Двух
осужденных на смерть вели к месту смертной казни, которая должна была
совершиться через повешение. Первый богохульствовал и ругался, поносил всех и
вся, был исполнен страшного гнева и злобы. А второй тихонько бормотал себе под
нос: «Хорошо, что не хуже». И так они шли по дороге, со
связанными руками, в сопровождении стражников. «Хорошо, что не хуже». Первый
разозлился ещё больше: «В своем ли ты уме? — сказал он второму узнику. — Нас собираются
повесить. Ты что, не понял? Почему ты все время говоришь: «Хорошо, что не хуже»?
Куда мы с тобой идём, что нас ждёт? Впереди — виселица!». Но второй не обращал
внимания на эти злобные выпады и продолжал твердить своё: «Хорошо, что не хуже».
И
так они шли и шли вперед. Один непрестанно возмущался и роптал, а второй еле
слышно шептал: «Хорошо, что не хуже». Когда они поднялись на эшафот и палач уже
был готов накинуть им петлю на шею, раздался цокот копыт и на площадь прискакал
всадник. Это был посланец султана. Он страшно спешил, лошадь была вся в мыле. В
руках он держал свиток — послание от султана к
палачу с новым указом, так называемый «фирман». «Султан повелел, чтобы ты
казнил их не через повешение, а содрал с них кожу живьём». «Ну вот, видишь, —
обратился второй заключенный к первому. Теперь нас ждет нечто значительно худшее.
А ведь я был наслышан о жестокости султана и никак не мог понять, почему он
присудил нам такую легкую смерть. Если бы нас с тобой повесили, мы перешли бы в
мир иной через несколько мгновений — не успели бы
даже понять, что с нами произошло. Каково же нам будет теперь, когда с нас начнут сдирать кожу живьем?».
Как
бы ни было плохо, никогда не ропщи — хуже может быть всегда.
Архимандрит
Епифаний Феодоропулос
Источник:
книга «Радость христианина», изд-во Стамата, 2018 г., с. 312. // «Η χαρά του Χριστιανού», έκδ. Σταμάτα 2018, σελ. 312.
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г.
Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.