Святитель Григорий Палама (икона 1370-1380 гг.)
1.
Лицемерие и противоречивость последователей после-святоотеческого богословия.
Мы много раз подчеркивали, что Церковью, о которой говорится в Символе веры, является только Святая Православная Церковь. Среди прочих характеристик Церкви, в Символе веры указывается, что Церковь является «Апостольской». Однако Святую Православную Церковь можно было бы по праву назвать не только «Апостольской», но и «Апостольской и Отеческой» — если бы только было позволено вносить дополнения в этот священный текст, который Святые Отцы «краткими глаголы и многим разумом богодухновенно провещаша»[1]. Этот же запрет не позволил Святым Отцам добавить и слово «Богородица» — учение, которое представляет собой неоспоримый догмат Единой, Святой, Соборной, Апостольской и отеческой Церкви. Только сатанинская гордыня папизма могла пренебречь этим экклезиологическим запретом и добавить в Символ Веры еретическое «Филиокве», указывающее на происхождение Святого Духа якобы «и от Сына», что вызвало множество ран и травм на теле Церкви и ввергло весь Запад в схизму и ересь. Несмотря на это, паписты и по сегодняшний день с диавольским эгоизмом и лукавством продолжают настаивать на этом величайшем догматическом заблуждении.
То, что Церковь, является не только «Апостольской», но «Апостольской и Отеческой», — совершенно ясно и не нуждается в дополнительных доказательствах. Мы могли бы привести бесконечное множество свидетельств, подтверждающих это. Остановимся в качестве наглядного примера на некоторых из них, только ради тех, кто не имеет соответствующих знаний и совершенно безграмотен или полуграмотен в богословских вопросах, чтобы удержать их от дерзкого невежества или уничижительного отношения к Святым Отцам. Последнее можно по праву приравнять к пренебрежительному и уничижительному отношению к Православию, само существование которого невозможно без богопросвещенных и богодвижимых Святых Отцов. В кондаке Недели свв. Отцев Первого Вселенского Собора говорится о том, что вера Церкви зиждется на апостольской проповеди и святоотеческих догматах: «Апостол проповедание и отец догматы Церкве едину веру запечатлеша, яже и ризу носящи истины, истканну от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство». В тропаре этого же праздника мы славим и благодарим Христа, поскольку Он основал на земле светила — Святых Отцов, через которых мы пришли к истинной вере: «Препрославлен еси Христе Боже наш, светила на земли Отцы наша основавый и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе». Так же радостно мы провозглашаем и в праздник Торжества Православия: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Следует отметить, что сокращение и удаление ряда анафем против ересей и еретиков из «Синодика», который зачитывается в этот день, совершенно противоречит святоотеческому Преданию и святой Православной вере.