…Не
так жестоко ведут войну скифы, фракийцы, сарматы, индийцы, мавры и другие дикие
народы, по своему обыкновению, как гнездящиеся в душе непристойные помыслы и
порочные пожелания, любовь к богатству, желание власти, привязанность к
предметам житейским. И действительно так, потому что та война — внешняя, а эта
— борьба внутренняя. А что бедствия, рождающиеся внутри, гораздо хуже
бедствий, происходящих отвне, и обыкновенно причиняют больший вред, это можно
видеть во всем. Так дерево больше повреждают черви, зарождающиеся внутри, а крепость и здоровье тела больше расстраивают болезни, зарождающиеся внутри, —
чем случающиеся снаружи; и города разрушают не столько внешние враги, сколько
домашние: так точно и душу обыкновенно не столько заражают бедствия, нападающие
отвне, сколько болезни, зарождающиеся внутри.
Но
кто, имея страх Божий, совершенно прекратит эту войну, обуздает страсти,
задушит различных зверей — порочные помыслы, и не дозволит им скрываться
внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром. Этот мир Христос,
пришедши, даровал нам (Ин. 14:27); этого мира и Павел желал верующим, повторяя
в каждом послании: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса
Христа» (1 Кор. 1:3; Гал. 1:8 и др.). Кто имеет этот мир, тот не боится не
только врага и варвара, но и самого диавола, а посмевается над всеми полчищами
злых духов, бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не
изнуряется недугами и болезнями, и не смущается никакими другими человеческими,
неожиданно случающимися, бедствиями, потому что он имеет душу, способную
перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую.
Дабы
вам убедиться, что это справедливо, представим пример. Пусть будет какой-нибудь
завистник, и пусть никто не восстает против него: какая ему от того польза? Он
восстает сам против себя, изощряет на себя помыслы, опаснейшие всякого меча,
раздражается всем видимым, мучится при виде каждого, встречающегося ему
человека, и не чувствует ни к кому доброго расположения, но считает всех
вообще своими врагами. Какая же ему польза от внешнего мира, когда он сам
неистовствует и беснуется, как общий враг человеческого рода, и ходит везде,
нося внутри себя такую войну, бесчисленное множество копий и мечей, и желая
лучше подвергнуться тысяче смертей, чем видеть кого-нибудь из подобных себе
существ пользующимся добрым мнением и благополучием?
Также
предавшийся страсти к богатству носит в душе своей бесчисленные войны, брани и
смятения, находится в страхе и беспокойстве и не может быть в хорошем
расположении духа ни на малейшее время. Но не таков тот, кто освободился от
страстей; напротив, он пребывает в тихой пристани, наслаждается любомудрием к
не подвергается никакой подобной неприятности. Потому-то и пророк, наслаждаясь
сам этим даром промысла Божия, говорил: «спокойно ложусь я и сплю», выражая,
что для человека, не имеющего этого мира, не открыта даже общая всем пристань,
но заграждена и она, пристань сна и ночи. Страсти нарушают даже отдых, даруемый
природою, и совершенно преодолевают силу сна своим жесточайшим насилием.
Преданные зависти, ненависти, любостяжанию и хищению, нося с собою всюду войну
и имея внутри скрывающихся врагов, куда бы ни пошли, нигде не могут избежать
этой борьбы; хотя бы они оставались и дома, хотя бы лежали на постели,
подвергаются туче стрел, смятению, которое сильнее всяких волн, терпят
убийства, вопли, стенания и другие бедствия, которые гораздо жесточе
случающихся на войне…
Отрывок из толкования на псалом 4.