Японии, и там вы
увидите тех людей, которые дорожат Православной верой. У нас, к сожалению, нет
слез покаяния, наш ум не сосредоточен в молитве. Давайте признаем, братья и
сестры, горькую правду: в церкви присутствуют только наши тела, но наш дух, наша
душа — далеко: одни думают о работе, другие — о торговле, третьи —
о гнусных любодеяниях... Нам не
хватает Духа.
* * *
О Спасителю наш Иисусе Христе, о Пресвятая Дева Богородица! Душе Святый, прииди к нам! Душе Святый, прииди к нашим архиереям, к нашему духовенству, к нашим богословам. Пусть веяние Святого Духа распространится повсюду, от дворцов до хижин, чтобы наша страна снова стала проповедовать Евангелие. Давайте попросим Святого Духа снова прийти в нашу страну, чтобы сделать нас духовным и священным народом во славу Святой Троицы. Аминь.
† Митрополит Августин (Кантиотис)
29 мая 1966 г.
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Европа 1000 лет назад от Христа отказалась выбрав папу и лютера.
ОтветитьУдалить