пятница, 30 декабря 2022 г.

Две трапезы Господни (митрополит Флоринский Августин)

 

Неделя 28-я по Пятидесятнице: Притча о Званных на Вечерю

 * * *

Вы слышали, мои дорогие, священное и святое Евангелие: сегодня на службе была зачитана притча — простой рассказ, скрывающий в своей простоте глубокий смысл под видом картины, сцены из жизни.

Господь говорит одно, а подразумевает другое. Он старается возвысить своих учеников, привести их от легкого к сложному, от известного к неизвестному, от видимого к невидимому, от конкретного к абстрактному. Насколько же Он великий учитель, непостижимый для нашего ума, и насколько Он прав, когда говорит: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос» (Мф. 23, 8).

В притчах Он берет примеры или образы из природы и жизни. А здесь за основу Он взял сцену из жизни семьи, накрытый стол.

Один человек праздновал какое-то радостное событие (Христос этого не осуждает) и накрыл стол. Будучи радушным и щедрым, он позаботился о том, чтобы ужин был обильным. Повара приготовили самые лучшие блюда; на стол поставили дорогие приборы и подали редкие вина; дом был украшен цветами; звучала прекрасная музыка — настоящее наслаждение для всех чувств. Кто не хотел бы сидеть за этим столом?

И все же никто не пришел к хозяину в гости! Неужели все хлопоты и расходы были напрасны? Почему отовсюду отказ, ведь он направил им официальное приглашение? Послушайте только ответы приглашенных. Когда к ним пришел слуга и сказал: «Приходите, все готово, и мой господин ждет вас», один ответил: «Я купил поле и должен пойти посмотреть его». Другой отказался иначе: «Я купил пять пар волов и собираюсь испытать их». А третий, дерзкий и сластолюбивый, дал бесстыдный ответ: «Я только что женился, у меня «медовый месяц», поэтому я не могу прийти». Они отказались один за другим. Все они сказали: «Молю тя, имей мя отречена» (см. Лк. 14, 18–20).

Когда хозяин услышал об их отказе, он разгневался, говорит Евангелие (см. Лк. 14, 21). Что теперь будет? Ведь не зря же он накрывал на стол. Он поручает слуге: «Пойди скорее по площадям и улицам города и приведи кого только найдешь: нищих, увечных, хромых и слепых». Без промедления слуга выполняет приказ и докладывает: «Господин, все исполнено по твоему приказанию, и еще есть пустые места» (зал в том доме был очень просторен). Хозяин снова посылает его: «Пойди по дорогам и изгородям, и кого ты найдешь, приведи силой, чтобы наполнился дом мой».

Такова эта притча в нескольких словах. Возникают вопросы. Во-первых, кто этот хозяин, который готовит большой ужин? Во-вторых, кто приглашенные? В-третьих, что это за трапеза и изысканные блюда? Время не позволяет ответить на эти вопросы со всеми подробностями. Скажу лишь несколько слов о центральном значении притчи, то есть о самой трапезе.

вторник, 27 декабря 2022 г.

Св. Иоанн Златоуст: Бог оказал благоволение к блуднице…


...Бог оказал благоволение к блуднице? Да, к блуднице, т. е. к нашему естеству. Он был высок, а она унижена; высок не по месту, а по природе. Он есть Существо нетленное, неизменяемое, бессмертное, непостигаемое умом, невидимое, необъятное, всегда пребывающее таким, каково есть, превосходящее ангелов, высшее горних сил, побеждающее разум, превышающее ум, такое, которого невозможно видеть, а в которое можно только веровать…

Он взирает на землю, и она колеблется… Он произвел реки из пустыни, поставил горы мерою и холмы весом… И Он, столь великий и столь высокий, благоволит к блуднице. Для чего? Для того, чтобы блудницу сделать девою. Для того, чтобы сделаться женихом ее. Что же Он делает? Он не посылает к ней никого из рабов, не посылает к блуднице ни ангела, ни архангела, ни серафима, но Сам приходит со Своею любовью.

Старец Агафон Констамонитский о духовной брани

 

«Упал и восстал через покаяние, упал и снова встал, упал — встал, упал — встал, упал — встал… У меня распухнет язык, если я скажу, сколько раз это происходило. Не только изо дня в день, но и из года в год. Духовная брань длилась годами! Все слова кажутся слишком примитивными и грубыми, чтобы описать то, что у человека в душе. Никакие теории и пустые рассуждения здесь не помогут. Если не разобьешь лицо в кровь, если с тебя не снимут стружку, как с лимона на терке, ты так ничему и не научишься. Вот почему и Святые Отцы говорили: «Пролей кровь и прими Дух».

Старец Агафон Констамонитский




@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

понедельник, 26 декабря 2022 г.

Святитель Спиридон и кони.



***

В то время, когда арианская ересь раскачивала корабль церковный, было решено провести Первый Вселенский Собор в Никее.

Святитель Спиридон вместе со святым Трифиллием, который в ту пору был его диаконом и его учеником, отправились в Никею. Когда стемнело, они остановились на ночлег в деревне, где жили ариане.

Трифиллий поставил в конюшню двух коней, которые были запряжены в их повозку, и уставшие путники пошли спать.

Наутро после пробуждения, за два часа до рассвета, святой Спиридон сказал своему диакону Трифиллию:

- Иди, чадо мое, и запряги коней. Отправимся в путь пораньше, потому что дорога неблизкая.

Трифиллий пошел в конюшню и нашел коней обезглавленными.

Он побежал к своему старцу и сказал:

- Отец, горе нам! Какие-то злые люди убили наших коней.

Святитель Спиридон ответил своему послушнику Трифиллию:

- Иди и приложи их головы к телам, я сейчас спущусь вниз.

Трифиллий побежал на конюшню и выполнил послушание. Но, поскольку было еще темно, он нечаянно приложил голову белого коня к туловищу вороного, а голову вороного коня — к туловищу белого.

Когда святой Спиридон пришел в конюшню, он стал возле коней, лежащих во мраке, и возгласил: «Препрославлен будь, Господи, дарующий жизнь всему творению ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Кони воскресли и встали на ноги.

Когда святой молился, он не заметил, что головы коней не соответствовали телам, так как в конюшне было темно. После восхода солнца диакон сказал святителю:

- Геронда, я ошибся: перепутал головы коней местами.

- Не беспокойся, чадо мое, значит так хотел Бог.

И они продолжили свой путь.

Жители всех деревень и городов, которые они проезжали, смотрели с большим удивлением на вороного коня с белой головой и на белого коня с черной. А еще большее изумление испытали те, кто подстроил убийство коней...

Велики и чудны дела Твои, Господи, через святых Твоих на земле!

Святителю отче Спиридоне Чудотворче, моли Бога о нас...

 


Источник: https://www.romfea.gr/pneumatika/3391-o-spuridon-kai-ta-aloga

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.


среда, 21 декабря 2022 г.

Современные чудеса святителя Николая, освобождение пленных (митрополит Флоринский Августин).

 


Некоторые говорят: «Каждый Евангельский отрывок о чудесах начинается со слов «во время оно», то есть когда-то очень давно, в незапамятные времена. В нашу эпоху таких чудес не бывает». Однако такие люди не правы. Чудеса совершались не только в ту пору. Сила Христова не оскудеет никогда. И вчера, и сегодня, и завтра, и до скончания века — до тех пор, пока восходит солнце, текут реки и сияют звезды небесные, сила Христа, действующего во святых Своих, будет творить чудеса. Желаете получить доказательства? Слушайте.

Св. Николай Сербский: «Там, где отсутствует Христос, — наибольшая жестокость и пошлость...»

 

Публикуется в сокращении.

[...]

22. В новое время все еретические «церкви» снова стали создавать подпорки для Евангелия, используя научные теории и воспринимая многие из них как нечто абсолютное. И это при том, что величайшие ученые нашего времени перестали считать абсолютным позитивное знание (не говоря уже об отдельных теориях).

23. Как воины Пилата одели Господа Христа в дешевую багряницу, а Ирод — в белую одежду, так и еретические богословы облекли Спасителя в дешевые одежды языческой философии и ложной науки. Чтобы получше одеть Его и украсить! Но в обоих случаях Христос был поруган и унижен.

24. Православная Церковь — единственная в мире, которая хранила веру в Евангелие как единственную абсолютную истину, которая не требует подпорок и поддержек ни от какой философии или светской науки. Поэтому, когда мы читаем девятый член Символа веры — «верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — мы понимаем под этой единой Церковью Православную Церковь.

25. Еретические богословы назвали Православную Церковь оскорбительным наименованием «Окаменевшая церковь» (А. Гарнак, «Сущность христианства»). Из-за чего? Из-за того, что эта Церковь «не идет в ногу со временем» и «не подстраивается под время»! Однако в этом — слава Православия, что оно живет согласно заповеди апостола Павла: «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2).

вторник, 20 декабря 2022 г.

Джиду Кришнамурти — один из кандидатов на роль антихриста

На фото: Джиду Кришнамурти, 1910 г.


Предисловие

Эта статья была написана после общения с некоторыми последователями учения Джиду Кришнамурти, которые одновременно посещали занятия в секте и… православный монастырь. К Православию они относились с симпатией и в то же самое время считали, что их «учитель» Кришнамурти близок по духу Православным святым. Желая разобраться в источнике учения Кришнамурти, мы изучили его произведения и воспоминания знавших его людей. Оказалось, что он был избранником оккультистов, которые готовили его на роль… антихриста. О том, как проходила эта подготовка и каков был характер учения и способностей Кришнамурти вы сможете узнать в этой небольшой статье…

пятница, 16 декабря 2022 г.

Слово св. Иоанна Златоуста о том, как надлежит поступать с кощунниками

 

...Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.

среда, 14 декабря 2022 г.

Митрополит Керкирский Поликарп (Вагенас): Единственное решение

 



«Приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17)

 

Жизненно важные для человечества проблемы становятся хроническими. Они ежедневно требуют разрешения. Непрестанно проходит их обсуждение на философском или научном уровне. Конференции и встречи, местные и международные… организации по всему миру заняты поиском новых методов для выхода из затруднительных ситуаций. На разработку и публикацию разных теорий расходуются тонны типографской бумаги. Сторонники каждой теории считают её оригинальной и уникальной.

Но проблемы по-прежнему остаются и нередко наполняют тревогой, беспокойством и страхом мировое сообщество в целом или отдельные социальные группы, или отдельных людей, в зависимости от уровня этих проблем. В высшей степени острыми были всегда социальные вопросы. В том числе, равномерное распределение товаров народного потребления. Призрак голода бродит по всему миру. Расовое неравенство будоражит континенты. Демографическая проблема вызывает тревожные опасения. Вопрос контроля над рождаемостью волнует миллионы людей. Мир во всем мире является глобальной проблемой номер один. Так же, как и взаимопонимание между народами. Терроризм, модернизированное рабство, бесчеловечное насилие в любой форме и любого происхождения. Торжество справедливости во вселенском масштабе — вот еще одна проблема наших дней. И это всего лишь некоторые вопросы, которые беспокоят человечество.

среда, 7 декабря 2022 г.

Четыре венца старца Ефрема Аризонского

 


К третьей годовщине со дня упокоения Геронды Ефрема (7.12.2019)

Преподобный, потому что он преуспел в аскетических подвигах и послушании, как немногие другие. Его сердце стало небом, адамантовым сосудом благодати, хрустальным ларцом богатых дарований, которые дает Бог любящим Его!

Равноапостольный, потому что он воздвиг Американскую Православную Церковь из пепла обмирщения, а его пламенные проповеди и его пророческий глас пробуждали души людей, живущих во всех частях света!

Мученик, потому что он получал неистовые удары со стороны масонства и сионизма в центре принятия антихристовых решений. Подвергался клевете как немногие. Нанес смертельный удар демону, установившему свой престол на американском континенте при поддержке иудеев. Страдал от ненасытного гнева архиереев, подвигнувшихся на компромисс с силами зла. Над ним всегда нависал «приговор к смерти» (2 Кор. 1, 9).

Пророк, потому что он своим духовным взором прозревал всесветлое Царствие Божие и всеславное Второе Пришествие Христово. Готовил народ к вступлению в последние времена. Его любящее сердце горело желанием, чтобы все мы жили во граде будущего, о котором пишет в книге «Откровение» св. Иоанн Богослов. В то же самое время от него не укрылось, насколько современный человек пленен своими страстями. Он бесстрастно и безбоязненно обличал эти страсти, особенно аборты и противоестественный блуд. Говорил и о пагубных последствиях жизни без покаяния, вплоть до ядерного пожара, который уничтожит весь мир. Он видел наш мир, окруженный потоками огня. Не спустившегося с неба, как в древнем Содоме, а произведенного смертоносным современным оружием. Предсказывал катастрофическое падение позорного «Вавилона», то есть кровавой и плотоядной Америки. Он проповедовал подлинное слово покаяния и пробудил совесть у многих. Те из архиереев, кто находился в плену у лютых пороков, и развращенное духовенство, слыша его пламенные речи, скрежетали зубами от злости, потому что его духовный огонь опалял, в первую очередь, их. Его беспощадно преследовали, но он не уступал и не умолкал даже на малое время. И теперь он «получает мзду пророка», сорадуясь со всеми своими предшественниками во Христе. Аминь.

Источник: «Столп Православия» // ΣΤΥΛΟΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ:
https://orthodoxia.gr/…/sygchrono-adamantino-skeuos-tis-ch…/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

воскресенье, 4 декабря 2022 г.

Митрополит Морфский Неофит: Чистейший ум Пресвятой Богородицы

Проповедь митрополита Морфского Неофита на вечерне в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в храме в честь иконы «Неувядаемый Цвет» общины Кутрафа митрополии Морфу (расшифровка аудиозаписи).

***

…Дай Бог и всем вам многая и благословенная лета! Но давайте не будем забывать, что наша главная цель — не прожить много лет на земле, но достичь блаженной вечности, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Именно этой жизни, которая не заканчивается никогда, мы должны желать и стремиться к ней всей душой.

Когда мы говорим «многая лета», будь то Владыке, священнику или друг другу, мы должны иметь в виду достижение вечной жизни. А нескончаемую и блаженную жизнь во Царствии Небесном человек обретает через покаяние.

Некоторым людям (не всем, но многим) Господь дарует земное долголетие именно для того, чтобы им встретилось больше удобных случаев к покаянию. Так, поводом для покаяния может стать болезнь или, например, перенесение несправедливой клеветы. Еще один повод для покаяния — это жизнь на чужбине, что очень актуально для множества верующих киприотов. Привести к покаянию может и какая-то из наших страстей, усмирить которую нам помогает хороший духовник, когда, борясь с самими собой, мы шаг за шагом, постепенно преображаемся от худшего к лучшему при содействии благодати Святого Духа. То, о чем я сейчас рассказал, — это далеко не полный перечень, но всего лишь несколько примеров того, как человек обращает свой взор на покаяние в грехах.

Вы только представьте себе, что наша Пресвятая Богородица вошла во Святая Святых, будучи еще совсем маленькой, трехлетней девочкой, рожденной от святых родителей, Иоакима и Анны. Вы, конечно же, помните, что святая Анна была неплодна и не могла родить ребенка. Это было огромным горем для нее, потому что она стала объектом насмешек и осуждения, ведь в еврейском обществе того времени от женщины больше всего ожидали продолжения рода, а особенно — рождения младенца мужского пола, потому что все евреи думали, не родится ли в их роде долгожданный Мессия — Тот, Кто должен был спасти Израиль. Евреи постепенно впали в одно заблуждение: находясь под гнетом Римской империи, они думали, что Мессия придет для того, чтобы дать им политическую свободу, освобождение от захватчиков. Точно так же думали когда-то и мы, жители Кипра: что наше спасение — это освободиться от турок… Истина же заключается в том, что для каждого человека, где бы он ни жил, главная цель — это достичь вечной жизни. Именно для этого Пресвятая Богородица и вошла во Святая Святых в трехлетнем возрасте. Не для того, чтобы спасти евреев от римлян или сегодняшних греков от турок… У Господа есть свой план и для турок тоже, мы с вами уже говорили об этом не раз.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна

Сегодняшний праздник, дорогие отцы и братья, напоминает нам о том, что Пресвятая Богородица в возрасте трех лет была посвящена на служение Богу своей материю, прежде неплодной Анной, и своим отцом Иоакимом. Они оба были очень преклонного возраста, и рождение чада произошло чудесным образом. Вследствие глубокой старости они физически были неспособны к зачатию ребёнка. Но невозможное людям возможно Богу. Произошло чудо, и Анна — которую по праву можно было назвать «бабушкой», потому что когда она родила Богородицу, ей было около 80 лет — зачала ребёнка. И тогда она сказала Богу: «Господи, то Дитя, которое родится у нас, мы посвятим Тебе и отдадим его в храм с трехлетнего возраста. Молю Тебя: позаботься о том, чтобы рожденное нами Чадо прожило жизнь благословенную и праведную».

Икона Введения Пресвятой Богородицы во храм

И вот, три года спустя, произошло Введение Богородицы во храм. Ее сопровождали девы, посвященные Богу, которые жили в храме Соломона словно монахини, скажем так. Они шли за Нею со свечами. Первосвященником в ту пору был святой пророк Захария, отец святого Иоанна Крестителя. На иконе сегодняшнего праздника мы видим, как он встречает с распростертыми объятиями Пресвятую Деву Марию. Она не была первой девой, которую привели в храм: по традиции еврейского народа, при храме должно было жить 12 дев. Их приводили туда в раннем возрасте, и они могли оставаться в храме до своего взросления, после чего им на смену приходили другие. В храме Соломона было специальное место, где жили эти девы; место это было подобно монастырю. Там о них заботились, но для чего? После замужества у одной из них мог родиться Мессия, вот почему эти девы должны были оставаться невинны и чисты — и душою, и телом.

Бог открыл святому пророку Захарии, что дочь престарелых Иоакима и Анны — не такая, как все остальные девы. Дух Святой возвестил в сердце его, что Ее надлежит ввести во Святая Святых — туда, куда первосвященник входил только один раз в году. Пророк Захария оказал послушание Святому Духу и ввел Ее во Святая Святых. Здесь на меня производит особое впечатление то, что с этим согласились и другие евреи. Как говорится в одном из псалмов, род сей — «мятежный», но здесь и они принимают Ее.

Св. пророк Захария встречает Пречистую Деву Марию 

Пресвятая Богородица жила во Святая Святых с трех до пятнадцати лет. Она не вкушала пищу, которой обычно питались другие девы. И всем было интересно, чем же она питается. А питал ее Архангел Гавриил — тот, которого называют «Ангелом Богородицы». Ангел по-гречески означает «вестник». Кто принес Богородице благую весть о том, что Она родит Сына Божия? Конечно же Гавриил. Кто привел с Востока в Вифлеем волхвов к Спасителю, направляя их светом звезды? Той, звезды, которую по сей день ищут астрономы и астрологи (современные волхвы). А звездой этой был сам Архангел Гавриил, принявший облик звезды. Так вот, Архангел Гавриил приносил с Небес хлеб, которым питалась Пречистая.

Пресвятая Богородица не совершила никакого греха ни словом, ни делом, ни помышлением. Пребывая в храме, Она научилась вниманию, а точнее — хранению ума (греч. νος). Находясь во Святая Святых, Она посвятила весь Свой ум Богу. По учению Святых Отцов, ум есть око нашей души. Он служит для души тем, чем глаза служат для тела. В нашей душе есть еще и другие составляющие. Одна из них — это воображение (греч. φαντασία), которое имеется у нас всех, а особенно (и даже в некотором избытке) развито оно у художников. Пресвятая Богородица никогда не использовала свое воображение так, как делаем это мы, — для вещей бесполезных и мирских. И Она избегала холодного, рассудочного мышления, которое принято называть «рассудком» и «интеллектом» (греч. διάνοια). Именно он порождает лишние мысли и рассуждения, философствование и те идеи, которые так характерны для нашей сегодняшней греческой, да и вообще для европейской «цивилизации». Она с величайшим вниманием блюла ту силу души, которая отвечает за оценочное суждение (греч. κρίσις). Преподобный Иоанн Дамаскин называет её мнением (греч. γνώμη). С нами нередко случается так, что формируя свое мнение, мы начинаем оценивать, сравнивать и немедленно переходим к осуждению; мы начинаем обвинять других и оказываем предпочтение себе, поставляя себя выше других — происходит зарождение греха… Все это — наши страсти, которые следует изживать из своего сердца.

Мы не упраздняем ни рассудка, ни воображения, ни различных чувств, ни ума, ни способности делать суждения — все они является силами нашей души, дарованными нам Богом. Главное — уметь правильно пользоваться ими. А если мы где-то «упадем» и по ошибке осудим другого, воспримем неправильные идеи, сделаем ложное заключение (что случается с нами каждый день), мы сразу же должны принести покаяние.

Как говорится в последовании Великого повечерия: «И даруй нам, Господи, бодр ум, целомудр помысел, сердце трезвящееся». Сердце трезвящееся — это сердце, которое болезнует о своих грехах, кается и стремится к очищению. Борьба со страстями — это наш удел, необходимое делание... Но Пресвятая Богородица не согрешала ни одной из сил Своей пречистой души. Ее ум был непрестанно занят только одним: исполнением во всем воли Божией.

Эта преблагословенная Дщерь сохраняла не только чистоту телесную, но и совершенную чистоту ума — то, что нам постичь очень трудно. Если мы постараемся удержать свой ум без развлечений хотя бы полминуты, я уже не говорю полчаса, мы не справимся. Мы очень скоро начнем рассуждать и… осуждать. Сможем ли мы избежать бесполезных мыслей, не вспомнить во время молитвы ни о какой из житейских забот? Не подумать о том, что подадут к столу завтра на праздник? Но Пресвятая Владычица наша Богородица сохраняла Свой ум от всего нечистого и греховного, а также от излишнего попечения о мирском; от всего, что могло бы отдалить Ее от Бога. И Ее способность рассуждать, и Ее способность оценивать, все Ее заботы и мысли были направлены только к одному: как Ей неразлучно пребывать с Пресвятой Троицей, с Богом. И поэтому именно Она стала избранницей Божией и была освящена Духом Святым, который позднее снизошел на Нее. И Та, которая пребывала в Соломоновом храме, во Святая Святых, и Сама стала храмом Духа Святого, вместилищем Божества. Таким образом нам был ниспослан величайший дар — наш Господь и Бог, Богочеловек Иисус Христос, нераздельно и неразлучно пребывающий с Богом Отцом и с Духом Святым, и вочеловечившийся от Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Икона Рождества Христова 

Но для этого нужна была подготовка. И сегодняшний праздник является подготовкой к величайшему событию Благовещения, а затем — Рождества Христова. Святые Отцы нашей Церкви премудро составили годовой круг богослужений, поместив Введение во Храм прежде праздника Рождества Христова. С 15/28 ноября начинается Рождественский пост, когда мы ограничиваем себя в пище, отказываемся от мяса, молочного, яиц… При этом, постясь телесно, очень важно, чтобы мы заботились и о хранении ума. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Дети мои, нужно, чтобы вы научились непрерывно возделывать добрые помыслы». И работать над этим нужно каждый день…

Однажды я спросил преподобного Иакова Эвбейского: «Геронда, что ты делаешь, когда просыпаешься утром?». Преподобный Иаков был очень простым, бесхитростным человеком и всегда открывал свое сердце, если доверял тебе. Он сказал мне в ответ:

«Когда я просыпаюсь, то сажусь на кровати и трижды повторяю: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». А затем молюсь так: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». И эти слова повторяю три раза. После я иду в храм, где буду служить Божественную Литургию и причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, победившего грех и смерть, одержавшего победу над диаволом, поэтому я должен подготовить свой ум и наполнить молитвой душу мою, поэтому я повторяю много-много раз молитву «Богородице Дево, радуйся!».

Эту молитву вы неоднократно слышали на службе, мы поем ее на каждой вечерне на благословении хлебов:

«Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

На фото: преподобный Иаков Эвбейский

И он продолжил:

«Эту молитву я произношу шёпотом. А вечером, когда я читаю Псалтырь, совершаю молитву по четкам и делаю земные поклоны, мое сердце жаждет молитвы и, как рыбка, когда ее начинают кормить, хватает корм, так и сердце мое старается ухватить каждое слово молитвы. А когда я оканчиваю свое правило, в моем сердце непрестанно, неведомым образом движется молитва к Матери Божией: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Иду умыть лицо: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Надеваю носки: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Облачаюсь в рясу, чтобы отправиться в храм: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». До тех пор, пока я не зайду в храм, я непрестанно молюсь к Богородице и произношу это ангельское приветствие, молитву Архангела Гавриила, в сердце своем».

Точно так же следует начинать день и нам с вами. Всем нам нужна не только пища для тела, но нужна и пища для души. А пища для души — это Святое Причастие, покаяние и молитва. Поэтому я прошу вас, для вашего блага и для блага ваших семей, начинайте свой день с призывания Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!». А затем, в течение дня, много раз молитесь Божией Матери. У нашей Церкви есть и другие, более краткие молитвы к Богородице, которые могут показаться кому-то удобнее для частого произношения, например, «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Но я предпочитаю читать молитву «Богородице Дево, радуйся» полностью, хотя эта молитва и немного длиннее. Знаете, почему? Эту молитву произнес Ей Архангел Гавриил. И мне кажется, что она больше нравится Пречистой, вы почувствуете это сами. Попытайтесь и вы начинать таким образом ваше «введение» в новый день.

Матерь Божья начала свое служение Богу с Введения во храм, когда вошла в Святая Святых. Давайте и мы поместим в свое сердце Святая Святых — Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. И таким образом обретем блаженную вечность, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

Теперь я присяду, так как у меня болит нога. Удивительно, но пока я беседовал с вами, я забыл о боли, а сейчас она снова вернулась, поэтому я сяду, а вы можете подходить за благословением и прикладываться к иконе, а затем выходите через северную дверь.

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас, аминь!

Проповедь митрополита Морфского Неофита на вечерне в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в храме в честь иконы «Неувядаемый Цвет» общины Кутрафа митрополии Морфу (20.11.2021).

Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2021/11/24/μόρφου-νεόφυτος--καθαρότατος-νος-τ/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

четверг, 1 декабря 2022 г.

Почему дети певчих и священников не хотят слышать о Боге?

 


Архимандрит Патапий Друзас (+ 29 июля 2022 г.) родился в городе Ассос возле Коринфа и в течение последних 32 лет своей жизни служил в церкви Святых мучеников Киприана и Иустины в Перистери (Аттика), основателем которой он был. Он ежедневно поминал на проскомидии множество имен, и по его молитвам многие души получали помощь свыше. Мы, знавшие старца Патапия лично и жившие неподалеку от него, не только стали свидетелями многочисленных чудес, но и убедились в том, что его жизнь представляла собой осуществление на практике заповедей Христовых, святого Евангелия. В память о нем мы хотели бы передать вам некоторые из его духовных советов и наставлений, которые он нам дал, чтобы мы могли уберечься от наветов лукавого.

понедельник, 28 ноября 2022 г.

Святая Гора Афон: упокоился старец Исидор Филофейский Слепой.

 

В воскресенье, 27 ноября 2022 года, в Афонском монастыре Филофей на 87-м году жизни почил старец Исидор Слепой.

Тысячи душ были утешены его молитвами и его словами в те годы, когда он по два раза в год выезжал со Святой Горы Афон.

Приснопамятный старец Исидор родился в Патрах слабовидящим.

В возрасте 15 лет ему сделали операцию на глазах, в результате чего он полностью ослеп.

В возрасте 40 лет в Священном монастыре Филофей он принял монашеский постриг от приснопамятного старца Ефрема Филофейского (Аризонского), которому он исповедовался еще будучи мирянином в Патрах.

Незадолго до пострига он внезапно прозрел и, увидя свет Божий, молитвенно обратился к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Владычица моя Богородица, прошу Тебя: возьми от меня этот свет, чтобы я не впал в искушение и не отказался от монашества, дабы в страшный день Суда мне не пришлось давать ответа за это». Сразу же после молитвы к Матери Божией он снова ослеп. Слепота была для него желанной, потому что он считал эту немощь полезной для своей души.

Когда в 1980 году насельниками священного монастыря Ксиропотам стал приснопамятный старец Ефремом Ксиропотамский и другие монахи-филофеиты, отец Исидор был одним из тех, кто пополнил его братию.

До монашеского пострига он продавал лотерейные билеты в Патрах.

Старец Исидор никогда не жаловался на свою инвалидность. Наоборот, он благодарил Бога за нее.

Он говорил: «У меня ничего нет, но мне ничего и не нужно». Следует отметить, что отец Исидор оказывал полнейшее послушание старцу Ефрему Филофейскому, при этом между ними царила взаимная любовь во Христе.

Он несколько раз посещал своего старца в Аризоне, чтобы взять у него благословение и попросить молитв.

Он питал особую любовь к Пресвятой Богородице, которую называл «Мамочкой».

Когда у него просили молитв, он отвечал: «Да поможет вам Бог молитвами Пресвятой Богородицы» или «молитвами старца моего».

Есть сотни свидетельств людей, которые, находясь рядом с ним, стали свидетелями чуда.

Это был человек святой жизни! Желаем его душе упокоения в Царствии Небесном со всеми святыми. Сладкого Рая!

 

Источник:

https://www.ekklisiaonline.gr/nea/agio-oros-ekimithi-o-gerontas-isidoros-o-filotheitis-o-tyflos-se-ilikia-87-eton/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

воскресенье, 27 ноября 2022 г.

Святитель Иоанн Златоуст о войне и духовной брани.

 

…Не так жестоко ведут войну скифы, фракийцы, сарматы, индийцы, мавры и другие дикие народы, по своему обыкновению, как гнездящиеся в душе непристойные помыслы и порочные пожелания, любовь к богатству, желание власти, привязанность к предметам житейским. И действительно так, потому что та война — внешняя, а эта — борьба внутренняя. А что бедствия, рождающиеся внутри, гораздо хуже бедствий, происходящих отвне, и обыкновенно причиняют больший вред, это можно видеть во всем. Так дерево больше повреждают черви, зарождающиеся внутри, а крепость и здоровье тела больше расстраивают болезни, зарождающиеся внутри, — чем случающиеся снаружи; и города разрушают не столько внешние враги, сколько домашние: так точно и душу обыкновенно не столько заражают бедствия, нападающие отвне, сколько болезни, зарождающиеся внутри.

Но кто, имея страх Божий, совершенно прекратит эту войну, обуздает страсти, задушит различных зверей — порочные помыслы, и не дозволит им скрываться внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром. Этот мир Христос, пришедши, даровал нам (Ин. 14:27); этого мира и Павел желал верующим, повторяя в каждом послании: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор. 1:3; Гал. 1:8 и др.). Кто имеет этот мир, тот не боится не только врага и варвара, но и самого диавола, а посмевается над всеми полчищами злых духов, бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями, и не смущается никакими другими человеческими, неожиданно случающимися, бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую.

Дабы вам убедиться, что это справедливо, представим пример. Пусть будет какой-нибудь завистник, и пусть никто не восстает против него: какая ему от того польза? Он восстает сам против себя, изощряет на себя помыслы, опаснейшие всякого меча, раздражается всем видимым, мучится при виде каждого, встречающегося ему человека, и не чувствует ни к кому доброго расположения, но считает всех вообще своими врагами. Какая же ему польза от внешнего мира, когда он сам неистовствует и беснуется, как общий враг человеческого рода, и ходит везде, нося внутри себя такую войну, бесчисленное множество копий и мечей, и желая лучше подвергнуться тысяче смертей, чем видеть кого-нибудь из подобных себе существ пользующимся добрым мнением и благополучием?

Также предавшийся страсти к богатству носит в душе своей бесчисленные войны, брани и смятения, находится в страхе и беспокойстве и не может быть в хорошем расположении духа ни на малейшее время. Но не таков тот, кто освободился от страстей; напротив, он пребывает в тихой пристани, наслаждается любомудрием к не подвергается никакой подобной неприятности. Потому-то и пророк, наслаждаясь сам этим даром промысла Божия, говорил: «спокойно ложусь я и сплю», выражая, что для человека, не имеющего этого мира, не открыта даже общая всем пристань, но заграждена и она, пристань сна и ночи. Страсти нарушают даже отдых, даруемый природою, и совершенно преодолевают силу сна своим жесточайшим насилием. Преданные зависти, ненависти, любостяжанию и хищению, нося с собою всюду войну и имея внутри скрывающихся врагов, куда бы ни пошли, нигде не могут избежать этой борьбы; хотя бы они оставались и дома, хотя бы лежали на постели, подвергаются туче стрел, смятению, которое сильнее всяких волн, терпят убийства, вопли, стенания и другие бедствия, которые гораздо жесточе случающихся на войне…

Отрывок из толкования на псалом 4.

 

понедельник, 21 ноября 2022 г.

Явление небесного гостя на Святой Горе Афон… Встреча монаха-святогорца с Архистратигом Михаилом!

 

Это случилось в ту пору, когда о. Филарет выполнял послушание архондаричного (Архондаричный — это монах, которому поручено встречать паломников, готовить для них комнаты, предлагать им кофе и угощения. Это послушание бывает очень утомительным, потому что лишает монаха тишины и драгоценного уединения).

По прошествии пяти лет о. Филарет очень устал от непрерывного стечения народа и множества искушений и попросил настоятеля дать ему другое послушание.