Вернуться на главную

вторник, 2 июля 2024 г.

«Праздник Всех Святых — это своего рода памятник Неизвестному солдату в Православной Церкви»

 

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

Автор: Константин Икономос, преподаватель


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Неделя Всех Святых — это последнее воскресенье Триоди. Оно завершает цикл подвижных праздников, который начался в первое воскресенье Постной Триоди с Недели о мытаре и фарисее. Неделя Всех Святых — это итог нынешнего праздничного цикла, который представляет нам плоды Святого Духа — всех святых, просиявших на земле. Она свидетельствует о великом деле Церкви и являет нам тех, кто сподобился в міре сем освящения Святым Духом.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА. В первые века христианства в праздник Всех Святых почитали память одних только мучеников. Типикон Святой Софии Константинопольской в I веке предписывает в этот день Богослужебное собрание, а затем панихиду в Великой церкви и в храме Святых Мучеников. Праздник называется «Всех Святых» и, согласно синаксари, он посвящен «святым и добропобедным мученикам по всей вселенной, которые в разные времена пострадали за имя Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Праздник Всех Святых был установлен при императоре Льве Мудром.

После смерти своей благочестивой жены, царицы Феофании, он построил храм, желая освятить его в честь почившей супруги. Когда он объявил о своем намерении Церкви, ему было сказано, что должно пройти время, прежде чем она приобретет «такую честь и такое почтение». Царь подчинился и посвятил храм памяти всех святых по всей земле.

ПОЧЕМУ УСТАНОВЛЕН ЭТОТ ПРАЗДНИК. Несмотря на то, что этот праздник был установлен в честь святых мучеников, в дальнейшем он распространился на всех святых. Святые Отцы установили этот совместный, совокупный праздник, чтобы показать нам, что благодаря схождению в мір Святого Духа добродетельный человек возносится на небеса. Те, кто ранее был отчужден от Бога, соединяются с Ним и получают возможность для стяжания святости. И таким образом человечество через всех святых пополняет небесное воинство, замещая собой падший чин ангелов. Еще одна причина заключается в том, что помимо святых, имена которых хорошо известны многим, существует и множество неизвестных и малоизвестных святых, ведомых Одному только Богу, т. н. «облако свидетелей» (Евр. 12, 1), и в этот день все эти святые почитаются Церковью. Можно сказать, что Праздник Всех Святых — это своего рода памятник Неизвестному солдату в Православной Церкви. Этот праздник был установлен еще и потому, что Отцы сочли необходимым собрать всех известных и неизвестных святых на одном общем празднике, чтобы таким образом подчеркнуть, что все они сражались за Христа на одном общей поприще добродетели; все они стяжали венцы от нашего Бога-Троицы и составили «единую Церковь», призывая нас всеми силами вести равную борьбу с ними, чтобы мы тоже могли быть причислены к лику святых. Наконец, этот праздник был учрежден и для «последующих святых», то есть тех, кто сподобится святости в дальнейшем.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Мученики Христовы и святые — это не только те, кто пролил свою кровь за веру во Христа. Мученики — это все, кто подвизался и подвизается ныне и ведет христианское житие с последовательностью и точностью. Это те, кто испытывает мучения духа при виде царящего ныне беззакония; те, кто ощущает радостотворную печаль «крестного слова» (1Кор. 1, 18); те, кто распинает свои страсти и злобу.

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА. «Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость».

ПРИМЕЧАНИЕ. В верхней части иконы Собора Всех Святых в виде кругов изображена слава Христова, в центре которой находится Христос, а вокруг — лики праведных. Над славой мы видим приготовление Престола и двух пророков, Давида и Соломона, стоящих на коленях с раскрытыми свитками. Ниже изображены небеса и восседающие на престолах праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Между ними — разбойник, одетый только в набедренную повязку и держащий в руках свой крест. То есть, обнаженный от добродетели, но первый в Раю.


Источник:

https://aktines.blogspot.com/2013/06/blog-post_6249.html#more

 @Перевод «Трость Скорописца», 2024 г. 

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!