Для
православных верующих святость храмов — это данность.
Священный храм — это не обычное место, оно не похоже ни на какие другие
постройки, и даже новейший из храмов, не отличающийся древностью, несравненно
превосходит по ценности и важности самые важные дохристианские
археологические памятники в мире.
В наше
время у некоторых возникают сомнения в отношении священных храмов, которые
приравнивают к любому другому пространству или зданию. Помраченный умом
человек, пойманный в ловушку своего маловерия — или, скорее, своего неверия — не может признать, что «идеже Бог хощет,
побеждается естества чин», что особенно характерно для уникального
пространства присутствия Божия, священных храмов. К сожалению, такой ум больше
доверяет тому, что рекомендует ему преходящая наука — когда «эксперты» спорят
друг с другом и не могут прийти к согласию — чем тому, что рекомендует и указывает
ему вера с двухтысячелетним опытом.
Что
современные эпидемиологи сказали бы о десяти прокаженных, которых Христос
исцелил и послал к священникам? Подойдут ли они к бывшим прокаженным на близкое
расстояние? Доверятся ли они своей науке, которая отрицает чудо, или Христу, Который
их исцелил? И когда они, наконец, узнают о чуде, признаются ли они в этом или
скроют его? Вероятно, второе, поскольку через два месяца после открытия
церквей, когда тысячи людей, пришли в храмы и приступили к Таинству Божественной
Евхаристии, причащаясь из одной лжицы, кривая статистики вируса нисколько не
изменилась в худшую сторону, и ученые «постеснялись» сказать об этом.
Но
давайте перейдем теперь к нашей теме. Так чему же нас учат святые? Мы рассмотрим
учение одного из них, святого Симеона, архиепископа Солунского (Фессалоникийского).
Его слова проникнуты надлежащим благоговением и трепетом по отношению к
христианскому храму. В частности, вызывает восхищение его учение «Об
устройстве святого храма и молитве при основании его» [1], где он
объясняет происходящее в храме. Насколько же мы православные благословенны,
какая же благодать подается нам и мы её отвергаем!
Святитель
Солунский хочет вдохнуть, хочет передать слушателям этот священный трепет,
таинственное ощущение того, что превыше разума, которое внушает нам святой
храм, и благоговение. Столкнувшись с «нечестивыми», «пораженными проклятием»,
«скверными» и «пагубными» — как он
называет еретиков, не уважавшими, среди прочего, храмы, он приводит в
пример Христа, изгнавшего богоненавистников из древнего храма Соломона, который
Он Сам назвал «Домом молитвы» и «Домом Отца своего», чтобы научить нас уважению
и почтению к нему:
«А что должно почитать божественные храмы,
показал нам Он Сам, когда из древнего храма выгнал бичом тех кощунников и домом
молитвы, и домом Отца Своего сей храм называше. И Он не дозволил, рече, вносить
товар в храм святый, дабы преподать нам к божественным храмам надлежащее
благоговение».[2]
И он
говорит, «тот храм был законный и был образом. Теперь же мы говорим, что наш
храм — большего того, потому что здесь
обитает Спаситель». [3]
Чудеса, которые пережили христиане в храмах благодаря пребывающей в них благодати Святой Троицы, настолько многочисленны, что вместе с чудесами от святых икон и святой воды он приводит их как естественные доказательства в качестве аргументов против нечестивых. «Кто творит чудеса через святые иконы и святые храмы? Не Святая ли Троица?».
Чудеса, которые пережили христиане в храмах благодаря пребывающей в них благодати Святой Троицы, настолько многочисленны, что вместе с чудесами от святых икон и святой воды он приводит их как естественные доказательства в качестве аргументов против нечестивых. «Кто творит чудеса через святые иконы и святые храмы? Не Святая ли Троица?».
«Откуда
же приходят божественные действования, которые совершаются через святые иконы и
священные храмы, и освященную воду?». [4]
Он
говорит, что Божественные силы действуют внутри храма, а исцеления подаются
даже от его неодушевленных предметов и вещества — для нашего освящения:
«И это
мы видим весьма ясно, ибо Божественные силы проявляются и в храмах: здесь
бывают явления Ангелов и святых, совершаются знамения, исполняются прошения,
подаются исцеления. Оказывают на нас благотворное действие и бездушные вещи,
находящиеся в храмах: вода, камни, столбы, цепи. Они действуют не сами по себе,
ибо как они могут действовать, будучи бездушными творениями Божиими, не могущими
сами по себе ничего? Нет, они действуют низводимой на них благодатью Божией и
призываемым на них Божественным именем. И это совершается ради нашего
освящения». [5]
Христос
освящает воду, тела усопших своих рабов и храмы. И там, где призывается Его
имя, или Его Матери, или Его Святых, там совершается множество чудес. Этой
силой не обладают сами здания, но призывание божественного имени и пребывающая
в них благодать Святого Духа:
«И Он освящает свои бездушные храмы. В
священных местах, где призывается Христос или Его Матерь, или Его святые,
совершаются многочисленные знамения. И не дерево и не камни являются источником
освящающей силы, ибо они являются творением Божием, а призывание Бога и
вселение благодати Святого Духа». [6]
Комментируя
то, что совершается при основании храма, в том месте, когда перед его освящением
ворота храма закрываются и внутри находятся только священники и архиереи, он
указывает, что [при
освящении]
это
пространство меняется. Это уже не земное место. Оно становится Небесным: «ибо
храм становится уже Небом и его уже осеняет сила Святого Духа». [7]
После
того, как совершилась закладка храма, даже его пол становится святым и подлежащим
почтению, поэтому-то многие боголюбивые верующие и целовали его, как подножие Неба!
«Если
он освящен, то ему воздается почтение, и многие его боголюбиво лобызают как
небесную землю». [8]
И
Святой Престол является жилищем Бога, и не только: «На нем обитает Бог…
Таким образом, поистине трапеза бывает и жертвенником Христовым, и престолом
славы, и обителью Божией, и гробом, и местом погребения и упокоения Христова»
[9].
Вот
почему бесчестящие святые храмы погибают: «Мы часто видим очевидным
образом, что не уважающие святынь, страдают телесно и наконец погибают».
[10]
Благодаря
благодати святого мира храм становится совершенным: «После помазания
священнейшей трапезы миром она соделалась уже селением Божиим и обителью
славы». [11]
И даже
воздух в храме не такой, как в других местах, потому что в храме воздух
освящен. Все наши чувства, обоняние и дыхание одинаково очищаются и освящаются:
«Ладан
очищает наше обоняние и дыхание… освящает воздух и наши органы чувств, и
дыхание, передавая нам свой аромат. И от одного небольшого кусочка ладана все
исполняется благоухания посредством огня, посему он изображает Святаго Духа». [12]
То, о
чем мы упомянули, — это лишь немногое из того богатого наследия, которое св. Симеон
оставил нам о святом храме и о том,
что в нем совершается. Его слова рассеивают все современные фобии, вдохновляют
и вводят нас с чувством восхищения в то пространство, в которое мы приходим уже
давно, не понимая, чем оно является в действительности. Мы очень богаты и не
ценим то, что имеем. Пусть Бог смилостивится над нами, дабы и мы обратились к
Нему. Вот чего святитель желает даже для нечестивых:
«Но да
сподобит Господь, благий и единый милосердый, чтобы помилованы были все
верующие в Него... Точно так же да обратятся ко Христу и нечестивые, и да
сподобятся славы Того, Кто есть радость, жизнь и наслаждение, истинно Сущий и
причина нашего бытия, через Которого и произошло всё существующее!».
7.08.2020
Иоаннис Литинас
[1] PG 155,306-361
[2] Συμεών Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Διάλογος κατὰ πασῶν τῶν αἱρέσεων. PG 155,68
[3] Ως άνω. σελ.108
[4] Ως άνω. σελ.61
[5] Συμεών Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Περὶ τοῦ ἁγίου ναοῦ καὶ τῆς τούτου καθιερώσεως. PG 155,336
[6] Συμεών Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Διάλογος κατὰ πασῶν τῶν αἱρέσεων. PG
155,95
[7] Συμεών Αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Περὶ τοῦ ἁγίου ναοῦ καὶ τῆς τούτου καθιερώσεως. PG 155,312
[8] Ως άνω. σελ.313
[9] Ως άνω. σελ.316
[10] Ως άνω. σελ.337
[11] Ως άνω. σελ.317
[12] Ως άνω. σελ.344
Источник:
@Трость Скорописца, 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!