Вернуться на главную

среда, 4 июня 2025 г.

О борьбе с пагубной страстью печали (авва Кассиан Римлянин)

Наша пятая брань состоит в том, чтобы противостоять страсти печали.

Если мы позволим печали понемногу овладевать нашей душой, она сразу же, при малейшем поводе, будет отвлекать нас от размышления о Божественном и угнетать наш дух. Когда печаль овладевает душой человека, она не позволяет ему ни молиться с прежней радостью, ни прибегать к изучению Священного Писания, чтобы найти в нем лекарство и исцелиться.

Печаль также мешает нам быть спокойными и кроткими по отношению к нашим братьям и сестрам. Она делает нас нетерпеливыми и черствыми, мешает и препятствует нашим усилиям по выполнению молитвенного правила и духовных обязанностей.

Если монах позволит своей душе поддаться печали, она постепенно лишит его способности действовать духовно и сопротивляться ее нападкам. Ибо он лишится мира в сердце своем и станет подобен безумному или пьяному. И в конце концов, она сокрушит его и повергнет в мучительное отчаяние.

Как исцелить болезнь печали и уныния

Посему, если мы хотим вести духовную брань, как указывает нам Апостол, то есть «подвизаться законно» (ср. 2 Тим. 2, 5), мы должны позаботиться о том, чтобы излечить эту болезнь с той же внимательностью и тщательностью, которые мы прилагаем, чтобы побороть другие страсти. «Ибо якоже молие в ризе, и червие в древе: тако печаль мужу вредит сердце» — как моль прогрызает одежду, а червь пожирает дерево, так и печаль поражает сердце человека (Прит. 25, 20а). Этими словами Святой Дух ясно и точно выражает, как вредна эта опаснейшая страсть.

С чем можно сравнить душу, которая подвергается нашествию печали

Одежда, изъеденная молью, теряет свою ценность и больше не может служить для того, чтобы прилично одеваться. Дерево, источенное червями, не годится даже для украшения самого простого здания и пригодно только на сожжение огнем. Так и душа, разъеденная печалью, будет совершенно бесполезна для изготовления того архиерейского облачения, которое, как говорит пророк, принимает миро Святого Духа, сходящее с неба и изливающееся сначала на бороду Аарона, а затем достигающее до краев одежды его: «Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды» (Пс. 132, 2).

Такая душа не может быть пригодна ни для построения, ни для украшении того духовного храма, основание которого положил, как мудрый зодчий, апостол Павел: «Вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). В Песни Песней Невеста также описывает, из какого дерева построен этот храм: «Преклади дому нашего кедровыя, дски наши кипарисныя». Перекладины нашего дома, говорит она, сделаны из кедра, потолки у нас кипарисные (Песн. 1, 16).

Для построения храма Божия мы выбираем благовонные и очень прочные породы дерева, которые не подвергаются гниению от ветхости, ни съедению червями.

Откуда берется печаль и как она проявляется в нашей душе

Печаль часто возникает по причине гнева, который человек испытывает из-за лишения какого-то удовольствия или возможности приобретения неких благ. Однако иногда нет никакой видимой причины, которая могла бы оправдать такое расстройство.

В таких случаях виновата исключительно злоба лукавого, которая внезапно обременяет нас грузом печали. Часто мы доходим до того, что не можем принять с обычной приветливостью даже дорогих и нужных нам лиц. Тогда, чтобы ни было сказано ими в самом обычном и приятном разговоре, почитается нами неуместным и лишним, и мы отвечаем им без должного уважения и благодарности. А все это потому, что горечь печали переполнила все изгибы нашего сердца.

Наша печаль вызвана не ошибками других, а нашими собственными страстями

Это ясно доказывает, что наши страсти не всегда возникают в ответ на прегрешения других, но их виновниками чаще всего являемся мы сами. Ибо внутри нас скрываются корни и семена страстей, которые, как только нас поражает буря искушений, сразу же прорастают и приносят свои плоды. Причиной печали обычно является не внезапное падение, но наше бедствие вызвано теми грехами, в которые мы постоянно впадаем по причине своей невнимательности.

Никто никогда не станет грешить при виде дурного примера ближнего, если он не имеет в сердце своем скрытых корней той же страсти. Посему не следует думать, что кто-нибудь обольстился внезапно и впал в бездну нечестивого похотения из-за взгляда на прекрасное лицо иного пола. Вместо этого мы должны понимать, что этот взгляд был лишь поводом для проявления болезни, которая давно таилась в душе.

Мы не должны прерывать общение с нашими братьями, думая, что так станем мы совершенными, но скорее следует взращивать в себе добродетель терпения.

Поэтому Бог, Создатель всего, зная лучше всех остальных, как исцелить Свое творение, и что причины и корни наших страстей кроются не в других, а в нас самих, не велел нам оставлять общение с братьями и избегать тех, кто нас оскорбил или кого мы оскорбили. Но Он хочет, чтобы мы боролись, преодолевая все трудности.

Мы должны хорошо уяснить, что чистота сердца приобретается не столько удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если мы утвердимся в терпении, то сможем оставаться мирными даже с ненавидящими мир. Если же мы не приобретем достаточно терпения, то постоянном будем в несогласии и споре даже с теми, кто достиг добродетели и намного совершеннее нас. Ведь поводы для раздора и причины, по которым мы спешим оставить тех, с кем общаемся, никогда не исчезнут из нашей жизни. Таким образом, меняя место, мы не избавляемся от причин для печали, ведущей нас к разделению с братьями.

Если же мы улучшим свой характер, то сможем общаться со всеми без труда.

Посему будем стараться избавиться от страстей и исправить свой образ мыслей. И если мы достигнем этого, то сможем спокойно общаться не только с людьми, но, как говорит Священное Писание, и с дикими зверями: «Зверие бо дивии примирятся тебе». Ты будешь иметь мир, говорит, даже с дикими зверями (Иов 5, 23). И действительно, «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». Много мира в душе у тех, кто любит Тебя, Господи, и они минуют все диавольские препятствия (Пс. 118, 165).

Есть еще один вид печали, который приводит нас к отчаянию в спасении

Есть другого рода печаль, гораздо худшая. Она не приводит виновного к изменению образа мыслей и жизни или к исправлению своих ошибок, но толкает его к погибельному отчаянию. Это она не допустила Каина покаяться после убийства брата (см. Быт. 4, 9-16). Она же подтолкнула Иуду после предательства, вместо того чтобы исправить свою ошибку покаянием, покончить жизнь самоубийством (см. Мф. 27, 5).

Печаль полезна только в одном случае

Мы должны считать печаль позволительной и полезной для нас лишь в одном случае: когда мы скорбим о своих грехах, потому что они препятствуют нашему продвижению к совершенству и будущему блаженству. О ней святой апостол говорит: «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а [сего] мира печаль смерть соделовает». Ибо печаль ради Бога производит покаяние, которое ведет ко спасению. А печаль мирская приводит к смерти (2 Кор. 7, 10).

Как отличить полезную печаль «яже по Бозе» от печали диавольской, ведущей нас к смерти?

Печаль «яже по Бозе» делает человека послушливым, приветливым, смиренным, кротким, приятным и терпеливым. Ибо эта печаль рождается от любви человека к Богу и неутомимо простирается ко всякой скорби телесной и сокрушению духа из-за стремления человека к духовному совершенствованию. Человек, испытывающий эту печаль, весел и приветлив. А поскольку он надеется усовершиться духовно и достигнуть будущих благ, он всегда сохраняет духовное благородство и долготерпение, имея в себе все плоды Святого Духа, которые перечисляет апостол: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Напротив, тот, кем овладела другая, «мирская» печаль, бывает легко раздражительным, нетерпеливым, упрямым; он исполнен злопамятства, бесплодного сетования и мучительного отчаяния. Такая печаль ослабляет попавшего в ее сети и отвращает его от спасительной скорби, рождаемой покаянием. Будучи безрассудной, эта печаль не только пресекает действо молитвы, но и опустошает все сказанные выше плоды духовные, которые доставляет печаль «яже по Бозе».

Мы должны изгнать из себя всякую печаль, кроме полезной, которая бывает по трем причинам

Посему, кроме той печали, которая происходит от спасительного покаяния или от стремления к совершенству, или от желания будущих благ, всякая другая печаль считается вредной и должна быть искоренена. Ибо эта печаль мирская, проистекающая из условий сей бренной жизни и причиняющая смерть. Надлежит изгонять ее из нашего сердца с такой же тщательностью и вниманием, с какими мы ведем смертельную брань против духа блуда, сребролюбия или гнева.

Как искоренить печаль из своего сердца

Мы сподобимся избавиться от этой пагубной страсти постоянным поучением в духовном, утверждением ума в надежде на Бога, возведением его к ожиданию будущих благ и размышлению об обещанном нам блаженстве. Таким образом мы непременно сможем победить все виды печали, происходящей либо от предшествовавшего гнева, либо от неполучения прибыли, либо от понесенного убытка, либо от причиненного нам оскорбления.

Мы также должны преодолевать то страстное состояние, когда нас обременяет необоснованное чувство вины или когда нас влечет к смертному отчаянию. Мы можем победить печаль, постоянно ободряя себя надеждой на вечные блага. Это поможет нам не падать духом в постигающих нас жизненных испытаниях, не отчаиваться от бедствий, но и не предаваться расслаблению во времена благоденствия. Мы должны смотреть и на благоденствие, и на скорби как на явления временные и скоро преходящие.

Источник: Авва Кассиан Римлянин «Собеседования с отцами пустыни» // Αββά Κασσιανού: «Συνομιλίες με τους Πατέρες της ερήμου» τ. Β΄, Εκδ. «ΕΤΟΙΜΑΣΙΑ», Ιερά Μονή Τίμιου Προδρόμου, Καρέας 2006, σελ. 485.

https://www.entaksis.gr/kassianos_luph/ 

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

2 комментария:

  1. БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ТРУДЫ, ЗА ОБОСНОВАННУЮ ПОДБОРКУ ТЕМ, СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЙ ДНЯ!!! ПОМОГИ ВАМ СПАСИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЕГО ПРЕЧИСТАЯ МАТЕРЬ!!! МОНАХИНИ СКИТА Р.Т.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!