«Придут
времена безбожия и гонений, и потребуется, чтобы мы исповедали Христа пред
людьми и тиранами, даже через мученичество».
***
Во Кресте Христовом
собрано все учение Евангелия. Христос был распят на Кресте, и Крест привел Его к
Воскресению. Христос немыслим без Креста. Если мы отделим Христа от Креста, то
Он перестанет быть Христом спасающим. А если мы отделим от жизни христианина распятие
своей греховной жизни, то получим обмирщенное христианство, которое не может
возвысить нас нравственно и духовно. Кто хорошо познал этот смысл, это послание
Господа, кто будет верить и следовать ему, тот станет истинным, подлинным
учеником и рабом Христовым. Христос для нас — совершенный пример, которому мы
должны следовать и подражать.
Крест Господень являет
нам три великие истины.
Первое — для устранения
и упразднения великой тяжести греха потребовалось, чтобы Бог телесно сошел на
землю, чтобы Он стал человеком и был распят. Потребовалось, чтобы на Кресте пролилась
Кровь Христова, дабы так смыть скверну греха. Благодаря Кресту мы смогли найти
путь, ведущий к избавлению, ко спасению, к истине и свету.
Второе — Крест являет
безграничное человеколюбие, милосердие и любовь Бога, Который оставил небеса и
сошел на землю, чтобы спасти нас ― виновных, неблагодарных, жестокосердных людей.
Третье — Крест являет
великую ценность нашей души, образа Божия, которую мы по незнанию или по
легкомыслию оставляем обнаженной от благочестия и добродетели, оставляем
израненной, в то время как мы столько делаем и так заботимся о теле, которое
оставим погребенным в земле!
Душа — это все, потому что благодаря ей живет и тело. Однако мы не ухаживаем за ней, не преподносим ей чистую и истинную пищу и потом болеем душевно по причине греха. Мы отравляем свою жизнь, лишаемся благодати Божией, и на нас обрушивается куча несчастий, которые есть результат нашего удаления от Бога.
Если бы мы внимали
евангельскому чтению, то услышали бы три основных и обязательных условия, чтобы
быть учениками Христовыми. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и
следуй за Мною» (Лк. 9, 23).
К несчастью, многие христиане ничего не знают о Евангелии, поэтому они слушают
только еретиков и хилиастов; в остальном же они православные. Но если им сказать
что-либо о самоотвержении, они сразу прикрываются словами: «Кто хочет...»,
сами не зная истинного значения этого высказывания и не понимая его вполне.
«Кто хочет...» в
действительности относится к тем, кто во взрослом возрасте изъявил желание покреститься
и добровольно принял христианство. Однако мы, которые при крещении сказали:
«Отрицаюсь от сатаны и сочетаюсь Христу», соединились с Ним под знамением
Креста, и теперь должны каждый день поднимать Крест Господень. А Крест
Господень — это скорби, через которые мы проходим с терпением, чтобы угодить
Господу Богу.
Крестом является и наш
пост, и наша молитва, дарующая освящение, и борьба с помыслами, и наше
милосердие к ближним. Однако с помощью Распятого Господа наш крест становится
легче. И когда постепенно мы становимся сопричастными страданиям Христовым в
жизни сей, мы тем самым удостаиваемся стать причастниками и Его небесной славы.
Евангелие всю эту неделю
являет перед нами Распятого и напоминает нам о том, что жизнь верующего должна
проходить в распятии; что христианин должен принимать волю Христову как свою
волю, не одобрять и не следовать тому, что не нравится Христу, откуда бы оно ни
происходило. К несчастью, мы исключили из нашей жизни Крест Христов и сделали ее
внешне легкой. Но в результате, мы приобретаем обильные материальные блага, но
не спокойствие совести, поскольку совершается нарушение закона Божия и
присутствует ощущение вины.
Крест Христов для нас,
христиан, — это и символ любви, потому что на Кресте Христос показал нам
любовь, когда молился за своих распинателей: «Прости им, ибо не ведают, что творят»
(Лк. 23, 34).
Таков Спаситель православных христиан.
А еще это символ жертвы.
Хотя мы были врагами Христа, Он так возлюбил человека, что принес Себя в
жертву, пострадал и был распят ради нас, чтобы мы не пострадали вовек, и принес
нам спасение.
Крест — это также символ
победы и торжества, непобедимое оружие против демонов, против греховных помыслов
и страстей. Достаточно использовать его правильно — с верою, со смирением, с
добродетелью. И тогда «трепещет
и трясется, не терпяй взирати на силу Его»[1]
диавол со своими приспешниками.
Честной Крест по
промыслу Божию охраняет не только верующих, но и иноверцев. Однажды некий еврей
оказался в языческом храме и остался там на ночь. Он подумал, что в этом месте
обитают демоны, а демоны боятся креста, и потому перед тем, как лечь спать, перекрестил
изголовье. Пришли демоны и стали обсуждать, какое зло они сотворили в мире.
Увидев спящего еврея, они захотели поглумиться над ним. Они подошли поближе,
чтобы причинить ему зло, но у них ничего не вышло. «Этот сосуд нечист, но он
опечатан!», — сказали демоны и ушли. Еврей, который слышал их разговор, познал
силу Креста и стал верным христианином, а затем и монахом. Какую же силу имеет
Честной Крест Господень!
Крест является
всесильным оружием для верных, когда у нас есть добродетель. Если ее нет, то мы
становимся лицемерами, фарисеями, обманщиками и не получаем благодеяний,
проистекающих от распятия Богочеловека, Спасителя нашего Иисуса Христа.
Приведу вам несколько
примеров, чтобы мы посмотрели, исполнили ли мы наш долг в своей жизни или же
пошли на компромиссы, являющиеся уступками и предательством по отношению к
евангельским и святоотеческим установлениям нашей Церкви.
В Финляндии в наши дни
произошло следующее: некий профессор истории читал лекцию перед учеными. Перед тем,
как начать, он самым искренним образом совершил крестное знамение. Когда же он
завершил лекцию, один из слушателей спросил:
— Вы по обычаю или
демонстративно перекрестились?
Профессор ответил:
— Мы, православные, когда начинаем какое-либо дело, пусть даже мы находимся
среди других, когда едим, когда пьем, когда путешествуем, когда идем спать, то осеняем
себя орудием нашего избавления, нашего освящения и спасения — честным крестом.
Мы делаем это по нашему христианскому долгу, поскольку тем самым мы исповедуем нашу
веру и просим о великой милости Богочеловека Христа. Я вам скажу, что, даже
если бы я читал лекцию в Нью-Йорке, в Москве или в Тиране, я бы тоже перекрестился.
А мы стесняемся свершать
крестное знамение, когда проходим мимо храма или за столом, а иногда мы
крестимся настолько небрежно, что тем самым мы просто насмехаемся над крестом.
Таким образом мы показываем, насколько слаба наша связь с символами нашей веры.
На острове Хиос в 1821
году, когда турки владели островом (это было мрачное и тяжелое время), двадцать
тысяч жителей острова, в основном молодых, находились на пристани в ожидании
смерти. Им сказали:
— Наступите на крест, и вам будет дарована жизнь!
Все они в один голос воскликнули:
— Да здравствует Крест Христов!
Они осенили себя крестным
знамением, и всех их зарезали. Такова вера христиан. А мы, живя среди таких же
христиан, не имеем смелости показать, что мы — православные. Некоторым может
показаться, что крестное знамение — это формальность, но оно выражает суть
нашей веры и имеет великую силу, если совершается с благочестием и вниманием.
Придут времена безбожия
и гонений, и потребуется, чтобы мы исповедали Христа пред людьми и тиранами,
даже через мученичество. И хотя у нас нет твердого произволения, все же Бог
может даровать нам силу для исповедания веры, и в одно мгновение мы станем
мучениками, примем венец и войдем в Царствие Небесное.
Церковь многое сказала
сегодня своими благословенными песнопениями. Напомним в завершение только одно:
«Кресте всечестный, освяти наши души и телеса силою Твоею» и «Силою Креста
Твоего спаси нас, Господи. Аминь».
Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. – Святая Гора Афон: 2024. – глава 6, с. 67-72.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!