Протопресвитер Феодор Зисис,
почетный профессор богословского факультета
Фессалоникийского университета им. Аристотеля
Почему должны быть открыты храмы
во время пандемии?
В нашей предыдущей статье под названием «Закрытие храмов Священным Синодом — дело рук диавола» мы объявили, что последуют
ещё две статьи на эту же тему.
В этой статье, чтобы показать, что закрытие храмов
производилось по мирским, а не по христианским критериям, ради угождения людям,
а не Богу, мы расскажем о фундаментальных параметрах Православного богословия, которые
проигнорировали епископы в своем первоначальном и последующих решениях о
закрытии храмов. Мы уверены, что каждому, кто участвовал в принятии этих решений,
а также всем, кто их соблюдает, Христос сказал бы то же самое, что сказал Он
однажды апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что
думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21).
1. Кощунственное
раболепие. Подчинили Церковь государству, а божественное —
человеческому.
Вопрос об отношениях Церкви и государства был решен в Православной традиции путём установления взаимосвязи (греч. συναλληλία) между этими двумя институтами, имеющими разные, отличные друг от друга роли. Церковь занимается делами Божественными, вопросами, касающимися соблюдения евангельских заповедей и церковных канонов, а государство регулирует материальную жизнь человека, согласно требованиям законов. Каждый институт уважает обязанности другого и не вмешивается в его пространство, они существуют параллельно, взаимосвязанно, сотрудничают. Если это разделение не соблюдается, то возникает конфликт и нарушение автономии институтов. Когда государство («кесарь», «цезарь») вмешивается в дела Церкви, мы имеем систему цезарепапизма; когда же, наоборот, Церковь («папа») вмешивается в дела государства — а такое вмешательство было обычным явлением в Средневековье на Западе — мы говорим о системе папоцезаризма.