Воссиял, дорогие мои,
великий праздник Богоявления, один из древнейших праздников нашей Святой
Церкви.
В первые века христианства
этот праздник был объединен с празднованием Рождества Христова. В один и тот же
день, 6 (19) января, христиане отмечали Рождество Христово, поклонение волхвов
и Крещение Господне. Эти три события праздновали вместе. Кто же их разделил?
Святой Иоанн Златоуст. Он постановил отмечать праздники Рождества и Крещения
отдельно по причине исключительной важности каждого из них. Некоторые не
согласились с этим и подвергали святого нападкам и критике. В конце концов,
изменения были закреплены в календаре. Единственные, кто продолжает праздновать
Богоявление и Рождество вместе, — это армяне. Но давайте пока оставим историю
этого дня в стороне и перейдем к его смыслу и значению. [...]
«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»[1], — говорится в отрывке из послания к Титу, который читается на Божественной Литургии в этот день. Глубина его безгранична. Греческое слово «харис» (χάρις), которое переводится в этом случае как «благодать», имеет еще и другое значение: «помилование приговоренного к смерти». О том, что такое помилование, рассказывает нам Достоевский в одном из своих произведений,[2] где описывается помилование заключенного, но на самом деле этот случай взят из его собственной жизни. Так вот, этого заключенного приговорили к смерти, посадили в тюрьму, а в день казни взяли его перед рассветом, вывели за город и уже собирались убить, как вдруг увидели вдалеке приближающегося всадника, который кричал: «Стойте! я привез от царя указ о помиловании!». Ему была дарована жизнь, он не был казнен! Этот момент Достоевский помнил всю свою оставшуюся жизнь.