Вернуться на главную

пятница, 31 октября 2025 г.

Комментарий в связи с недавним приездом Епифания Думенко на Святую Гору Афон


ЦЕНТР СВЯТООТЕЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Городская некоммерческая организация 

г. Афины, р-н Маруси, ул. Тесфидос 11

Тел.: 210 8025211, estiapm@gmail.com

 

Приезд Епифания Думенко на Святую Гору Афон в нынешней непростой обстановке стал еще одной раной на теле православного русского народа. Народа, который живет на территории Великой и Малой Руси, как исторически называли Украину до земных интриг и конфликтов, приведших к разделению этой территории на отдельные государства и ставших причиной вражды между русскими и украинцами. Давайте остановим свой взгляд не на политических или церковных властях, а на простых верующих. Как много страданий довелось перенести православным русским, украинцам и белорусам, — верующим людям, объединенным в едином теле церковном!

- С XIV по XVIII век на территории Малой Руси, находившейся под польской оккупацией, орудовали иезуиты и униаты. Их жестокая пропаганда, направленная на насильственное обращение населения в унию и католичество, включала в себя террор и убийства.

- Попытка раскола Русской Церкви.

- Период советской власти в 20-м веке ознаменовался тираническим режимом, в ходе которого многие из наших братьев и сестер были подвергнуты пыткам, сосланы или казнены. Впоследствии они были провозглашены мучениками.

- Вдобавок, в условиях этих испытаний единство Русской Церкви пострадало от расколов. С одной стороны, существовала так называемая «Живая Церковь», подконтрольная коммунистам, которые прибегали к захвату храмов канонической Церкви. Причиной другого раскола стало отделение группы православных верующих, которые отказались поминать Патриарха Сергия, требуя канонической точности.

- После 1988 года, с ослаблением советской власти, униаты начали наступление на православные храмы. Эти действия включали насильственные захваты, осквернение святынь и избиение верующих.

Начиная с 2018 года, православные Украины вновь испытывают страдания. И на этот раз ответственность пала на нас, греков, православных ромеев. Вселенский Патриархат, вместо того, чтобы прилагать усилия к сохранению единства и мира среди Поместных Православных Церквей, предоставил неканоническую автокефалию так называемой «Православной Церкви Украины». Это создало невыносимую путаницу и стало причиной террора, беспорядков и разделений. «Рана огромная и неисцелимая» (св. Григорий Богослов) возникла на церковном теле Малой России – Украины.

Аргумент Вселенской Патриархии о том, что Киевская митрополия была передана в 1686 году под юрисдикцию Московского Патриархата лишь временно и что Московскому Патриарху было предоставлено только право рукополагать Киевского митрополита, не отвечает действительности. Соответствующие документы показывают, что эта передача была полной и постоянной. Вот отрывок из рукописи с патриаршей и синодальной грамотой Вселенского Патриарха Дионисия IV, которой Киевская митрополия была передана Московскому митрополиту: «Подлинная копия патриаршего и синодального послания, выданного Блаженнейшему Патриарху Московскому, грамоты для публичного распространения, о том, чтобы митрополии Киевской подчиняться его патриаршему престолу и чтобы ему рукополагать избранного митрополита Киевского»[1].

Таким образом, автокефалия, дарованная Православной Церкви Украины (ПЦУ), не входила в канонические полномочия Константинопольского Патриархата. Выбор людей, участвовавших в этом процессе, вызывает глубокое сожаление. В качестве епископов были признаны лица, не имеющие канонического рукоположения, отлученные от церкви и преданные анафеме, такие как Филарет (Денисенко) и Макарий (Малетич).

Любое объективное изучение их биографий подтверждает это. Например, престарелый Филарет, бывший митрополитом Киевским, был лишен сана за неподчинение Московскому Патриархату и самовольное провозглашение себя патриархом. Макарий Малетич, в свою очередь, трижды бросал духовную семинарию в Одессе, не завершив обучение, и стал главой другой раскольнической структуры, «Украинской автокефальной православной церкви», будучи «рукоположен» псевдоепископами, не имеющими апостольского преемства.

Вселенский Патриарх предпринял попытку насильственно отторгнуть каноническую Украинскую Православную Церковь от юрисдикции Московского Патриархата. А когда это не удалось, он создал новую структуру, «Православную Церковь Украины» (ПЦУ). Эти националисты-псевдоепископы с благословения Вселенского Патриархата были одним росчерком пера «восстановлены в сане» и стали членами ПЦУ, в то время как «духовный сын» Филарета, «Патриарха» Киевского, Епифаний Думенко был признан митрополитом Киевским и всея Украины. Чего же можно было ожидать в дальнейшем? Только подтверждение слов Христа: «Худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7:17). Разве смогут эти амбициозные люди, попирающие церковные установления и не имеющие благодати Святого Духа для совершения таинств, принести мир и единство православным Украины?

Филарет вновь отделился от них и взошел на свой собственный «престол», создав новый «Патриарший Синод Киевского Патриархата», в то время как он до сих пор официально числится в диптихах Вселенского Патриархата Элладской Церкви в качестве почетного Патриарха! Другие угнетают православную паству Украины своими лжеепископами. Грабежи, разрушения и осквернения храмов канонической Церкви под омофором митрополита Онуфрия, кражи имущества, изгнания, аресты священников, избиения. Был арестован игумен Киево-Печерской Лавры митрополит Павел. С благословения Думенко, его епископов и при поддержке государственной власти, сторонники ПЦУ в военной форме входят в православные храмы и захватывают их.

Каков конечный результат этой «автокефалии»? Раскол на расколе. Св. апостол Павел нас призывает: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10). Вопреки этим словам, многие из нас предпочитают следовать духу мира сего и требованиям влиятельных лиц.

А вот и те самые разделения: раскол между канонической УПЦ и РПЦ, раскол между РПЦ и Константинопольским Патриархатом, раскол между РПЦ и Элладской Церковью, а также теми Церквами, которые признали ПЦУ. Разделения между духовенством, монахами и мирянами, между сторонниками автокефалии и теми, кто отвергает ее каноничность.

Невыразимая печаль наполняет сердца всех нас. «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис.1:5-6).

Возможно, в теле Церкви было какое-то здоровое место. Возможно, это был Афон, Сад Пресвятой Богородицы? Но чтобы пророчество Исаии исполнилось до конца, чтобы не осталось ничего «целого», ни одной здоровой части в греческом Православии в эти бурные дни, протоэпистат и некоторые монастыри Святой Горы с честью и почетом приняли Епифания Думенко. Некоторые игумены с особым благоговением поцеловали его руку и попросили его молитв. Что тут сказать? Возможно, они не знали о заявлении Думенко, что «поцелуй руки священника является признаком подчинения» и что это «русский обычай», который он не поддерживает. Однако они не могли не знать о бесчинствах, преследованиях духовенства и мирян канонической Украинской Православной Церкви, ограблениях и осквернениях храмов, которые происходят на Украине. Даже ООН обратилась к Зеленскому с запросом относительно жестокости сторонников Епифания Думенко. Как могут эти отцы оставаться равнодушными к своим братьям, которые снова и снова подвергаются преследованиям и мучениям? Какой смысл организовывать поездки за рубеж с душеполезными беседами, если они не сопровождаются православным сопротивлением сатанинскому духу «новой эры», цель которого — не опустошить храмы, но заполнить их людьми неправославного духа[2]? Вмешательство Вселенской Патриархии в церковные дела Украины вызвало широкое негодование среди ее населения. Народ был возмущен присутствием и действиями тех, кого они считали злыми пастырями и раскольниками. До этого момента каноническая церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием, находилась в относительном мире, в то время как раскольники действовали обособленно. А теперь злейший враг христиан достиг своей цели, добившись тяжелейших гонений и раскола на Украине.

Слова пророка Исаии, оплакивающего Израиль, актуальны и сегодня, поскольку они отражают и нынешнее положение нашей Церкви. Страдая от происходящего и в некотором роде отчаявшись от продолжающегося отступничества своих соотечественников, пророк взывает: «Несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания». Он тем самым хочет сказать: «Вы настолько ранены грехом и отступничеством, что на ваши раны нельзя наложить ни лечебный пластырь, ни масло, ни повязки, чтобы вы исцелились». Примерно в таком же положении находится сегодня и наша Церковь. Мы, как единое тело Церкви, глубоко изранены. Причины этого не только в украинском вопросе, но и в опасных шагах: неосторожных совместных молитвах, сближении с ересью и духовном упадке, охватившем часть духовенства и народа из-за натиска экуменизма. Богохульное пренебрежение и попрание всех Священных Канонов привели к заблуждениям и погибели душ. Но не будем отчаиваться! У нас есть великое наследие — святое, православное Предание нашей Церкви. Только если мы смиренно склоним главу перед Евангельской истиной, перед учением Святых Отцов и непоколебимой точностью богодухновенных Священных Канонов (и, в первую очередь, отцы-святогорцы, которым надлежит быть нашими путеводителями ко спасению), раны Церкви начнут заживать, и мы достигнем примирения верующих, истинного единства во Христе.

Увы, эти жизненно важные православные истины, похоже, потеряли свое место в нашем церковном сознании. Иногда кажется, что все наши усилия тщетны, и наши голоса остаются неуслышанными. Ни крики отчаяния, ни вспышки гнева, ни глубокая печаль не способны повлиять на международную обстановку. Тем не менее, как учил наш духовный отец, архимандрит Сарандис (Сарандос), мы обязаны упорно и стойко молиться даже за тех, кто нас угнетает. Держась исповедания Православной веры, стремясь ко внимательной жизни во Христе, с молитвой из глубины сердца следуя за истинными пастырями, которые сами живут внимательной жизнью во Христе, мы должны приносить православное исповедание веры, уповая на Господа. Мы надеемся, что Он, как и в прошлые времена, даст нам выход из нынешнего искушения, услышав наши смиренные молитвы, и умирит Свою Святую Церковь, которую Он стяжал Своей драгоценною Кровию.

Центр Святоотеческих Исследований, г. Афины

[1] См. работу протопресвитера Феодора Зисиса «Украинская автокефалия. Антиканоническое и разделяющее вторжение Константинополя» https://myrophoros.blogspot.com/2023/07/blog-post_28.html

[2] Согласно пророческому высказыванию о. Антония Алевизопулоса

Источник: https://www.orthros.eu/ειδήσεις-και-σχόλια/εδήσεις/1840-pemepifaniosagionoros.html

 

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!