
Всеми мерами надобно
стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от
других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством
внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.
Таковое упражнение может
доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.
Образ такого безгневия мы
видим на Григории Чудотворце, у которого в публичном месте жена некая блудница
просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не
разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: «Даждь скоро ей цену, колико
требует». Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса;
святый же отгнал от нее беса молитвою.
Ежели же невозможно, чтобы
не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по
глаголу псалмопевца: «Смятохся и не глаголах» (Пс.76:5).
В сем случае сможем в
образец себе взять св. Спиридона Тримифунтского и преп. Ефрема Сирина. Первый
так перенес оскорбление: когда по требованию царя греческого входил он во
дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся
над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; св. Спиридон,
будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф.5:39). Преподобный
Ефрем,
постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему
пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика,
сказал к нему: «Не скорби, брате, аще бо не восхоте прийти к нам пища, то мы
пойдем к ней», – и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал
ее: так был он безгневен.
А как побеждать гнев, сие
можно видеть из жития великого Паисия,
который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от
гнева; и рече ему Христос: «Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже
возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи».
Дабы сохранить мир
душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не
печальный, по слову Сираха: ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет
(Сир.30:25).
Когда человек имеет большой
недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие,
конечно, к слабым душам относиться должно.
Для сохранения мира
душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и
молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то
получает Божественные откровения.
К сохранению душевного мира
надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать,
чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не
развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают только
те, кто имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.
Чет. Мин., июня 19, в житии его
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/beseda-prepodobnogo-serafima-s-n-a-motovilovym/#0_36