Вернуться на главную

среда, 12 августа 2020 г.

Из учения святого Симеона Солунского о священных храмах



Для православных верующих святость храмов — это данность. Священный храм — это не обычное место, оно не похоже ни на какие другие постройки, и даже новейший из храмов, не отличающийся древностью, несравненно превосходит по ценности и важности самые важные дохристианские археологические памятники в мире.
В наше время у некоторых возникают сомнения в отношении священных храмов, которые приравнивают к любому другому пространству или зданию. Помраченный умом человек, пойманный в ловушку своего маловерия — или, скорее, своего неверия — не может признать, что «идеже Бог хощет, побеждается естества чин», что особенно характерно для уникального пространства присутствия Божия, священных храмов. К сожалению, такой ум больше доверяет тому, что рекомендует ему преходящая наука — когда «эксперты» спорят друг с другом и не могут прийти к согласию — чем тому, что рекомендует и указывает ему вера с двухтысячелетним опытом.
Что современные эпидемиологи сказали бы о десяти прокаженных, которых Христос исцелил и послал к священникам? Подойдут ли они к бывшим прокаженным на близкое расстояние? Доверятся ли они своей науке, которая отрицает чудо, или Христу, Который их исцелил? И когда они, наконец, узнают о чуде, признаются ли они в этом или скроют его? Вероятно, второе, поскольку через два месяца после открытия церквей, когда тысячи людей, пришли в храмы и приступили к Таинству Божественной Евхаристии, причащаясь из одной лжицы, кривая статистики вируса нисколько не изменилась в худшую сторону, и ученые «постеснялись» сказать об этом.
Но давайте перейдем теперь к нашей теме. Так чему же нас учат святые? Мы рассмотрим учение одного из них, святого Симеона, архиепископа Солунского (Фессалоникийского). Его слова проникнуты надлежащим благоговением и трепетом по отношению к христианскому храму. В частности, вызывает восхищение его учение «Об устройстве святого храма и молитве при основании его» [1], где он объясняет происходящее в храме. Насколько же мы православные благословенны, какая же благодать подается нам и мы её отвергаем!
Святитель Солунский хочет вдохнуть, хочет передать слушателям этот священный трепет, таинственное ощущение того, что превыше разума, которое внушает нам святой храм, и благоговение. Столкнувшись с «нечестивыми», «пораженными проклятием», «скверными» и «пагубными» — как он  называет еретиков, не уважавшими, среди прочего, храмы, он приводит в пример Христа, изгнавшего богоненавистников из древнего храма Соломона, который Он Сам назвал «Домом молитвы» и «Домом Отца своего», чтобы научить нас уважению и почтению к нему:
«А что должно почитать божественные храмы, показал нам Он Сам, когда из древнего храма выгнал бичом тех кощунников и домом молитвы, и домом Отца Своего сей храм называше. И Он не дозволил, рече, вносить товар в храм святый, дабы преподать нам к божественным храмам надлежащее благоговение».[2]
И он говорит, «тот храм был законный и был образом. Теперь же мы говорим, что наш храм большего того, потому что здесь обитает Спаситель». [3]



Чудеса, которые пережили христиане в храмах благодаря пребывающей в них благодати Святой Троицы, настолько многочисленны, что вместе с чудесами от святых икон и святой воды он приводит их как естественные доказательства в качестве аргументов против нечестивых. «Кто творит чудеса через святые иконы и святые храмы? Не Святая ли Троица?».
«Откуда же приходят божественные действования, которые совершаются через святые иконы и священные храмы, и освященную воду?». [4]
Он говорит, что Божественные силы действуют внутри храма, а исцеления подаются даже от его неодушевленных предметов и вещества — для нашего освящения:
«И это мы видим весьма ясно, ибо Божественные силы проявляются и в храмах: здесь бывают явления Ангелов и святых, совершаются знамения, исполняются прошения, подаются исцеления. Оказывают на нас благотворное действие и бездушные вещи, находящиеся в храмах: вода, камни, столбы, цепи. Они действуют не сами по себе, ибо как они могут действовать, будучи бездушными творениями Божиими, не могущими сами по себе ничего? Нет, они действуют низводимой на них благодатью Божией и призываемым на них Божественным именем. И это совершается ради нашего освящения». [5]
Христос освящает воду, тела усопших своих рабов и храмы. И там, где призывается Его имя, или Его Матери, или Его Святых, там совершается множество чудес. Этой силой не обладают сами здания, но призывание божественного имени и пребывающая в них благодать Святого Духа:
«И Он освящает свои бездушные храмы. В священных местах, где призывается Христос или Его Матерь, или Его святые, совершаются многочисленные знамения. И не дерево и не камни являются источником освящающей силы, ибо они являются творением Божием, а призывание Бога и вселение благодати Святого Духа». [6]
Комментируя то, что совершается при основании храма, в том месте, когда перед его освящением ворота храма закрываются и внутри находятся только священники и архиереи, он указывает, что [при освящении] это пространство меняется. Это уже не земное место. Оно становится Небесным: «ибо храм становится уже Небом и его уже осеняет сила Святого Духа». [7]
После того, как совершилась закладка храма, даже его пол становится святым и подлежащим почтению, поэтому-то многие боголюбивые верующие и целовали его, как подножие Неба!
«Если он освящен, то ему воздается почтение, и многие его боголюбиво лобызают как небесную землю». [8]


И Святой Престол является жилищем Бога, и не только: «На нем обитает Бог… Таким образом, поистине трапеза бывает и жертвенником Христовым, и престолом славы, и обителью Божией, и гробом, и местом погребения и упокоения Христова» [9].
Вот почему бесчестящие святые храмы погибают: «Мы часто видим очевидным образом, что не уважающие святынь, страдают телесно и наконец погибают». [10]
Благодаря благодати святого мира храм становится совершенным: «После помазания священнейшей трапезы миром она соделалась уже селением Божиим и обителью славы». [11]
И даже воздух в храме не такой, как в других местах, потому что в храме воздух освящен. Все наши чувства, обоняние и дыхание одинаково очищаются и освящаются:
«Ладан очищает наше обоняние и дыхание… освящает воздух и наши органы чувств, и дыхание, передавая нам свой аромат. И от одного небольшого кусочка ладана все исполняется благоухания посредством огня, посему он изображает Святаго Духа». [12]
То, о чем мы упомянули, — это лишь немногое из того богатого наследия, которое св. Симеон оставил нам о святом храме и о том, что в нем совершается. Его слова рассеивают все современные фобии, вдохновляют и вводят нас с чувством восхищения в то пространство, в которое мы приходим уже давно, не понимая, чем оно является в действительности. Мы очень богаты и не ценим то, что имеем. Пусть Бог смилостивится над нами, дабы и мы обратились к Нему. Вот чего святитель желает даже для нечестивых:
«Но да сподобит Господь, благий и единый милосердый, чтобы помилованы были все верующие в Него... Точно так же да обратятся ко Христу и нечестивые, и да сподобятся славы Того, Кто есть радость, жизнь и наслаждение, истинно Сущий и причина нашего бытия, через Которого и произошло всё существующее!».
7.08.2020
Иоаннис Литинас

[1] PG 155,306-361
[2] Συμεών Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Διάλογος κατ πασν τν αρέσεων. PG 155,68
[3] Ως άνω. σελ.108
[4] Ως άνω. σελ.61
[5] Συμεών Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Περ το γίου ναο κα τς τούτου καθιερώσεως. PG 155,336
[6] Συμεών Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Διάλογος κατ πασν τν αρέσεων. PG 155,95
[7] Συμεών Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Περ το γίου ναο κα τς τούτου καθιερώσεως. PG 155,312
[8] Ως άνω. σελ.313
[9] Ως άνω. σελ.316
[10] Ως άνω. σελ.337
[11] Ως άνω. σελ.317
[12] Ως άνω. σελ.344

Источник:

@Трость Скорописца, 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!